об отмене итогов выборов 04 декабря 2011 года депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 января 2012 года                            р.п. Ромоданово

Ромодановский федеральный районный суд Республики Мордовия

Судья        Павлунин Ф.С.,

при секретаре         Захаровой Е.А.,

с участием прокурора         Епанешниковой Л.Ю.,

представителя администрации

Ромодановского района        Кузьминцева С.Н.,

председателя Ромодановской

территориальной избирательной

комиссии        Гусевой Л.А.,

представителя заявителя         Яшина Д.А.,

председателя участковой избирательной

комиссии избирательного участка № 494        Медведевой Г.А.,

            рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Якуббаева Хариса Шамильевича об отмене итогов выборов 04 декабря 2011 года депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке № 494 по одномандатному Ичалковско-Ромодановскому избирательному округу № 12; о повторном пересчете бюллетеней по выборам 04 декабря 2011 года депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке № 494 по одномандатному Ичалковско-Ромодановскому избирательному округу № 12,

установил:

    

На прошедших 04 декабря 2011 года выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по одномандатному Ичалковско-Ромодановскому избирательному округу № 12 на избирательном участке № 494 по результатам голосования подано голосов за кандидатов: за Киреева Н.В. - 130 голосов избирателей; за Самылина И.А. - 06 голосов; за Якуббаева Х.Ш. - 15 голосов избирателей. Не согласившись с результатом голосования Якуббаев Х.Ш. обратился в суд с заявлением, в котором просит отменить итоги выборов и повторно пересчитать избирательные бюллетени, указав в обоснование своих требований, что в полученной в избирательной комиссии копии протокола № 1 сведения некоторых строк не совпадают с данными сводной таблицы результатов выборов по единому округу, размещенной на официальном сайте Центральной Избирательной комиссии Республики Мордовия. Так в протоколе № 1 в строке 9а указано 00 полученных открепительных удостоверений, тогда как в сводной таблице итогов голосования в строке 9а значится 10 удостоверений; в строке 9б указано 00 открепительных удостоверения, тогда как в сводной таблице итогов голосования в строке 9б значится 10 удостоверения.

В судебном заседании Яшин Д.А., представляющий интересы Якуббаева Х.Ш., заявленные требования поддержал по тем же основаниям.

Медведева Г.А., председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка № 494, возражает против заявленных требований. Пояснила, что после окончания голосования был составлен протокол № 1, где в строках 10-12 отражены результаты голосования: за Киреева Н.В. - 130 голосов; за Самылина И.А. - 06 голосов; за Якуббаева Х.Ш. - 15 голосов избирателей. Копия этого протокола в этот же день вручена наблюдателям. После этого было обнаружено несоответствие в протоколе в строках 9а, 9б, в которых указано движение бюллетеней и открепительных удостоверений на избирательном участке, а не результаты голосования, поэтому несоответствие было устранено, составлен повторный протокол.

Председатель Ромодановской территориальной избирательной комиссии Гусева Л.А. возражает против удовлетворения заявленных требований.

Кузьминцев С.Н., представляющий интересы администрации Ромодановского района, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, так как в строках 10, 11, 12 протокола № 1 и сводной таблицы результатов выборов на сайте Центральной Избирательной комиссии, правильно указаны результаты выборов, в этих строках никаких исправлений и изменений нет. Допущенное несоответствие в других строках, не повлияло на результаты выборов, нет необходимости пересчитывать бюллетени.

Прокурор Епанешникова Д.Ю. полагает, что во всех документах строки с результатами выборов не изменены, в то же время несоответствие в других строках протокола не может свидетельствовать о нарушении выборного законодательства, не затрагивает права и свободы Якуббаева Х.Ш., не нарушает его право быть избранным в качестве депутата, поскольку в протоколе № 1 участковая избирательная комиссия достоверно посчитала результаты выборов.

В судебном заседании исследованы документы:

- в представленной Якуббаевым Х.Ш. копии протокола № 1 в строке 9а указаны 00 полученных открепительных удостоверений, в строке 9б указаны 00 выданных открепительных удостоверений, в строке 10 за Киреева Н.В. подано 130 голосов избирателей; в строке 11 за Самылина И.А. подано 06 голосов; в строке 12 за Якуббаева Х.Ш. подано 15 голосов;

- в представленном Гусевой Л.А. повторном протоколе № 1 и в представленном Якуббаевым Х.Ш. протоколе осмотра доказательств сводной таблицы результатов выборов на сайте Центральной Избирательной комиссии в строке 9а указаны 10 полученных открепительных удостоверений, в строке 9б указаны 10 выданных открепительных удостоверений, в строке 10 за Киреева Н.В. подано 130 голосов избирателей; в строке 11 за Самылина И.А. подано 06 голосов; в строке 12 за Якуббаева Х.Ш. подано 15 голосов.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам:

На основании ст. 77 ФЗ Российской Федерации от 12.06.2002 № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

1.1. После установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".

1.2. Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

2. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

3. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

4. Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума.

5. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения настоящего Федерального закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов списки кандидатов.

6. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

7. При проведении выборов по многомандатному избирательному округу нарушения со стороны отдельных кандидатов, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут повлечь отмену решения о результатах выборов только в части, касающейся этих кандидатов.

8. При голосовании за списки кандидатов нарушения со стороны отдельных избирательных объединений, указанные в пункте 2 настоящей статьи, могут повлечь отмену судом решения о допуске этих избирательных объединений к распределению депутатских мандатов и перераспределение депутатских мандатов.

9. Отмена судом решения о результатах референдума в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю участников референдума, влечет признание результатов референдума недействительными.

10. В случае признания итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, территории, в субъекте Российской Федерации недействительными после составления соответствующей вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума эта комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума с отметкой: "Повторный".

11. На основании протоколов комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей комиссией, вносятся соответствующие изменения.

В силу ст. 88 Закона Республики Мордовия от 27.06.2006 № 41-З "О выборах депутатов Государственного Собрания РМ ",

1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования по выборам депутатов Государственного Собрания были допущены нарушения Федерального закона и настоящего Закона, регламентирующих проведение указанных выборов, вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов депутатов может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственного Собрания и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей – о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.

2. После установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом избирательной комиссии решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная избирательная комиссия информирует Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия. В случае принятия судом решения о внесений изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу избирательная комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой "Повторная".

3. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Государственного Собрания после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

1) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного настоящим Законом;

2) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

3) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 58 настоящего Закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

4) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

4. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в Республике Мордовия также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

5. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения Федерального закона и настоящего Закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов республиканские списки кандидатов.

6. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

7. При голосовании за республиканские списки кандидатов нарушения со стороны отдельных избирательных объединений, указанные в пункте 3 настоящей статьи, могут повлечь отмену судом решения о допуске этих избирательных объединений к распределению депутатских мандатов и перераспределение депутатских мандатов.

8. В случае признания итогов голосования на избирательном участке, в Республике Мордовия недействительными после составления соответствующей вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов эта избирательная комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой "Повторный".

9. На основании протоколов избирательных комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей избирательной комиссией, вносятся соответствующие изменения.

Как следует из исследованных доказательств, обратив внимание на несоответствие в копии протокола № 1 в строках 9а, 9б, о движении бюллетеней и открепительных удостоверений на избирательном участке, Яшин Д.А. в то же время не подвергает сомнению указанные в этом же протоколе результаты подсчета бюллетеней выборов в строках 10-12; не подвергает сомнению указанные в сводной таблице, размещенной на официальном сайте Центральной Избирательной комиссии Республики Мордовия, результаты выборов в строках 10-12; не подвергает сомнению указанные в представленном Ромодановской избирательной комиссией повторном протоколе № 1 результаты выборов в строках 10-12, в соответствии с каждым из которых за Киреева Н.В. подано 130 голосов избирателей, за Самылина И.А. подано 06 голосов, за Якуббаева Х.Ш. подано 15 голосов. Действительность этих сведений не вызывает сомнений и у других участников судебного заседания.

Суд приходит к выводу, что результаты выборов достоверно определили волеизъявление избирателей, поэтому несоответствия в копии протокола № 1 не повлекли за собой каких-либо нарушений выборного законодательства, не затрагивают права и свободы Якуббаева Х.Ш., не нарушают его право быть избранным в качестве депутата законодательного органа Республики Мордовия.

С учетом изложенного суд не находит для удовлетворения предъявленных требований оснований, предусмотренных ст. 77 ФЗ Российской Федерации от 12.06.2002 № 67 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"; ст. 88 Закона Республики Мордовия от 27.06.2006 № 41-З "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия". Поскольку других оснований не было заявлено, поэтому в удовлетворении заявления следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194–198; ст. 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать Якуббаеву Харису Шамильевичу в удовлетворении заявления об отмене итогов выборов 04 декабря 2011 года депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке № 494 по одномандатному Ичалковско-Ромодановскому избирательному округу № 12; о повторном пересчете бюллетеней по выборам 04 декабря 2011 года депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке № 494 по одномандатному Ичалковско-Ромодановскому избирательному округу № 12.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ромодановский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2012 года.

Судья            Ф.С. Павлунин