Об обязании администрации Ромодановского муниципального района обеспечить жильём Ивлеву М.А. жилым помещением



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 марта 2012 года р.п. Ромоданово

Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Образцовой С.А.,

при секретаре Барановой М.И.

с участием в деле:

истца – старшего помощника прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Епанешниковой Л.Ю.,

третьего лица на стороне истца – Никитиной (Ивлиевой) М.А.,

представителя ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия – Кузьминцева С.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Ромоданово дело по иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Никитиной (Ивлиевой) Марии Александровны к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения,

у с т а н о в и л:

    Прокурор Ромодановского района Республики Мордовия, в интересах Ивлиевой Марии Александровны, обратился в суд с иском к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения, указав в обоснование, что в ходе проведенной прокуратурой Ромодановского района Республики Мордовия проверки исполнения законодательства Российской Федерации в области обеспечения вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было уставлено, что администрацией Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, в нарушение статьи 57 ЖК Российской Федерации и статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Ивлиева М.А. из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.

Просит суд обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Никитину (Ивлиеву) М..А., по месту жительства, вне очереди, жилым помещением не менее 33 кв.м.

В судебном заседании прокурор Епанешникова Л.Ю. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просил обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Никитину (Ивлиеву) М.А. по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м.

Никитина (Ивлиева) Пыжова М.А. исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия поддержала, просила и удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия - Кузьминцев С.Н., исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия не признал, пояснил суду, что действительно Ивлиева М.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного за ней жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. Государственными полномочиями по предоставлению жилья лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск, т.е. органы местного самоуправления. На основании постановления главы администрации Ромодановского района Республики Мордовия, от 09 сентября 2003 года, Ивлиева М.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в том числе и полномочий по предоставлению жилья лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов. Законом Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2012 год», для Ромодановского района утверждены субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей – сирот, в размере 875700 руб. Однако, до настоящего времени, указанные субвенции Министерством финансов Республики Мордовия не предоставлялись, и в бюджет Ромодановского района не поступали. В связи с чем, администрация Ромодановского муниципального района не может обеспечить Ивлиеву М.А. по месту жительства вне очереди жилым помещением, так как указанные действия возможны лишь после поступления субвенций на реализацию указанных полномочий из республиканского бюджета Республики Мордовия. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора Ромодановского района отказать.

Представитель третьего лица – Министерство образования Республики Мордовия, в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – Министерства образования Республики Мордовия.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом записи актов гражданского состояния администрации <адрес>, Ивлиева Мария Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО1 и ФИО2 (л.д.12).

Как усматривается из копии решения Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 8 мая 1998 года, ФИО1 лишен родительских прав в отношении дочери Ивлиевой Марии Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9).

Согласно копии решения Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 5 ноября 1997 года, ФИО2 лишена родительских прав в отношении дочери Ивлиевой Марии Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10).

    Согласно копии свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 скончалась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Конституция Российской Федерации, в статье 7, провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части первой), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статьи 1 вышеуказанного Закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, исходя из приведенной выше нормы статьи изложенного, суд приходит к выводу, что Никитина (Ивлиева) М.А.относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из копии распоряжения главы Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 09.09.2003 года, следует, что Ивлиева М.А., поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. (л.д. 7).

    Согласно свидетельства о заключении брака отдела записи актов гражданского состояния администрации муниципального образования города Торжок Тверской области, от ДД.ММ.ГГГГ, Ивлиева М.А. заключила брак с ФИО3, и ей присвоена фамилия – Никитина (л.д.22).

Как усматривается из копии свидетельства об уровне квалификации от ДД.ММ.ГГГГ, Никитиной М.А. присвоена квалификация повар третьего разряда, кондитер второго разряда (л.д. 14).

Из выписки из финансово-лицевого счета домовой книги, выписки из домовой книги и справки выданной 26.01.2012 года администрацией Ромодановского района следует, что Ивлиева М.А., зарегистрирована в <адрес>

Согласно справки Ромодановского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация» от 02 февраля 2012 года и уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Ивлиевой М.А. на объекты недвижимого имущества отсутствует, на правах личной собственности жилого дома, квартиры или иной недвижимости в Ромодановском отделении ФГУП "Ростехинвентаризация" не значится (л.д.19,20).

Согласно справки органа опеки и попечительства Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 27.01.2012 года, Никитина (Ивлиева) М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закрепленного жилого помещения не имеет (л.д.21).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 1), и из приведенной нормы следует, что право на жилье по окончании пребывания, в частности, в госучреждениях и в учреждениях всех видов профессионального образования, приобретают как дети, имевшие закрепленное жилое помещение, так и те, за которыми такое жилье закреплено не было. При этом дети из категории не имевших закрепленного жилья обеспечиваются таковым вне очереди и не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Никитина (Ивлиева) М.А. относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, не имевших закрепленного жилья, оставшейся до 18 – летнего возраста без попечения родителей, и не достигшей на момент разрешения дела 23-летнего возраста, имеет право на внеочередное получение жилья.    

Довод представителя ответчика Кузьминцева С.Н. о том, что они не могут обеспечить жилым помещением Никитину (Ивлиеву) М.А. из-за отсутствия субвенций на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей – сирот, со стороны Министерства финансов Республики Мордовия, суд не может принять во внимание, поскольку согласно пунктов 5,10 части первой статьи 14 ЖК Российской Федерации, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений, относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Как указано выше, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части первой).

В силу статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ОЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашений (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Согласно части третьей статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляется из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Как установлено пунктом вторым статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями:

1) учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями;

3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

Согласно статьи 5 вышеуказанного Закона, норма предоставления общей площади жилого помещения составляет 33 квадратных метра.

Более того, в соответствии с Законом Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2012 год» для Ромодановского муниципального района утверждены субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и лиц числа детей сирот в размере 875700 руб.

В соответствии с частью первой статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что свои обязанности по обеспечению Никитиной (Ивлиевой) М.А. из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия не выполняет, т.е. уклоняется от выполнения действий, относящихся к ее компетенции.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявление прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Никитиной (Ивлиевой) М.А. к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российский Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия, в интересах Никитиной (Ивлиевой) Марии Александровны, удовлетворить.

Обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Никитину (Ивлиеву) Марию Александровну по месту жительства в Ромодановском районе Республики Мордовия вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца, в Верховный суд Республики Мордовия, через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.

Председательствующий: