обязать администрацию Ромодановского района РМ обеспечить Ерш Т.Н. по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м.



Дело №2-419/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Ромоданово 05 октября 2011 г.

Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Пурцакина В.В., при секретаре судебного заседания Ежовой Е.Г., с участием в деле: старшего помощника прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Епанешниковой Л.Ю., истца Ерш Т.Н., представителя ответчика администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Кузьминцева С.Н. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Ерш Татьяны Николаевны к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения,

установил:

Прокурор Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Ерш Татьяны Николаевны обратился в суд с иском к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения. В обоснование исковых требований в исковом заявлении указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Ромодановского района Республики Мордовия выявлен факт не обеспечения администрацией Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Ерш Татьяны Николаевны относящейся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего какого-либо закреплённого жилья, в связи, с чем имеющего право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильём не ниже установленных социальных норм жилым помещением. Мать Ерш Т.Н. ФИО2 умерла 01.04.2007 года, отец ФИО3 умер 01.08.2005 года.

Распоряжением главы Ромодановского района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ Ерш Т.Н. поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В настоящее время Ерш Т.Н. закончила ГОУ НПО «Профессиональное училище №7», однако жилым помещением необеспеченна, хотя относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, следовательно они должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ерш Т.Н. обратилась с заявлением о защите своих жилищных прав в прокуратуру района.

Прокурор Ромодановского района, руководствуясь ст.40, 44 Конституции Российской Федерации, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года просит обязать администрацию Ромодановского муниципального района обеспечить Ерш Татьяну Николаевну по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м.

В судебном заседании старший помощник прокурора Епанешникова Л.Ю. поддержала указанные в исковом заявлении основания иска, просит обязать администрацию Ромодановского муниципального района предоставить по месту жительства Ерш Татьяны Николаевны вне очереди, жилое помещение не менее 33 кв.м.

Истец Ерш Т.Н. в судебном заседании, поддержала доводы прокурора, просила удовлетворить иск и обязать предоставить ей, как лицу из числа сирот, жилое помещение, пояснив, что 24.03.2003 года она была поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Мать Ерш Т.Н. ФИО2 умерла 01.04.2007 года, отец ФИО3 умер 01.08.2005 года. Распоряжением главы Ромодановского района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ она Ерш Т.Н. поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Закончила ГОУ НПО «Профессиональное училище №7». Собственного жилья она не имеет.

Представитель ответчика Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Кузьминцев С.Н. действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, показал, что нет денежных средств, предусмотренных для улучшения жилищных условий Ерш Т.Н. и администрация Ромодановского муниципального района не может обеспечить Ерш Т.Н. по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м. Решить вопрос о жилье истице возможно лишь после поступления субвенции на реализацию указанных полномочий из республиканского бюджета Республики Мордовия. Просит в иске отказать.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Ромодановского района ФИО8 и третье лицо- представитель Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явились, были уведомлены о месте и времени судебного заседания. О причинах неявки не сообщили. На основании статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без не явившихся лиц.

Выслушав старшего помощника прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Епанешникову Л.Ю., истца Ерш Т.Н. представителя ответчика Кузьминцева С.Н., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела видно Ерш Т.Н. обратилась в прокуратуру Ромодановского района Республики Мордовия с заявлением (л.д.5) о защите своих жилищных прав, соответственно, прокурор обратился в суд с иском в интересах Ерш Т.Н. в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. И в соответствии со статьёй 44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Конституция Российской Федерации в статье 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. При этом, пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункта 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статьи 1 названного Закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что истец Ерш Татьяна Николаевна ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Мать ФИО2 умерла 01.04.2007 года, исходя из свидетельства о смерти I-ЖК , отец ФИО3 умер 01.08.2005 года, что подтверждается свидетельством о смерти II-ЖК , эти обстоятельства наступили до достижения истцом 18 летнего возраста.

Из свидетельства о рождении следует, что Ерш Татьяна Николаевны родилась ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.17)

Как следует из ксерокопии письма Главы Администрации Ромодановского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Ромодановского района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. (л.д. 9).

Собственного жилья Ерш Т.Н. не имеет, это подтверждается справками выданными Ромодановским отделением Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Республике Мордовия (л.д.18) и уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.10).

Из паспорта Ерш Татьяны Николаевны следует, что она зарегистрирована <адрес>. (л.д.7).

Из диплома выданного ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер следует, что Ерш Т.Н. окончила ГОУНПО профессиональное училище №7 п. Ромоданово, Республика Мордовия. (л.д. 20).

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и с учетом перечисленных доказательств у суда имеются основания для вывода о том, что, поскольку у истца Ерш Т.Н. до 18-летнего возраста умерли оба родителя, то есть она до указанного возраста осталась без попечения обоих родителей, то она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, имеет право на внеочередное получение жилья.

Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

Как следует из акта проверки жилищных условий заявителя Ерш Татьяна Николаевна проживает <адрес> данный дом является общежитием ГУ НПО «ПУ-7», Ерш Т.Н. проживает в комнате жилой площадью 10,5 кв.м., комната изолированная располагается на 4 этаже в крупнопанельном 5 этажном доме. (л.д.14)

В соответствии со статьёй 5 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что, поскольку истец Ерш Т.Н. относится к категории лиц перечисленных в абзаце 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона № 159-ФЗ, не имевших закрепленного жилья, её пребывание в указанных в абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ государственных учреждениях, в учреждениях профессионального образования окончено, то она, с учетом своего статуса ребенка, оставшегося до 18-летнего возраста без попечения родителей,имеет право на внеочередное получение жилья. И это соответствует Конституции Российской Федерации, вышеназванным Законам и подпункту 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так как основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях являются перечисленные в названных Законах и ЖК РФ юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение – прекращение опеки (попечительства), окончание пребывания в учреждениях профессионального образования и после возвращения из учреждения у Ерш Т.Н. такое право возникло 2011 году.

Исходя из приведенных требований названных Законов, Жилищного кодекса РФ и статьи 5 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», она имеет право на предоставление ей вне очереди жилое помещение, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной в статье 5 Закона №104-З, и поэтому иск прокурора в части обязания предоставить Ерш Т.Н. такое жилое помещение по договору социального найма подлежит удовлетворению.

При разрешении дела необходимо принять во внимание, что Ерш Т.Н. после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования, что подтверждается дипломом, у которой возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, в нарушение данного Закона не была обеспечена жильём, поэтому суд считает необходимым исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия удовлетворить и обязать Администрацию Ромодановского муниципального района обеспечить Ерш Т.Н. по месту жительства вне очереди жилой площадью не менее 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одного проживающего человека.

Довод представителя ответчика Кузьминцева С.Н. о том, что нет денежных средств, предусмотренных для улучшения жилищных условий Ерш Т.Н. и поэтому следует в иске отказать является не состоятельным и не является основанием для отказа в иске, так как полностью опровергается вышеназванными доказательствами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ представитель ответчика не представил достоверные доказательства опровергающие требования истца.

В соответствии с подпунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 года №374-ФЗ) администрация Ромодановского муниципального района РМ от уплаты государственный пошлины освобождается.                  

На основании изложенного, в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса РФ оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Ерш Т.Н. к Администрации Ромодановского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди удовлетворить.

Обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Ерш Татьяну Николаевну по месту жительства в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия вне очереди жилым помещением площадью не менее 33 (тридцати трёх) квадратных метров общей площади жилого помещения на одного проживающего человека до 31 января 2012 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течении десяти дней в Верховный суд Республики Мордовия через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.

Судья В.В. Пурцакин