РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 апреля 2012 года р.п. Ромоданово
Ромодановский федеральный районный суд Республики Мордовия
Судья Павлунин Ф.С.
при секретаре Захаровой Е.А.,
с участием прокурора Епанешниковой Л.Ю.,
истца ФИО11
представителя ответчика Кузьминцева С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Ромоданово дело по иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах ФИО12 к администрации Ромодановского района Республики Мордовия о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установил:
Прокуратурой Ромодановского района проведена проверка исполнения администрацией Ромодановского района законодательства о соблюдении прав детей сирот, в ходе которой установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осталась без попечения родителей. Ее мать ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец лишен родительских прав в 2002 году.Оставшаяся без попечения родителей ФИО2 не имеет какого-либо жилья.
По результатам проверки в защиту прав и законных интересов ФИО1 прокурор Ромодановского района обратился к администрации Ромодановского района РМ с иском, в котором просит обязать ответчика обеспечить ФИО2 по месту жительства в Ромодановском районе вне очереди жилым помещением площадью не менее 33 кв. метров.
В судебном заседании помощник прокурора Епанешникова Л.Ю.исковые требования поддержала по тем же основаниям.
ФИО2 исковые требования поддержала, пояснила, что ее мать ФИО5 умерла в 1990 году, отец лишен родительских прав в 2002 году, никаких отношений с ним не поддерживает. Своего жилья у нее нет, в настоящее время проживает у бабушки ФИО7 в <адрес>.
Кузьминцев С.Н., представляющий интересы администрации Ромодановского района иск не признал. Пояснил, что действительно ФИО2 осталась без попечения родителей, у нее нет какого-либо закрепленного за ней жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. До настоящего времени субвенции на эти нужды Министерством финансов РМ району не предоставлены и в бюджет Ромодановского района деньги не поступили. Поэтому администрация района не может обеспечить ФИО2 вне очереди жилым помещением.
Третье лиц в деле Министерство образования РМ не представило возражений против удовлетворения иска.
В обоснование исковых требований представлены документы:
По свидетельству о рождении №, ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Отец ФИО9, мать ФИО5 (л.д. 6);
По свидетельству о смерти №, ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7);
Решением Ромодановского районного суда от 15 мая 2002 года, ФИО9 лишен родительских прав в отношении дочери ФИО1 (л.д. 9-10);
По решению главы администрации Ромодановского района от 02 октября 2001 года, ФИО2 помещена в интернатное учреждение (л.д. 8);
По выписке из похозяйственной книги <адрес> и справке администрации Набережного сельского поселения, ФИО2 зарегистрирована и проживает у бабушки ФИО7 в <адрес> (л.д.11-13);
По сообщению главы администрации Ромодановского района от 03.09.10 года, ФИО2 относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. ФИО2 поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Постановлением администрации Ромодановского района от 19.04.2010 года № (л.д. 19);
Согласно справки Ромодановского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация" от 16 августа 2010 года и уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 12 августа 2010 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества отсутствует, на правах личной собственности жилого дома, квартиры или иной недвижимости в Ромодановском отделении ФГУП "Ростехинвентаризация" не значится (л.д. 16, 17);
В 2005 году ФИО2 закончила обучение в государственном общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей "Ялгинский дом-школу", аттестат <адрес>8 (л.д. 26);
В 2011 году ФИО2 закончила обучение в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Кемлянский аграрный колледж, диплом 90 СПА 0256479 (л.д. 29);
В настоящее время является студенткой экономического факультета ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им Н.П. Огарева", справка № от 29.02.2012 года (л.д.35).
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статьи 1 указанного закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 1).
В силу статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашений (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта жилые помещения по договору социального найма предоставляется из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона № 159, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями:
1) учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями;
3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.
Согласно статьи 5 указанного Закона, норма предоставления общей площади жилого помещения, составляет 33 квадратных метра.
Из пояснений сторон и представленных документов следует, что ФИО2 относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Довод представителя ответчика Кузьминцева С.Н. о том, что они не могут обеспечить жилым помещением ФИО2 из-за отсутствия финансирования по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот со стороны Министерства финансов РМ, суд не может принять во внимание, так как согласно п. 5; п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО2, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, оставшейся до 18–летнего возраста без попечения родителей, и не достигшей на момент разрешения дела 23-летнего возраста, имеет право на внеочередное получение жилья.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора Ромодановского района в интересах ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах ФИО1 удовлетворить:
- обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее 33 кв.метров.
Решение может быть в апелляционном порядке обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Ромодановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 05 апреля 2012 года.
Судья Ф.С. Павлунин