Решение по иску прокурора к администрации района о предоставлении гражданину жилого помещения



Дело №г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Ромоданово 23 марта 2011 г.

Ромодановский районный суд Республики Мордовия

в составе председательствующего судьи Пурцакина В.В.,

при секретаре судебного заседания Чаловой А.С.,

с участием в деле: старшего помощника прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Епанешниковой Л.Ю.,

истца Тескина А.В.,

представителя ответчика Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия ФИО9 действующего на основании доверенности от 11.03.2011 года, представителя органа опеки и попечительства Администрации Ромодановского муниципального района ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах ФИО2 к Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения,

установил:

Прокурор Ромодановского района Республики Мордовия в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к администрации Ромодановского муниципального района <адрес> об обязании предоставления жилого помещения. В обоснование исковых требований в исковом заявлении указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Ромодановского района Республики Мордовия выявлен факт не обеспечения администрацией Ромодановского муниципального района Республики Мордовия ФИО2 относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего какого-либо закреплённого жилья, в связи с чем имеющего право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильём не ниже установленных социальных норм жилым помещением. Мать ФИО2 ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец с 1994 года уклонялся от воспитания детей, материальную помощь не оказывал, постановлением главы Ромодановского района Республики Мордовия от 26.07.2002 года № попечителем над несовершеннолетним ФИО2 был назначен его старший брат ФИО6, и названым постановлением ФИО2 был принят жилищной комиссией при администрации Ромодановского района на учет для приобретения жилья.

Распоряжением главы Ромодановского района Республики Мордовия от 31.12.2002 года № ФИО2 поставлен на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно справки, выданной ФБУ ИК-11 УФСИН России по РМ от 23 июля 2010 года ФИО2, что он освобожден 23.07.2010 года из места лишения свободы по отбытию срока наказания.

ФИО2 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного жилья, в связи с чем имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, следовательно они должны быть обеспечены жильем после окончания пребывания в образовательном учреждении, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

ФИО2 обратился с заявлением о защите своих жилищных прав в прокуратуру района.

Прокурор Ромодановского района, руководствуясь ст.40, 44 Конституции Российской Федерации, ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 года просит обязать администрацию Ромодановского муниципального района обеспечить ФИО2 по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м.

В судебном заседании старший помощник прокурора Епанешникова Л.Ю. поддержала указанные в исковом заявлении основания иска, просит обязать администрацию Ромодановского муниципального района предоставить по месту жительства ФИО2 вне очереди, жилое помещение не менее 33 кв.м.

Истец ФИО2 в судебном заседании, поддержал доводы прокурора, просил удовлетворить иск и обязать предоставить ему, как лицу из числа сирот, жилое помещение, пояснив, что 31.12.2002 года он был поставлен на учет граждан нуждающихся в улучшен жилищных условий. Мать ФИО1 умерла 18.06.2002 года, отец уклонялся от его воспитания с 1994 года, материальную помощь не оказывает, постановлением главы Ромодановского района Республики Мордовия от 26.07.2002 года № попечителем над ним был назначен его старший брат ФИО6, в данном же постановлении указано, что он был принят жилищной комиссией при администрации Ромодановского района на учет для приобретения жилья. С 2000 года он проживает и прописан у своей бабушки ФИО8 по адресу <адрес>, общей площадью 39,1 кв.м., жилой площадью 24,7 кв.м., собственником которой является ФИО8 Закончил два училища. Собственного жилья он не имеет. С 24.06.2008 года по 23.07.2010 года на основании приговора Ромодановского районного суда он отбывал наказание в местах лишения свободы, откуда освобожден по отбытию срока наказания и до настоящего времени жилого помещения ему не представлено.

Представитель ответчика Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия ФИО9 действующий на основании доверенности от 11.03.2011 года, исковые требования не признал, сославшись на то, что нет денежных средств, предусмотренных для улучшения жилищных условий ФИО2 Исковые требования прокурора основаны на законах. Вместе с тем выполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот оставшихся без попечения родителей производится за счёт предоставления субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия. Объем субвенции муниципальному району утверждается на очередной финансовый год на основании Закона Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2011 год». И для Ромодановского муниципального района утверждены субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в размере 2623500 рублей. Однако данные субвенции в бюджет Ромодановского муниципального района не поступали, это подтверждается письмом от 28.02.2011 года №32, выданным отделением по Ромодановскому району Управления Федерального казначейства по Республики Мордовия, и справкой МУ «Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия». В настоящее время администрация Ромодановского муниципального района не может обеспечить ФИО2 по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м., так как осуществить указанные действия возможно лишь после поступления субвенции на реализацию указанных полномочий из республиканского бюджета Республики Мордовия. Просит в иске отказать.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Ромодановского района ФИО10 показала, что ФИО2 является сиротой, находился на учёте в отделе пеки и попечительства администрации Ромодановского муниципального района, так как будучи несовершеннолетним он остался без попечения родителей. Жильё за ним не закреплялось, нуждался в улучшении жилищных условий, так как в собственности у него жилья нет. Исковые требования прокурора Ромодановского района в интересах ФИО2 обоснованы и основаны на законах, однако в настоящее время нет денежных средств для улучшения жилищных условий лицам оставшихся без попечения родителей.Просит в иске отказать.

Третье лицо- представитель Министерства образования Республики Мордовия в судебное заседание не явился. На основании статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Свидетель ФИО11 – начальник территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РМ по Ромодановскому району показал, что информации и каких-либо данных о зарегистрированных правах ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на объекты недвижимого имущества в виде жилья не имеется. Запрошенная информация отсутствует.

Выслушав старшего помощника прокурора Ромодановского района Республики Мордовия Епанешникову Л.Ю., истца ФИО2, представителя ответчика ФИО9, ФИО10, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела ФИО2 обратился в прокуратуру Ромодановского района Республики Мордовия с заявлением (л.д.7) о защите своих жилищных прав, соответственно, прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО2 в соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК Российской Федерации.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 44 Конституции Российской Федерации дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения, имеют право на преимущественное социальное обеспечение.

Конституция Российской Федерации в статье 7 провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. При этом, пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункта 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статьи 1 названного Закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, проживает и зарегистрирован в квартире своей бабушки ФИО8 по адресу <адрес>, общей площадью 39,1 кв.м., жилой площадью 24,7 кв.м., собственником которой является ФИО8 (л.д.17, 20-24). Мать ФИО2, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14), отец с 1994 года уклонялся от воспитания детей, материальную помощь не оказывал, и эти обстоятельства наступили до достижения истцом 18 летнего возраста.

Из свидетельства о рождении следует, что ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ксерокопии письма Главы Администрации Ромодановского муниципального района от 11.10.2006 года № Распоряжением главы Ромодановского района Республики Мордовия от 31.12.2002 года № ФИО2 поставлен на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. (л.д. 5).

Собственного жилья ФИО2 не имеет, это подтверждается справками выданными Ромодановским отделением Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Республике Мордовия. (л.д.28, 66, 67) и уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений (л.д.107, 124, 128).

Согласно справке выданной Администрацией Ромодановского муниципального района ФИО2 в приватизации жилья не участвовал (л.д. 108).

Из паспорта ФИО2 следует, что он зарегистрирован в <адрес>

Согласно постановлению главы Ромодановского района Республики Мордовия от 26.07.2002 года № попечителем над несовершеннолетним ФИО2 был назначен его старший брат ФИО6, в данном же постановлении указано, что он был принят жилищной комиссией при администрации Ромодановского района на учет для приобретения жилья. (л.д.18,79)

Из диплома №, выданного 30.06.2003 года, регистрационный номер 54 следует, что ФИО2 окончил ГУНПО профессиональное училище №7 п.Ромоданово РМ. (л.д. 25).

Из свидетельства № от 02.07.2009 года следует, что Тёскин А.В. окончил Федеральное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище №113 (л.д. 24).

Из справки № ФБУ ИК – 11 УФСИН России по Республике Мордовия от 23.07.2010 года следует, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения отбывал наказание в местах лишения свободы с 24.06.2008 года по 23.07.2010 года освобожден по отбытию срока наказания (л.д.21).

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и с учетом перечисленных доказательств у суда имеются основания для вывода о том, что, поскольку у истца ФИО2 до 18-летнего возраста умерла его мать ФИО1, отец с 1994 года не проживал с семьёй уклонялся от воспитания детей, материальную помощь не оказывал, то есть он до указанного возраста остался без попечения обоих родителей и попечителем над ним был назначен его старший брат ФИО6, то он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, имеет право на внеочередное получение жилья.

Согласно статье 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях, приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями, предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.

Как следует из выписки из домовой книги, выданной главой администрации р.п. Ромоданово Ромодановского района от 21.12. 2010 года ФИО2 зарегистрирован в <адрес> квартире бабушки –Плахиной Н.И.

Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 21.02.2011 года ФИО2 нуждается в улучшении жилищных условий (л.д. 19).

В соответствии со статьёй 5 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет 33 квадратных метра.

Исходя из положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", также статей 6 и 5 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», названного постановления главы Ромодановского района № суд приходит к выводу о том, что за оставшимся без попечения родителей ФИО2, при назначении над ним попечителем его старшего брата ФИО6, он был принят жилищной комиссией при администрации Ромодановского района на учет для приобретения жилья, тем самым жилье гарантировалось, но не закреплялось, поскольку гарантия жилья не может расцениваться как его закрепление, тем более, что в постановлении какие-либо ссылки на конкретное жилое помещение, которое гарантировалось ФИО2 либо закреплялось за ним, отсутствуют.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что, поскольку истец ФИО2 относится к категории лиц перечисленных в абзаце 2 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона № 159-ФЗ, не имевших закрепленного жилья, его пребывание в указанных в абзаце 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ государственных учреждениях, в учреждениях профессионального образования и после возвращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы окончено, то он, с учетом своего статуса ребенка, оставшегося до 18-летнего возраста без попечения родителей,имеет право на внеочередное получение жилья. И это соответствует Конституции Российской Федерации, вышеназванным Законам и подпункту 2 пункта 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так как основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях являются перечисленные в названных Законах и ЖК РФ юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение – прекращение опеки (попечительства), окончание пребывания в учреждениях профессионального образования и после возвращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, у ФИО2 такое право возникло ещё в 2003 году.

Исходя из приведенных требований названных Законов, Жилищного кодекса РФ и статьи 5 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он имеет право на предоставление ему вне очереди жилое помещение, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной в статье 5 Закона №104-З, и поэтому иск прокурора в части обязания предоставить ФИО2 такое жилое помещение по договору социального найма подлежит удовлетворению.

При разрешении дела необходимо принять во внимание, что ФИО2 после окончания пребывания в учреждениях профессионального образования, после возвращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, что подтверждается дипломом, свидетельством и справкой № выданной ФБУ ИК-11 УФСИН России по РМ от 23.07.2010 года ФИО2, он, у которого возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ, в нарушение данного Закона не был обеспечен жильём, поэтому суд считает необходимым исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия удовлетворить и обязать Администрацию Ромодановского муниципального района обеспечить ФИО2 по месту жительства вне очереди жилой площадью не менее 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одного проживающего человека.

Довод представителя ответчика ФИО9 о том, что данное гражданское дело необходимо рассмотреть с участием представителя Министерства финансов Республики Мордовия в качестве соответчика и обязать его предоставить субвенции, суд не принимает, так как не основан на законе. В ходе судебного разбирательства представителем ответчика ФИО9 ставился вопрос о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Министерство финансов РМ, однако старший помощник прокурора Ромодановского района Епанешникова Л.Ю. и истец ФИО2 возражали против данного процессуального действия. При этом, оснований для применения судом статьи 40 ГПК Российской Федерации и привлечения по собственной инициативе в качестве соответчика Министерство финансов у суда не имелось, так как требования были заявлены именно к администрации Ромодановского муниципального района и нет оснований невозможности рассмотрения дела без участия Минфина.

Довод представителя ответчика ФИО9 о том, что нет денежных средств, предусмотренных для улучшения жилищных условий ФИО2 и поэтому следует в иске отказать не состоятелен и не является основанием для отказа в иске, так как полностью опровергается вышеназванными доказательствами.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ представитель ответчика не представил достоверные доказательства опровергающие требования истца.

В соответствии с подпунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 года №374-ФЗ) администрация Ромодановского муниципального района РМ от уплаты государственный пошлины освобождается.

На основании изложенного, в соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса РФ оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах ФИО2 к Администрации Ромодановского муниципального района о предоставлении жилого помещения вне очереди удовлетворить.

Обязать Администрацию Ромодановского муниципального района <адрес> обеспечить ФИО2 по месту жительства вне очереди жилым помещением площадью не менее 33 (тридцати трёх) квадратных метров общей площади жилого помещения на одного проживающего человека.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течении десяти дней в Верховный суд Республики Мордовия через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.

Судья В.В. Пурцакин