Дело № 2-57/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 апреля 2011 года р.п. Ромоданово
Ромодановский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Образцовой С.А.,
при секретаре Барановой М.И.
с участием в деле:
представителя истца - старшего помощника прокурора Ромодановского района Республики Мордовия – Епанешниковой Л.Ю.,
третьего лица на стороне истца – Поляковой М.А.,
представителя ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия – ФИО4, действующего на основании доверенности № от 02.03.2011 года,
рассмотрел в открытом судебном заседании в р.п. Ромоданово дело по иску прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Поляковой Марии Александровны к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ромодановского района Республики Мордовия, в интересах Поляковой Марии Александровны, обратился в суд с иском к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения, указав в обоснование, что в ходе проведенной прокуратурой Ромодановского района Республики Мордовия проверки исполнения законодательства Российской Федерации в области обеспечения вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было уставлено, что администрацией Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, в нарушение статьи 57 ЖК Российской Федерации и статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Полякова М.А. из числа детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.
Просит суд обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Полякову М.А., по месту жительства, вне очереди, жилым помещением не менее 33 кв.м.
В судебном заседании представитель истца Епанешникова Л.Ю. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, просила обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Полякову М.А. по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м.
Полякова М.А. исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия поддержала, пояснила суду, что с 2-х летнего возраста она проживала с опекуном – ФИО2, поскольку ее родители лишены родительских прав. В настоящее время ее мать проживает в г.Краснослободске, а отец в г.Саранске, их адреса ей не известны. Своего жилья у них, насколько ей известно, нет. До марта 2010 года она проживала в <адрес>, принадлежащем опекуну – ФИО2, которая умерла 27 января 2010 года. После ее смерти она продолжала проживать в указанном доме вместе с супругом опекуна. Впоследствии, в мае 2010 года, супруг опекуна вновь женился и, с появлением новой жены, отношения между ними не сложились, в связи с чем она была вынуждена уйти проживать на съемную квартиру <адрес>, где проживает до настоящего времени, вместе с ФИО7, опекуном которой является сама.
Представитель ответчика – администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия - ФИО4, исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия не признал, пояснил суду, что действительно Полякова М.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет какого-либо закрепленного за ней жилья, в связи с чем, имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жильем не ниже установленных социальных норм. Государственными полномочиями по предоставлению жилья лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделены администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск, т.е. органы местного самоуправления. На основании распоряжения главы Ромодановского района Республики Мордовия, от 28 марта 2000 года, Полякова М.А. поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в том числе и полномочий по предоставлению жилья лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов. Законом Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2011 год», для Ромодановского района утверждены субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей – сирот, в размере 2623500 руб. Однако, до настоящего времени, указанные субвенции Министерством финансов Республики Мордовия не предоставлялись, и в бюджет Ромодановского района не поступали. В связи с чем, администрация Ромодановского муниципального района не может обеспечить Полякову М.А. по месту жительства вне очереди жилым помещением, так как указанные действия возможны лишь после поступления субвенций на реализацию указанных полномочий из республиканского бюджета Республики Мордовия. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора Ромодановского района отказать.
Представитель третьего лица – Министерство образования Республики Мордовия, в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, проси рассмотреть дело в их отсутствие, о чем представили суду заявление (л.д. 84)
В соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица – Министерства образования республики Мордовия.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что исковые требования прокурор подлежат удовлетворению.
Согласно копии повторного свидетельства о рождении серии №, выданного 15 июля 1992 года Ромодановским отделом ЗАГС Мордовской ССР, Полякова Мария Александровна ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО1 и ФИО3 (л.д.9).
Решением Исполнительного комитета Ромодановского районного совета народных депутатов, от 11 марта 1991 года, над несовершеннолетней Поляковой М.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО2 (л.д.105).
Как усматривается из копии решений Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 28 мая 2002 года и от 31 января 2001 года, ФИО3 и ФИО1 лишены родительских прав в отношении дочери Поляковой Марии Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 16-17, 98-100).
Конституция Российской Федерации, в статье 7, провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части первой), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства, как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статьи 1 вышеуказанного Закона, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, исходя из приведенной выше нормы статьи изложенного, суд приходит к выводу, что Полякова М.А. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из копии ходатайства администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 27.02.2007 года и сообщения зам. Председателя Правительства – руководителя аппарата Правительства Республики Мордовия от 22.03.2007 года №130-с, следует, что Полякова М.А., относится к категории – детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий Распоряжением Главы Ромодановского района Республики Мордовия. Материалы на Полякову М.А. для получения безвозмездной субсидии поступили в Государственную комиссию по организации работы по выдаче свидетельств о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилого помещения 22.03.2007 года и зарегистрированы в Государственном реестре претендентов на получение безвозмездной субсидии за номером № (л.д.12,13).
Как усматривается из копии диплома серии №, Полякова М.А. 01.09.2004 года поступила в ГУНПО Профессиональное училище №7 п.Ромоданово Республики Мордовия и 30 июня 2007 года окончила полный курс указанного училища с получением среднего общего и начального профессионального образования по специальности «Хозяйка усадьбы» (л.д.7-8).
Из выписки из домовой книги и копии технического паспорта следует, что Полякова М.А. зарегистрирована в доме, принадлежащем ФИО2, расположенном <адрес>
Согласно уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 15.03.2011 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Поляковой М.А. на объекты недвижимого имущества отсутствует (л.д.75).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п. 1), и из приведенной нормы следует, что право на жилье по окончании пребывания, в частности, в госучреждениях и в учреждениях всех видов профессионального образования, приобретают как дети, имевшие закрепленное жилое помещение, так и те, за которыми такое жилье закреплено не было. При этом дети из категории не имевших закрепленного жилья обеспечиваются таковым вне очереди и не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Полякова М.А. относится к категории детей оставшихся без попечения родителей, не имевших закрепленного жилья, оставшейся до 18 – летнего возраста без попечения родителей, и не достигшей на момент разрешения дела 23-летнего возраста, имеет право на внеочередное получение жилья.
Кроме того, указанные обстоятельства подтвердили в судебном заседании и свидетели ФИО6, ФИО5, пояснившие суду, что на территории с.Салма ни Полякова М.А., ни ее родители, никакого жилья не имели и не имеют. Мать Поляковой М.А. в течение длительного времени на территории с.Салма Ромодановского района, не проживает, а живет в где-то в Краснослободском районе Республики Мордовия. Где проживает отец Поляковой М.А. им вообще не известно.
Довод представителя ответчика ФИО4 о том, что они не могут обеспечить жилым помещением Полякову М.А. из-за отсутствия субвенций на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей – сирот, со стороны Министерства финансов Республики Мордовия, суд не может принять во внимание, поскольку согласно пунктов 5,10 части первой статьи 14 ЖК Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Как указано выше, защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части первой).
В силу статьи 26.1 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ОЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашений (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Согласно части третьей статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляется из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Как установлено пунктом вторым статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями:
1) учет детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
2) приобретение жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями;
3) предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма.
Согласно статьи 5 вышеуказанного Закона, норма предоставления общей площади жилого помещения составляет 33 квадратных метра.
Кроме того, суд считает несостоятельным и не основанном на законе довод ответчика о том, что не исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Ромодановского муниципального района, произошло по независящим от администрации Ромодановского муниципального района причинам, а именно из-за отсутствия у ответчика на указанные цели денежных средств, поскольку в силу пункта 5 статьи 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Более того, статьей 10 Закона Республики Мордовия от 24.12.2010 года №104-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления указанным Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия. Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливается законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год. Органы местного самоуправления не вправе использовать финансовые средства, полученные на осуществление государственных полномочий, предусмотренных настоящим Законом на другие цели.
Более того, в соответствии с Законом Республики Мордовия «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2011 год» для Ромодановского муниципального района утверждены субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и лиц числа детей сирот в размере 2623500 руб.
В соответствии с частью первой статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что свои обязанности по обеспечению Поляковой М.А. из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия не выполняет, т.е. уклоняется от выполнения действий, относящихся к ее компетенции.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявление прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Поляковой Марии Александровны к администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия об обязании предоставления жилого помещения, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российский Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Ромодановского района Республики Мордовия в интересах Поляковой Марии Александровны удовлетворить.
Обязать администрацию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обеспечить Полякову Марию Александровну по месту жительства вне очереди жилым помещением не менее 33 кв.м.,
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в 10-ти дневный срок, в Верховный суд Республики Мордовия, через Ромодановский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий: