Решение о признании права собственности, вступило в законную силу.



Дело №2-76/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2011 года с. Романово

Романовский районный суд Алтайского края в составе

Председательствующего судьи Логачёва К.М.,

при секретаре Киселёвой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чупиной Е.А., Чупин О.В., Камчатова О.В. к администрации Закладинского сельского совета Романовского района, администрации Романовского района о признании права собственности на квартиру в порядке наследования,

УСТАНОВИЛ:

Чупина Е.А., Чупин О.В. и Камчатова О.В. обратились в суд с иском к администрации Закладинского сельского совета и администрации Романовского района о признании права собственности на квартиру по адресу <адрес>, указывая, что с декабря 1977 года они и ныне покойный Ч.В.И.. проживали в данной квартире. ДД.ММ.ГГГГ между ними с одной стороны и совхозом «Закалдинский» в лице директора П.В.Н. с другой стороны был заключен договор о передаче жилья в собственность, согласно которого получили в собственность квартиру по вышеуказанному адресу. Данный договор ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в администрации с. Закладное. Впоследствии выяснилось, что в договоре допущены ошибки: не указаны все стороны сделки, указан только ныне умерший Ч.В.И., в договоре неправильно указаны общая и жилая площадь квартиры, вид собственности, не полностью указан адрес квартиры, а также имеются другие неточности. В настоящее время внести изменения и поправки в договор не представляется возможным, так как Ч.В.И. умер. На его долю открылось наследство, которое Чупина Е.А. как наследница первой очереди приняла, так он проживает в данной квартире, оплачивает налоги, производит текущий ремонт.

Неправильное и небрежное оформление договора лишает их возможности зарегистрировать своё право собственности в управлении регистрационной службы, просит признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по вышеуказанному адресу.

В судебном заседании Чупина Е.А., Чупин О.В. и Камчатова О.В. исковые требования поддержали.

Ответчики администрация Закладинского сельского совета и администрация Романовского района Алтайского края, надлежаще уведомлённые о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, подали в суд заявление о рассмотрении дела без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражают.

Третье лицо нотариус Романовского района Алтайского края в судебное заседание предоставила выписку из наследственного дела умершего Ч.В.И., из которой следует, что после смерти Ч.В.И. заведено наследственное дело, единственной наследницей, принявшей наследство и получившей свидетельство о праве на наследство по закону, является супруга умершего-Чупина Е.А..

Признание права как способа защиты гражданских прав прямо предусмотрено абзацем вторым ст. 12 ГК РФ.

В судебном заседании суд установил, что согласно договора на передачу жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Ч.В.И. и совхозом «Закладинский» в лице директора П.В.Н., квартира, расположенная по <адрес> общей площадью 50,7 кв.м. переходит в собственность последнего. Договор зарегистрирован в Закладинском сельском совете ДД.ММ.ГГГГ.

В договоре, в строке количество членов указано-4. В договоре адрес передаваемого жилья в собственность указан неправильно.

Согласно справки администрации Закладинского сельского совета Романовского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> на момент приватизации жилья проживали Ч.В.И., Чупина Е.А., Чупина О.В и Чупин О.В. Таким образом, в договоре о передачи жилья в собственность указана квартира по адресу <адрес>.

По смыслу заключённого договора, договор заключён на основании Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Согласно ст. 2 вышеназванного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.

Согласно справки администрации Закладинского сельского совета Романовского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> на момент приватизации жилья проживали Ч.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чупина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Чупина О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Чупин О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Как установлено, указанные лица являлись одной семьёй.

Поскольку на момент приватизации Чупин О.В., <данные изъяты> года рождения и Камчатова (до брака Чупина) О.В., <данные изъяты> года рождения, являлись несовершеннолетними, они имели равные права, вытекающие из договора найма и при бесплатной приватизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участником общей собственности на это помещение.

Учитывая, что в соответствии с требованием ст. ст. 28 и 37 ГК РФ отказ от участия в приватизации может быть осуществлён родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также опекунами и попечителями лишь при наличии разрешения органа опёки и попечительства.

В судебном заседании не представлено сведений о том, что несовершеннолетние по согласованию родителей не участвовали в приватизации квартиры.

В судебном заседании истец Чупина Е.А. показала, что при решении вопроса приватизации в 1992 году они с мужем решили, что все примут участие в приватизации занимаемого жилья, в том числе и их дети. Согласно представленной в судебное заседание заявления на передачу жилья в собственность следует, что Чупина Е.А., Чупина О.В. и Камчатова (до брака Чупина) О.В. в нем указаны.

Право собственности на приобретённое жильё возникает с момента регистрации договора в местной администрации.

Как установлено в судебном заседании, договор зарегистрирован в администрации Закладинского сельского совета ДД.ММ.ГГГГ.

Из выписки технического паспорта на квартиру, расположенную по адресу <адрес> следует, что общая площадь домовладения составляет 72,3 кв.м., жилая 55,4 кв.м., что не соответствует площади, указанной в договоре.

Отсутствие в договоре данных, позволяющих идентифицировать недвижимое имущество, свидетельствуют о том, что сделка является недействительной.

Однако иск о применении последствий недействительности сделки в целом не предъявлен.

В соответствии со ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

При таких обстоятельствах, квартира по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности Ч.В.И., Чупиной Е.А., Чупину О.В. и Камчатовой (до брака Чупиной) О.В. в равных долях по 1/4.

Согласно свидетельства о смерти № Ч.В.И., умер ДД.ММ.ГГГГ.

Наследницей умершего, которая получила свидетельство о праве на наследство по закону, согласно сообщения нотариуса, являются Чупина Е.А..

В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признаётся, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвёл за свой счёт расходы на содержание наследственного имущества и т.п.

В судебном заседании истец Чупина Е.А., показала, что она приняла наследство умершего, проживает в данной квартире, производит текущий ремонт, оплачивает налоги, кроме того, она получила свидетельство на право на наследство по закону.

То обстоятельство, что на момент открытия наследства право собственности на жилой дом не было зарегистрировано не может служить основанием для отказа в исковых требованиях и включением доли умершего в наследственную массу.

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В силу ч. 4 ст. 1152 Кодекса принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Согласно ст. 1162 ГК РФ свидетельство о праве на наследство выдается по заявлению наследника.

Таким образом, положения о том, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства, а получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (п. 4 ст. 1152, ст. 1162 ГК РФ), действуют и в отношении недвижимого имущества.

Отсутствие предусмотренной ст. 131 ГК РФ обязательной регистрации прав на недвижимое имущество, перешедшее по наследству, ограничивает возможности распоряжаться этим имуществом (продавать, дарить и т.п.), но никак не влияет согласно названным выше требованиям закона на факт принадлежности этого имущества на праве собственности лицу, получившему его в порядке наследования.

Таким образом 1\4 доля в праве собственности на квартиру в <адрес> умершего Ч.В.И. подлежит включению в его наследственную массу.

В судебном заседании истцы Чупин О.В. и Камчатова О.В. показали, что они наследство отца не принимали и не желают принимать. К нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство по закону не обращались.

Таким образом, с учетом изложенного следует признать право собственности в праве собственности на квартиру в <адрес> за Чупиной Е.А. на 1/2 доли, а за Чупин О.В. и Камчатовой О.В. по на 1/4 доли каждому.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать право общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, общей площадью 72,3 кв.м., жилой 55,4 кв.м. за Чупиной Е.А. на 1/2 долю и за Чупиным О.В. и Камчатовой О.В. на 1/4 долю каждому.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в Алтайский краевой суд путём подачи кассационной жалобы через Романовский районный суд.

Судья К.М. Логачёв