Дело №г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Ромоданово ДД.ММ.ГГГГ
Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Пурцакина В.В., при секретаре судебного заседания Ежовой Е.Г., с участием в деле: старшего помощника прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Епанешниковой Л.Ю., истца Колчкова А.М., представителя ответчика администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Кузьминцева С.Н. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Колчкова Александра Михайловича к Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения,
установил:
Прокурор Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Колчкова Александра Михайловича обратился в суд с иском к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения. В обоснование исковых требований в исковом заявлении указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Ромодановского района Республики Мордовия выявлен факт не обеспечения администрацией Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Кочкова Александра Михайловича относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего какого-либо закреплённого жилья, в связи, с чем имеющего право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильём не ниже установленных социальных норм жилым помещением. Мать Колчкова А.М., ФИО1 1967 года рождения решением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении Колчкова Александра Михайловича ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно справке Ромодановского районного отдела ЗАГС в свидетельстве о рождении отец Колчкова А.М. указан по заявлению матери. Распоряжением главы Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № Колчкова Александр Михайлович ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отслужив воинскую службу в рядах Российской Армии Колчков А.М. в 2011 году возвратился в р.п. Ромоданово. В настоящее время работает в ООО "Ромодановский спиртовой завод "Ромодановский" оператором газовой котельной. Жилым помещением до настоящего времени Колчков А.М. не обеспечен, проживает и зарегистрирован по месту жительства в общежитии ПУ-7, расположенном по адресу <адрес>.
Кочков А.М. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, следовательно они должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Колчков А.М. обратился с заявлением о защите своих жилищных прав в прокуратуру района.
Прокурор Ромодановского района, руководствуясь ст.40, 44 Конституции Российской Федерации, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года просит обязать администрацию Ромодановского муниципального района обеспечить Колчкова Александра Михайловича по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м.
В судебном заседании старший помощник прокурора Епанешникова Л.Ю. поддержала указанные в исковом заявлении основания иска, просит обязать администрацию Ромодановского муниципального района предоставить по месту жительства Колчкова А.М. вне очереди, жилое помещение не менее 33 кв.м.
Истец Колчков А.М. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Кузьминцев С.Н. действующий на основании доверенности от 02.03.2011 года, исковые требования не признал, сославшись на отсутствие денежных средств, предусмотренных для улучшения жилищных условий Колчкова А.М. Просит в иске отказать.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Ромодановского района Мучкаева Л.В. и третье лицо - представитель Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены. На основании статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без не явившихся лиц.
Выслушав старшего помощника прокурора Ромодановского района Епанешникову Л.Ю., представителя ответчика Кузьминцева С.Н., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела видно, что Колчков А.М. обратилась в прокуратуру Ромодановского района Республики Мордовия с заявлением (л.д.5) о защите своих жилищных прав, соответственно, прокурор обратился в суд с иском в интересах Колчкова А.М. в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.
Конституция Российской Федерации в статье 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. При этом, пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункта 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно статьи 1 названного Закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В судебном заседании установлено, что истец Колчков Александр Михайлович ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Мать Колчкова А.М., ФИО1 1967 года рождения решением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении Колчкова Александра Михайловича ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно справке Ромодановского районного отдела ЗАГС в свидетельстве о рождении отец Колчкова А.М. указан по заявлению матери. Распоряжением главы Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ № Колчкова Александр Михайлович ДД.ММ.ГГГГ года рождения поставлен на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Все эти обстоятельства наступили до достижения истцом 18 летнего возраста.
Из свидетельства о рождении следует, что Колчков А.М. родился ДД.ММ.ГГГГ.
Из ксерокопии распоряжения Главы Ромодановского района от ДД.ММ.ГГГГ № Колчков А.М. поставлен на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, №, следует что, сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в частности Колчкова А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствует.
Из справки выданной ФГУП"Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Колчков А.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрированной собственности не имеет.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и с учетом перечисленных доказательств у суда имеются основания для вывода о том, что, поскольку у истца Колчкова А.М. до 18-летнего возраста мать лишена родительских прав, отца нет, то есть он до указанного возраста остался без попечения обоих родителей, то он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, имеет право на внеочередное получение жилья.
Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.
Согласно статье 5 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.
При данных обстоятельствах, суд полагает, что, поскольку истец Колчков А.М. относится к категории лиц перечисленных в абзаце 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона № 159-ФЗ, не имевших закрепленного жилья, его пребывание в указанных в абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ государственных учреждениях, в учреждениях профессионального образования, служба в Российской Армии окончено, то он, с учетом своего статуса ребенка, оставшегося до 18-летнего возраста без попечения родителей, имеет право на внеочередное получение жилья. И это соответствует Конституции Российской Федерации, вышеназванным Законам и подпункту 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях являются перечисленные в названных Законах и ЖК РФ юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение – прекращение опеки (попечительства), окончание пребывания в учреждениях профессионального образования и службы в Российской Армии Колчкова А.М. такое право возникло после службы в 2011 году.
Исходя из приведенных требований названных Законов, Жилищного кодекса РФ и статьи 5 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он имеет право на предоставление ему вне очереди жилое помещение, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной в статье 5 Закона №104-З, и поэтому иск прокурора в части обязания предоставить Колчкову А.М. такое жилое помещение по договору социального найма подлежит удовлетворению.
При разрешении дела необходимо принять во внимание, что Колчков А.М., после окончания пребывания в Российской Армии, у которого возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, в нарушение данного Закона не был обеспечен жильём, поэтому суд считает необходимым исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия удовлетворить и обязать Администрацию Ромодановского муниципального района обеспечить Колчкова А.М. по месту жительства вне очереди жилой площадью не менее 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одного проживающего человека.
Суд не принимает довод представителя ответчика Кузьминцева С.Н. о том, что нет денежных средств, предусмотренных для улучшения жилищных условий Колчкова А.М. и поэтому следует в иске отказать, поскольку не состоятелен и не является основанием для отказа в иске, так как полностью опровергается вышеназванными доказательствами.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ представитель ответчика не представил достоверные доказательства опровергающие требования истца.
В соответствии с подпунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 года №374-ФЗ) администрация Ромодановского муниципального района РМ от уплаты государственный пошлины освобождается.
На основании изложенного, в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса РФ оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Колчкова А.М. к Администрации Ромодановского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди удовлетворить.
Обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Колчкова Александра Михайловича по месту жительства в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия вне очереди жилым помещением площадью не менее 33 (тридцати трёх) квадратных метров общей площади жилого помещения на одного проживающего человека.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Верховный суд Республики Мордовия, через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.
Судья В.В. Пурцакин