РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Ромоданово 26 января 2012 года
Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Пурцакина В.В., при секретаре судебного заседания Ежовой Е.Г., с участием ст. помощника прокурора Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Епанешниковой Л.Ю.,
с участием представителей заявителя Макаровой Ф.Ю. и ФИО7 действующих по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
заинтересованных лиц: председателя Ромодановский территориальной избирательной комиссии Гусевой Л.А., председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № Белоглазовой Т.А., представителя администрации Ромодановского муниципального района Кузьминцева С.Н. действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Якуббаева Хариса Шамильевича об отмене итогов выборов ДД.ММ.ГГГГ депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес>; о повторном пересчете бюллетеней по выборам ДД.ММ.ГГГГ депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес>,
установил:
Якуббаев Х.Ш. через своего представителя Макарову Ф.Ю. обратился в Ромодановский районный суд с заявлением об отмене итогов выборов ДД.ММ.ГГГГ депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес>; о повторном пересчете бюллетеней по выборам ДД.ММ.ГГГГ депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес>. В обоснование требований указал, что он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва, включенным в зарегистрированный республиканский список Мордовского республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации». После завершения процедуры подсчета голосов на избирательном участке №, расположенном по адресу: <адрес>, был получен Протокол № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва. При просмотре сводной таблицы результатов выборов по единому округу размещенной на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия выяснилось, что данные некоторых граф указанные в протоколе не совпадают с данными соответствующих граф, указанных в сводной таблице результатов выборов по единому округу, размещенной на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия, так - в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке № по выборам депутатов Государственного собрания Республики Мордовия пятого созыва в графе 9 «ж» – число утраченных избирательных бюллетеней стоит число – "0002", тогда как в сводной таблице итогов голосования, размещенной на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия по избирательному участку № в графе 9 «ж» – число утраченных избирательных бюллетеней стоит число – "0".
Заявитель полагает, что истинные данные графы 9 без повторного пересчета избирательных бюллетеней установить невозможно. И просит отменить итоги выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес> и осуществить повторный подсчет бюллетеней по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес>.
Определением районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу в качестве заинтересованных лиц привлечены Киреев Н.В., ФИО6, Мордовское региональное отделение "ЛДПР", Мордовское региональное отделение партии "Единая Россия".
В судебное заседание заявитель Якуббаев Х.Ш. не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно и надлежаще, о причинах неявки не сообщил.
Заинтересованное лицо Киреев Н.В. в судебное заседание не явился, согласно заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание заинтересованные лица ФИО6, представитель Мордовского регионального отделения «ЛДПР», представитель Мордовского регионального отделения Партии «Единая Россия» не явились, хотя надлежащим образом были извещены о дне, времени и месте судебного заседания уведомлены своевременно, об отложении рассмотрения дела не заявляли. Согласно заявления ФИО6 просит рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьёй 167 и с частью 1 статьи 260.1 ГПК Российской Федерации неявка в суд указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела. Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В судебном заседании Макарова Ф.Ю., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представляющая интересы Якуббаева Х.Ш., изложенные в заявлении требования полностью поддержала по тем же основаниям.
В судебном заседании ФИО7 действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и представляющий интересы Якуббаева Х.Ш., изложенные в заявлении требования поддержал.
Председатель Ромодановской территориальной избирательной комиссии Гусева Л.А. не согласилась с требованиями заявителя, пояснила, что никаких нарушений выборного законодательства не выявлялось, технические ошибки в копии протокола на порядок подсчета голосов избирателей не повлияли, права заявителя нарушены не были, закон не нарушался. Просит в удовлетворении заявления Якуббаеву Х.Ш отказать.
Председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка № Белоглазова Т.А. не согласилась с предъявленными требованиями, пояснила, что никаких нарушений выборного законодательства не было и не выявлялось, технические ошибки на порядок подсчета голосов избирателей не повлияли, права заявителя нарушены не были, закон не нарушался. Просит в удовлетворении заявления Якуббаеву Х.Ш отказать.
Представитель администрации Ромодановского муниципального района ФИО8 заявленные требования не признал и показал, что имеющиеся технические ошибки никак не повлияли на подсчёт голосов избирателей. Права заявителя Якуббаева Х.Ш. не нарушались. Просит отказать Якуббаеву Х.Ш. в удовлетворении заявления.
Из копии удостоверения, выданного председателем окружной избирательной комиссии ФИО9 видно, Якуббаев Харис Шамильевич является кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва, зарегистрированным по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу №, включенным в зарегистрированный республиканский список Мордовского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".(л.д. 3)
Согласно нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Макарова Ф.Ю. и ФИО7 уполномочены представлять интересы Якуббаева Х.Ш. в любых судах. Доверенность выдана сроком на один год.(л.д. 4)
Из протокола осмотра доказательств от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нотариусом ФИО10 по заявлению Якуббаева Х.Ш. был осуществлен вход в глобальную компьютерную сеть ИНТЕРНЕТ и распечатаны 3 страницы форматом А3 Сводной таблицы предварительных итогов голосования по Ромодановской избирательной комиссии, датой голосования от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.8)
Из приложенной к данному протоколу осмотра доказательств ксерокопии сводной таблицы результатов выборов по единому округу выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия (Избирательная комиссия Ромодановская) видно, что в строке 1 "число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования" напротив столбца УИК № указано "1590" и ниже заполнены строки.(л.д.9-10)
Из ксерокопии протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по республиканскому избирательному округу Ичалковско-Ромодановскому избирательный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, приложенного к заявлению Якуббаева Х.Ш., видно, что по избирательному участку № участковая избирательная комиссия установила число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования в строке 1 – "1590", в строке 9"ж" число утраченных избирательных бюллетеней – "0002", число голосов избирателей, поданных за избирательное объединение "Мордовское республиканское отделение КПРФ" графа 10- "229", за Избирательное объединение "МРО ЛДПР" графа 11 – "103", за Избирательное объединение "Мордовское региональное отделение Партии "Единая Россия" графа 12 – "954". Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – "0000" (ноль). Протокол подписан всем составом УИК 478, ДД.ММ.ГГГГ в 06 часа 00 минут. (л.д. 5-6)
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, выслушав мнение старшего помощника прокурора ФИО11, полагавшей заявление оставить без удовлетворения, считает, что заявление Якуббаева Х.Ш. необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва.
Постановлением Государственного Собрания Республики Мордовия от 08.07.2011 № 1375-IV П "Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва" утверждены одномандатные избирательные округа, в том числе и Ичалковско-Ромодановский одномандатный избирательный округ №.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия принято решение о формировании Ромодановской территориальной избирательной комиссии.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 04.10.2010 № 80/747-4 подтверждается, что принято решение о назначении председателем Ромодановской территориальной избирательной комиссии Гусевой Л.А.(л.д. 31).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия от 05.09.2011 № 6/52-5 утвержден перечень окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по одномандатным избирательным округам, в этот числе и Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому избирательному округу №, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ Якуббаев Х.Ш. зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № (л.д.33 ).
С целью проведения голосования и подсчета голосов избирателей решением Ромодановской территориальной избирательной комиссии Республики Мордовия сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка №.
Решением Ромодановской территориальной избирательной комиссии Республики Мордовия от 10.11.2011 № 10/34-5 председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № назначена Белоглазова Т.А. (л.д. 34-37 ).
Как видно из дела на участковой избирательной комиссии избирательного участка № при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования присутствовали председатель участковой избирательной комиссии Белоглазова Т.А., Заместитель председателя комиссии ФИО1, секретарь комиссии ФИО2, члены комиссии ФИО3,ФИО4, ФИО5, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16 и ФИО17
Согласно представленной по запросу Ромодановского суда надлежаще заверенной копии повторного протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по республиканскому избирательному округу Ичалковско-Ромодановской группы избирательного участка №, РМ, Ромодановский район пос. Ромоданово, пер Крылова 12 по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва:
число избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования (строка 1) - 1590;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (строка 2) - 1635;
число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной комиссией избирателям в помещении для голосования в день голосования (строка 3) - 1190;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (строка 4)- 0128;
число погашенных избирательных бюллетеней (строка 5) - 317;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования (строка 6) - 128;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (строка 7) - 1188;
число недействительных избирательных бюллетеней (строка 8) - 30;
число действительных избирательных бюллетеней (строка 9) - 1286;
число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией (строка 9а) - 65;
число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования (строка 9б) - 65;
число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке (строка 9в) -19;
число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений (строка 9г) - 0;
число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией (строка 9д) - 0;
число утраченных открепительных удостоверений (строка 9е) - 0;
число утраченных избирательных бюллетеней (строка 9ж) – 0;
число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении (строка 9з) - 0.
Число голосов избирателей, поданных за каждый республиканский список кандидатов: Избирательное объединение "Мордовское республиканское отделение КПРФ" (строка 10) - 229;
Избирательное объединение "МРО ЛДПР" (строка 11) - 103;
Избирательное объединение "Мордовское региональное отделение Партии "Единая Россия" (строка 12) – 954.
Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчёта голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу - 0 Данный протокол подписали члены комиссии ДД.ММ.ГГГГ в 06 часа 00 мин. (л.д. 29-30)
Как следует из материалов дела итоги голосования избирателей на территории Ромодановского района Республики Мордовия установлены территориальной избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов нижестоящих участковых избирательных комиссией в соответствии с требованиями статьи 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как видно из сводной таблицы результатов выборов по единому округу на территории Ромодановского района по Ичалковско-Ромодановской региональной группы дата голосования ДД.ММ.ГГГГ в разрезе участковой избирательной комиссии № данные строк совпадают с данными строк повторного протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по республиканскому избирательному округу Ичалковско-Ромодановской группы избирательного участка №.
Решениями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № выборы по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу № признаны состоявшимися, действительными, полное избрание. Киреев Н.В., получивший наибольшее количество голосов избирателей, признан избранным кандидатом Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по Ичалковско-Ромодановскому одномандатному избирательному округу №.(л.д. 49,50-51)
Из официального сообщения Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия, опубликованного в газете "Известия Мордовии" от ДД.ММ.ГГГГ видно, что прошедшие 4 декабря выборы депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва по республиканскому округу признаны состоявшимися и действительными. Установлено, что в Государственное Собрание Республики Мордовия пятого созыва по республиканскому избирательному округу избрано 24 депутата. В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Согласно части 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 3 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Законом Республики Мордовия от 27 июня 2006 года №41-З "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия" (пункты 3 и 4 статьи 88) предусмотрены аналогичные основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов. Согласно статьи 88 Закона Республики Мордовия от 27.06.2006 № 41-З "О выборах депутатов Государственного Собрания РМ ", 1. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования по выборам депутатов Государственного Собрания были допущены нарушения Федерального закона и настоящего Закона, регламентирующих проведение указанных выборов, вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов депутатов может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Государственного Собрания и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей – о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
2. После установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом избирательной комиссии решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная избирательная комиссия информирует Центральную избирательную комиссию Республики Мордовия. В случае принятия судом решения о внесений изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу избирательная комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой "Повторная".
3. Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Государственного Собрания после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
1) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного настоящим Законом;
2) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
3) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 58 настоящего Закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;4) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего республиканский список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
4. Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в Республике Мордовия также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, республиканского списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
5. Не могут служить основанием для отмены решения о результатах выборов, признания итогов голосования, результатов выборов недействительными нарушения Федерального закона и настоящего Закона, способствовавшие избранию либо имевшие целью побудить или побуждавшие избирателей голосовать за не избранных по результатам голосования кандидатов, за не принявшие участия в распределении депутатских мандатов республиканские списки кандидатов.
6. Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
7. При голосовании за республиканские списки кандидатов нарушения со стороны отдельных избирательных объединений, указанные в пункте 3 настоящей статьи, могут повлечь отмену судом решения о допуске этих избирательных объединений к распределению депутатских мандатов и перераспределение депутатских мандатов.
8. В случае признания итогов голосования на избирательном участке, в Республике Мордовия недействительными после составления соответствующей вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов эта избирательная комиссия обязана составить новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой "Повторный".
9. На основании протоколов избирательных комиссий об итогах голосования с отметкой: "Повторный" или "Повторный подсчет голосов", составленных после составления вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, о результатах выборов и сводной таблицы, в протокол и сводную таблицу, составленные вышестоящей избирательной комиссией, вносятся соответствующие изменения.
Как видно в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2002 года № 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Т.» разъяснено, что при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства на выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов.
Иными словами, для признания результатов выборов недействительными необходимо установить, что в ходе голосования имели место нарушения избирательного законодательства, что выявленные нарушения ставят под сомнение зафиксированные результаты голосования, что характер допущенных нарушений таков, что невозможно с достоверностью определить действительное волеизъявление избирателей.
Из дела видно, что голосование избирателей на избирательном участке №, подсчет голосов избирателей и составление протоколов об итогах голосования осуществлялось участковой избирательной комиссией в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Республики Мордовия от 27.06.2006 № 41-З "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия".
В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
В статье 71 Закона Республики Мордовия от 27.06.2006 № 41-З "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия", имеется аналогичная норма, согласно которой участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Участковая избирательная комиссия составляет два протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протокол № об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протокол № об итогах голосования по республиканскому избирательному округу.
В соответствии с пунктами 1, 10, 14, 26 статьи 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 72 Закона Республики Мордовия от 27.06.2006 № 41-З "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия" подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.
Согласно статье 68 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением протокола об итогах голосования, начинается сразу после окончания времени голосования и проводится до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. После проведения подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола уполномоченным лицам. Первый экземпляр протокола после подписания незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Статья 69 указанного закона предусматривает, что первые экземпляры протокола участковых избирательных комиссий поступают в территориальные избирательные комиссии для суммирования данных и занесения их в сводные таблицы и передачи в вышестоящую избирательную комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории на которой проводились выборы. Из ксерокопии протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по республиканскому избирательному округу Ичалковско-Ромодановская региональная группа избирательный участок № от ДД.ММ.ГГГГ, приложенного к заявлению Якуббаева Х.Ш. видно, что по избирательному участку № участковая избирательная комиссия установила "число утраченных избирательных бюллетеней " в строке 9"ж" – "0002"; Число голосов избирателей, поданных за каждый республиканский список кандидатов, проставлено следующим образом: в строке 10 "Избирательное объединение "Мордовское республиканское отделение КПРФ" указано "0229" (двести двадцать девять); в строке 11 "Избирательное объединение "МРО ЛДПР" указано "0103" (сто три); в строке 12 "Избирательное объединение "Мордовское региональное отделение Партии "Единая Россия" указано "0954" (девятьсот пятьдесят четыре). Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – «0000» (ноль).
Представителем заявителя Макаровой Ф.Ю. для обозрения в судебном заседании была представлена копия данного протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по республиканскому избирательному округу по избирательному участку №, ксерокопия которой имеется в деле.(л.д.5-6) И видно, что все строки копии этого протокола № заполнены рукописным способом.
Из надлежаще заверенной копии второго экземпляра повторного протокола № участковой избирательной комиссии № об итогах голосования по республиканскому избирательному округу по Ичалковско-Ромодановской группе пос. Ромоданово от ДД.ММ.ГГГГ избирательного участка № видно, что "число утраченных избирательных бюллетеней " в строке 9"ж" – "0000"; Число голосов избирателей, поданных за каждый республиканский список кандидатов, проставлено следующим образом: в строке 10 "Избирательное объединение "Мордовское республиканское отделение КПРФ" указано "0229" (двести двадцать девять); в строке 11 "Избирательное объединение "МРО ЛДПР" указано "0103" (сто три); в строке 12 "Избирательное объединение "Мордовское региональное отделение Партии "Единая Россия" указано "0954" (девятьсот пятьдесят четыре). Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – «0000» (ноль). Сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – «0000» (ноль). Протокол подписан членами УИК с правом решающего голоса, проставлены дата ДД.ММ.ГГГГ и время в 6 часов 00 минут и скреплено печатью и заверено подписью и печатью. Как видно такие же числа указаны и в строках 9"ж" по УИК № Сводной таблицы об итогах голосования на территории Ромодановского района по республиканскому избирательному округу по Ичалковско-Ромодановской региональной группе представленного по запросу суда Ромодановской ТИК и по УИК № на сайте ЦИК Республики Мордовия.
При данных обстоятельствах, с учетом представленных доказательств суд приходит к выводу, что при изготовлении и выдачи по требованию члена участковой комиссии копии первого экземпляра протокола № председателем УИК № в строке 9"ж" была допущена описка, которая формально является несоответствием избирательного законодательства, однако суд полагает, что техническая описка не повлияла на достоверность определения результатов волеизъявления избирателей. И не нарушает право Якуббаева Х.Ш. быть избранным в качестве депутата Государственного Собрания Республики Мордовия, поскольку не повлияла на полноту и достоверность определения результатов голосования на избирательном участке №.
В ходе судебного разбирательства установлено, что повторный протокол № от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии избирательного участка № и принятые на основании них решения комиссии о результатах выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва соответствуют требованиям, предъявляемым к их составлению статьи 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Заявлений и жалоб о нарушениях избирательного законодательства при осуществлении подсчёта голосов участковыми избирательными комиссиями от членов комиссии, наблюдателей, присутствовавших на избирательных участках, не поступало.
Согласно разд. 2.14, 2.15 Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения передачи и обработки информации с использованием государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссией Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ №, после подсчета избирательных бюллетеней производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. (цифрами обозначены строки протокола, пронумерованные в соответствии со статьей 71 Закона РМ "О выборах депутатов Государственного Собрания"). 1 больше или равно 3+4;
равно 3+4+5+9е+9ж (при этом вначале проверяется при значениях
строк 9е и 9ж протокола, равных 0, если контрольные соотношения
выполняются, в строках 9е и 9ж протокола и его увеличенной формы
проставляется цифра "о"); 6+7 равно 8+9;
9 равно 10+ все последующие строки протокола.
Участковой избирательной комиссии (разд. 2.14.6) после проведения проверки контрольных соотношений рекомендуется проверить выполнение следующих соотношений: а) 9а равно 9б+9г; б) 3+4 больше или равно 8+9; больше или равно 7;
больше или равно 6.
Судом проверено выполнение контрольных соотношений в повторном протоколе № избирательного участка №. Все контрольные соотношения выполняются, соотносятся.
В связи с вышеизложенным суд, приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для отмены итогов голосования выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва и повторного протокола № участковой избирательной комиссии об итогах голосования по республиканскому избирательному округу Ичалковско-Ромодановскому избирательного участка № РМ Ромодановского района пос. Ромоданово, поскольку контрольные соотношения данных, внесенных в повторный протокол, совпадают. Других контрольных соотношений для проверки данных содержащихся в повторном протоколе № об итогах голосования, в законе не имеется, поэтому указанный протокол не может быть признан недействительным по данным в строке 9"ж" копии протокола № представленного заявителем.
Названные доводы заявителя о том, что имеются расхождения между данными сводной таблицы на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия и копией протокола №, полученной в УИК в строке 9"ж" в связи с чем невозможно достоверно определить результаты голосования на избирательном участке, суд находит необоснованными и не принимает во внимание. Судом установлено, что указанное несоответствие сводной таблицы, размещенной на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия и копии протокола № об итогах голосования, полученного заявителем в УИК№ в строке 9"ж" обусловлено тем, что копия протокола была изготовлена, без надлежащей проверки на наличие технических ошибок, описок, что не свидетельствует об искажении действительной воли избирателей при голосовании.
Вместе с тем, в надлежащей копии повторного протокола № указано правильно контрольное соотношения строк, в том числе и строк в которых отражается количество голосов, поданных за каждое избирательное объединение, что свидетельствует о правильности определения действительной воли избирателей. При этом расхождений между надлежаще заверенной копией повторного протокола № УИК № об итогах голосования, представленной Ромодановской территориальной избирательной комиссией и сводной таблицей не имеется.
Установлено, что сведения в сети Интернет размещается после подтверждения соответствующих данных. В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" данные о ходе и об итогах голосования, полученные через ГАС "Выборы", являются предварительными и не имеют юридической силы.
В силу пункта 1 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" результаты выборов определяются не на основании копий протоколов об итогах голосования, а исключительно на основании первых экземпляров протоколов, полученных из нижестоящих избирательных комиссий.
Из вышеизложенного следует, что при рассмотрении дела не нашли своего подтверждения доводы заявителя о нарушениях избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительное волеизъявление избирателей, выразившиеся в расхождениях в данных между сводной таблицей результатов выборов, размещенной на сайте Центральной избирательной комиссии Республики Мордовия и копией протокола, выданной наблюдателям и представленной заявителем. Имеющееся несоответствие в копии протокола № УИК №, представленной заявителем со сведениями содержащимися в надлежаще заверенной копии повторного протокола № УИК №, представленной заинтересованным лицом председателем Ромодановской ТИК Гусевой Л.А. в строке 9"ж" суд полагает, что допущенная техническая описка при составлении для заявителя копии протокола № не повлекла за собой каких-либо сомнений, не повлияла на достоверность определения результатов волеизъявления избирателей и позволяет с достоверностью определить действительную волю избирателей по выборам в Государственное Собрание Республики Мордовия. В соответствии со статьёй 56 ГПК Российской Федерации в судебном заседании заявителем каких-либо иных доказательств о том, что данные, содержащиеся в копии протокола № УИК 478, представленных заявителем, правильны, а данные в надлежаще заверенной копии второго экземпляра оригинала повторного протокола №, представленных заинтересованными лицами, недостоверны, и фактов, свидетельствующих о нарушении избирательного законодательства при голосовании и подведении итогов голосования на указанном избирательном участке №, суду не представлено. В соответствии со статьёй 67 ГПК Российской Федерации оценивая представленные доказательства суд приходит к выводу, что при проведении выборов депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва и определении результатов выборов на избирательном участке № не было допущено нарушений избирательного законодательства, которые не позволяли выявить действительную волю избирателей и влекли бы за собой отмену результатов выборов. Признание итогов голосования и результатов выборов недействительными является исключительной мерой и может быть применено за ограниченный круг наиболее серьезных и неустранимых нарушений избирательного законодательства, которые не позволяют относиться с доверием к состоявшимся выборам в связи с невозможностью установления действительной воли избирателей. Имеющаяся техническая ошибка в копии протокола №, и нарушение порядка выдачи копии протокола не повлияли на распределение голосов, на волеизъявление граждан и не может быть основанием для признания недействительными результатов выборов ДД.ММ.ГГГГ. В связи с вышеизложенным суд не находит оснований, предусмотренных статьёй 77 ФЗ Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 287-ФЗ; статьёй 88 Закона Республики Мордовия от 27.06.2006 № 41-З "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия" в редакции от 22.08.2011 № 40-З для удовлетворения заявленных требований, полагая, что итоги результатов выборов на участковой избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ основаны на законе. В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации заявитель и его представители не представили суду достоверные доказательства в обоснование своих требований. В связи с вышеизложенным, в удовлетворении заявленных требований Якуббаеву Х.Ш., следует отказать.
В соответствии со статьёй 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Якуббаева Хариса Шамильевича об отмене итогов выборов ДД.ММ.ГГГГ депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес>; - о повторном пересчете бюллетеней по выборам ДД.ММ.ГГГГ депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.
Судья В.В.Пурцакин
Мотивированное решение в окончательной форме вынесено 30.01.2012
Судья В.В.Пурцакин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
р.п. Ромоданово 26 января 2012 года
Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Пурцакина В.В., при секретаре судебного заседания Ежовой Е.Г., с участием ст. помощника прокурора Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Епанешниковой Л.Ю.,
с участием представителей заявителя Макаровой Ф.Ю. и ФИО7 действующих по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
заинтересованных лиц: председателя Ромодановский территориальной избирательной комиссии Гусевой Л.А., председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № Белоглазовой Т.А., представителя администрации Ромодановского муниципального района ФИО8 действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Якуббаева Хариса Шамильевича об отмене итогов выборов ДД.ММ.ГГГГ депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес>; о повторном пересчете бюллетеней по выборам ДД.ММ.ГГГГ депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес>
решил:
В удовлетворении заявления Якуббаева Хариса Шамильевича об отмене итогов выборов ДД.ММ.ГГГГ депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес>; - о повторном пересчете бюллетеней по выборам ДД.ММ.ГГГГ депутатов Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва на избирательном участке №, расположенном в <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.
Судья В.В.Пурцакин