Об обязании предоставить жилое помещение вне очереди



Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ р.п. Ромоданово

Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Образцовой С.А.,

при секретаре Барановой М.И.

с участием в деле:

представителя истца – помощника прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Автаева А.Ю.,

третьего лица на стороне истца – Волобцова И.А.,

представителя ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия – Кузьминцева С.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Ромоданово дело по иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Волобцова Игоря Александровича к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, об обязании предоставления жилого помещения,

у с т а н о в и л:

    Прокурор Ромодановского района Республики Мордовия, в интересах Волобцова Игоря Александровича, обратился в суд с иском к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной прокуратурой Ромодановского района Республики Мордовия проверки исполнения законодательства Российской Федерации в области обеспечения вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было уставлено, что администрацией Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, в нарушение статьи 57 ЖК Российской Федерации и статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Волобцов И.А. из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечен жилым помещением.

Постановлением Главы Ромодановского района РМ от ДД.ММ.ГГГГ за Волобцовым И.А., ФИО1, ФИО4 закреплена жилая площадь, находящаяся по адресу: <адрес>, которая ДД.ММ.ГГГГ на основании акта обследования жилого помещения признана ветхой и непригодной для проживания.

Просит суд обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Волобцова И.А., по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора Автаев А.Ю. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям, просил обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Волобцова И.А. по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м.

Волобцов И.А. исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия поддержал, пояснил суду, что решением Ромодановского районного суда РМ от ДД.ММ.ГГГГ его родители: ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении него, ФИО1, ФИО4 После чего они были помещены в Инсарскую специальную школу-интернат. В 2010 года он закончил ГУ НПО РМ, в настоящее время окончил ГБОУ НПО «Профессиональное училище », проживает и зарегистрирован в общежитии ПУ-7, расположенным по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии, однако до настоящего времени администрация Ромодановского муниципального района жильем его не обеспечила. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ, он был вынужден обратиться с заявлением в прокуратуру Ромодановского района Республики Мордовия.

Представитель ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия - Кузьминцев С.Н., исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия не признал, пояснил суду, что действительно Волобцов И.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Государственными полномочиями по предоставлению жилья лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск, т.е. органы местного самоуправления. В тоже время, в соответствии с частью второй статьи 8 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года № 104-З, органы государственной власти Республики Мордовия при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий, а в соответствии со статьей 9 этого же Закона органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Мордовия и обязаны обспечивать эффективное и рациональное использование финансовых и материальных средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Мордовия на осуществление государственных полномочий, в случае прекращения осуществления государственных полномочий возвратить неиспользованные и материальные средства. Следовательно, осуществление переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот невозможно без предоставления субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия. Законом Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2012 год», Ромодановскому муниципальному району предоставлены субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей – сирот, в размере 1804400 руб. В настоящее время указанная субвенция израсходована в полном объеме на приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Иных свободных жилых помещение, которые можно было бы предоставить гражданам из вышеуказанной категории, в Ромодановском муниципальном районе не имеется. Каких-либо денежных средств на реализацию вышеобозначенных переданных полномочий сверх указанного объема в бюджет Ромодановского муниципального района из бюджета республики Мордовия также не поступало. В связи с чем, администрация Ромодановского муниципального района не может обеспечить Волобцова И.А. по месту жительства вне очереди жилым помещением, так как указанные действия возможны лишь после поступления субвенций на реализацию указанных полномочий из республиканского бюджета Республики Мордовия. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора Ромодановского района отказать.

Представитель третьего лица – Министерство образования Республики Мордовия, в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 28).

В соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – Министерства образования Республики Мордовия.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Согласно свидетельства о рождении серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ Кочуновской сельской администрацией Республики Мордовия Волобцов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО2 и ФИО5 (л.д. 8)

Из копии Решения Ромодановского районного суда РМ от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается что ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении детей: Волобцова И.А., ФИО1, ФИО4. (л.д. 14).

Конституция Российской Федерации, в статье 7, провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части первой), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статьи 1 вышеуказанного Закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Волобцов И.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно Постановления Главы Ромодановского района РМ от ДД.ММ.ГГГГ , за Волобцовым И.А., ФИО1, ФИО4 закреплена жилая площадь, принадлежащая гражданину ФИО2, находящаяся по адресу: <адрес>

Как усматривается из акта обследования жилого дома ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ, сообщения администрации Ромодановского района РМ от ДД.ММ.ГГГГ , акта обследования жилищно-бытовых условий семьи от ДД.ММ.ГГГГ, справки, выданной администрацией Кочуновского сельского поселения Ромодановского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ , жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан ветхим и непригодным для проживания. (л.д.17,18,19, 20)

Согласно справки Ромодановского отделения ФГУП "Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах Волобцова И.А. на объекты недвижимого имущества отсутствует. (л.д. 9, 10).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 1), и из приведенной нормы следует, что право на жилье по окончании пребывания, в частности, в госучреждениях и в учреждениях всех видов профессионального образования, приобретают как дети, имевшие закрепленное жилое помещение, так и те, за которыми такое жилье закреплено не было. При этом дети из категории не имевших закрепленного жилья обеспечиваются таковым вне очереди и не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Волобцов И.А. относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, не имевших закрепленного жилья, оставшейся до 18–летнего возраста без попечения родителей и не достигшей на момент разрешения дела 23-летнего возраста, имеет право на внеочередное получение жилья.    

Довод представителя ответчика Кузьминцева С.Н. о том, что они не могут обеспечить жилым помещением Волобцова И.А. из-за отсутствия субвенций на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей – сирот, со стороны Министерства финансов Республики Мордовия, суд не может принять во внимание, поскольку согласно пунктов 5,10 части первой статьи 14 ЖК Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Как указано выше, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части первой).

В силу статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ОЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашений (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Согласно части третьей статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляется из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Как установлено пунктом вторым статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями:

1) учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями;

3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

Согласно статьи 5 вышеуказанного Закона, норма предоставления общей площади жилого помещения составляет 33 квадратных метра.

В соответствии с частью первой статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что свои обязанности по обеспечению Волобцова И.А. из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия не выполняет, т.е. уклоняется от выполнения действий, относящихся к ее компетенции.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявление прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Волобцова Игоря Александровича к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, об обязании предоставления жилого помещения, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Волобцова Игоря Александровича, удовлетворить.

Обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Волобцова Игоря Александровича по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.метров.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца, в Верховный суд Республики Мордовия, через Ромодановский районный суд РМ.

Председательствующий: