Решение по исковому заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности разработать и согласовать дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании. Решение не обжаловано и вступило в законную силу.



Дело № 2-334/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                              

«17» ноября 2011 года                                                                                    с. Романово

        Романовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Блем А.А.,

при секретаре судебного заседания Козловой О.П.,         

с участием помощника прокурора Романовского района Фадеева А.А.,

главы администрации Гуселетовского сельсовета Романовского района Вольф А.И.,                     

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Романовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гуселетовского сельсовета Романовского района о возложении обязанности разработать и согласовать со структурным подразделением ОГИБДД дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Романовского района обратился в Романовский районный суд Алтайского края с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гуселетовского сельсовета Романовского района Алтайского края о возложении обязанности разработать и согласовать со структурным подразделением ОГИБДД дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании. В обоснование требований указано, что прокуратурой Романовского района в целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и гибели людей, проведена проверка соответствия состояния автомобильных дорог муниципального образования Гуселетовский сельсовет Романовского района правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Проведенной проверкой установлено,       что муниципальным образованием Гуселетовский сельсовет Романовского района дислокация дорожных знаков в установленном порядке не утверждена и не согласована. Наличие соответствующей дислокации дорожных знаков необходимо, как в соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения поселения. Бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, т.к. провоцирует аварийные ситуации на дорогах. Кроме того, отсутствие дислокации делает невозможным предъявление требований, направленных на оборудование автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов, находящихся в ведении органов местного самоуправления, необходимыми дорожными знаками. Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на безопасность дорожного движения. На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Просит обязать Администрацию Гуселетовского сельсовета Романовского района разработать и согласовать с ОГИБДД МО МВД РФ «Мамонтовский» по Алтайскому краю в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании Гуселетовский сельсовет Романовского района. В порядке ст. 206 ГПК РФ установить для ответчика срок исполнения решения суда - 3 месяца.

В судебном заседании помощник прокурора Романовского района Фадеев А.А. исковые требования уточнил, просил так же обязать администрацию Гуселетовского сельсовета в срок до 01.01.2012 года осуществить отвод земельных участков из земель населенного пункта под дороги, и в срок до 01.06.2012 года составить и утвердить проект дорог, поскольку дополнительной проверкой установлено, что земельные участки под дороги, имеющиеся внутри населенного пункта с. Гуселетово, не отведены и статуса дорог не имеют, так же отсутствует утвержденный проект дорог, кроме того, уточнил срок возложения обязанности по разработки и согласования дислокации дорожных знаков до 01.07.2012 года.

       Представитель ответчика - глава администрации Гуселетовского сельсовета Вольф А.И. уточненные исковые требования признал в полном объеме, последствия признания иска понятны, пояснил, что в настоящее время указанные нарушения не устранены, но ими будут приниматься меры к их устранению, на основании решения суда будут внесены изменения в бюджет на следующий год для финансирования указанных работ, признал, что требования предъявлены законные.

        Исследовав представленные материалы, суд принимает признание иска ответчика, считая, что такое признание не противоречит закону, правам и интересам других лиц.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статья 3 указанного закона устанавливает, что дорожная деятельность - есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - ФЗ № 196-ФЗ) мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Частью 2 ст. 21 ФЗ № 196-ФЗ предусмотрено, что разработка и проведение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

Статья 30 ФЗ № 196-ФЗ устанавливает, что государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются -нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Пункт 3 ст. 3 Закона Алтайского края от 16.07.1996 № 32-ЗС «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае» устанавливает, что органы местного самоуправления, в числе прочего, обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении.

Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 4 ФЗ «О безопасности дорожного движения», законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, к данным правоотношениям, помимо изложенного выше, применяются положения ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Раздел 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что настоящий
стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения
безопасности движения предельные значения показателей

эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья - имущества населения, охрану окружающей среды.

Пункт 4.1.1     приведенного     выше     государственного     стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги годов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Согласно п. 1 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», Наставление определяет порядок осуществления со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной       инспекции       безопасности       дорожного       движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Пункт 22 Приказа устанавливает, что заместитель начальника правления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, курирующий деятельность службы дорожной инспекции и организации движения организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков надороге, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Из изложенного выше следует, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена (согласована) органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения - ГИБДД.

Наличие соответствующей дислокации дорожных знаков необходимо, как в соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения поселения.

Бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, т.к. провоцирует аварийные ситуации на дорогах.

Кроме того, отсутствие дислокации делает невозможным предъявление требований, направленных на оборудование автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов, находящихся в ведении органов местного самоуправления, необходимыми дорожными знаками.

В соответствии со ст. 4 Конституции Российской Федерации, Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15).

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на безопасность дорожного движения.

Следовательно, администрация Гуселетовского сельсовета Романовского района должна обеспечить решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к её компетенции.

        Учитывая вышеизложенное, на основании ст.173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его, судом принимается решение об удовлетворении требований истца.

        В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, администрация Гуселетовского сельсовета, как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины.

        На основании изложенного руководствуясь ст. ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Романовского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию Гуселетовского сельсовета Романовского района Алтайского края в срок до 01.07.2012 года разработать и согласовать с ОГИБДД МО МВД РФ «Мамонтовский» по Алтайскому краю в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании «село Гуселетовское» Романовского района Алтайского края.

Обязать Администрацию Гуселетовского сельсовета Романовского района Алтайского края в срок до 01.01.2012 года осуществить отвод земельных участков из числа земель населенного пункта с. Гуселетово под дороги муниципального образования «село Гуселетовское» Романовского района Алтайского края.

Обязать Администрацию Гуселетовского сельсовета Романовского района Алтайского края в срок до 01.06.2012 года составить и утвердить проект дорог муниципального образования «село Гуселетовское» Романовского района Алтайского края.

        Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Романовский районный суд.                                          

          Судья                                                                                                       А.А. Блем