Иск о создании единой дежурно-диспетчерской службы



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДАТА года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Слоновой Е.А.,

с участием прокурора Мошляк О.А.,

при секретаре 1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ***, муниципальному образованию «Родинский район», комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации *** о возложении обязанности по созданию единой дежурно-диспетчерской службы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Родинского района обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что в соответствии с п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций.

Пунктами 2, 3, 5, 6, 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794, предусмотрено, что составной частью единой системы являются органы повседневного управления, которые на муниципальном уровне представлены едиными дежурно-диспетчерскими службами.

Аналогичные нормы содержатся в Положении об Алтайской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от 22.06.2004г. № 289.

Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алтайского края срок создания единых дежурно-диспетчерских служб в муниципальных образованиях определен до 15.03.2010г.

В соответствии с Положением о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алтайского края от 20.05.2004г. № 205, решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и иных организаций.

Согласно требований ст. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления должны принимать меры по противодействию терроризму, в том числе по обеспечению и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; системности и комплексному использованию политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства Администрацией *** единая дежурно-диспетчерской службы в Родинском районе не создана вследствие дефицита бюджетных средств.

Вместе с тем, отсутствие достаточного финансирования на указанные цели, не является основанием для не исполнения возложенных законодательством обязанностей на органы местного самоуправления.

Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992г. определяет, что безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Статьей 4 вышеуказанного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В соответствии со ст. 8 данного Закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности.

Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.

Администрация *** является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от 24.01.2001г., отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в ее распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

Имущество учреждения находится в муниципальной собственности муниципального образования Родинский район.

Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам Администрации *** несет собственник – муниципальное образование Родинский район Алтайского края.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.04.1993г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в суд могут быть обжалованы действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Кроме того, Законом РФ «О безопасности» специально определено, что судебные органы обеспечивают судебную защиту граждан, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Обращаясь в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод, законных интересов граждан, прокурор указал, что действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.

По мнению прокурора, неисполнение требований нормативных документов по обеспечению безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера, нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов, либо создает препятствия к своевременному оповещению людей об их возникновении и ликвидации.

Прокурор Родинского района просил суд обязать Администрацию *** создать единую дежурно-диспетчерскую службу в Родинском районе, при недостаточности собственных денежных средств у Администрации *** возложить на собственника – муниципальное образование Родинский район Алтайского края расходы на создание единой дежурно-диспетчерской службы в Родинском районе.

В судебном заседании прокурор Мошляк О.А. на иске настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков администрации *** и муниципального образования «Родинский район» М иск прокурора не признала и пояснила, что действующим законодательством на администрацию муниципального образования и на муниципальное образование не возложена обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы. Согласно п.п. 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны. При администрации *** постоянно действующим органом для ведения работы по вопросам гражданской обороны и защиты населения территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определен отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации ***, который специально уполномочен на решение задач в области гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям согласно Положения об отделе по делам ГО ЧС администрации ***. Отдел по делам ГО ЧС администрации *** помимо прочего также создает и поддерживает в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороной, системы оповещения населения об опасностях, об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Представитель ответчика комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации *** Ф в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В предыдущем судебном заседании иск не признала, пояснив, что денежные средства на создание единой дежурно-диспетчерской службы в Родинском районе не выделялись как из местного, так и из краевого и федерального бюджетов.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы. Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 10 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 г. N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" непосредственное руководство защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в городах и районах края в структуре Алтайской территориальной подсистемы РСЧС осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Согласно ст. 11 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 г. N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органами управления, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Алтайском крае, являются:

1) Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Алтайскому краю;

2) Администрация Алтайского края в пределах своих полномочий;

3) постоянно действующие органы управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

4) отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организациях, действующих на территории Алтайского края.

Согласно ст. 12 Закона Алтайского края от 17 марта 1998 г. N 15-ЗС "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" администрация края, органы местного самоуправления, руководители организаций, краевая, территориальные, объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности создают целевые, оснащенные необходимым оборудованием, материалами и техникой, невоенизированные формирования, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, оперативные дежурные службы, службы наблюдения и контроля для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; в установленном порядке и в пределах своей компетенции разрабатывают и утверждают положения о данных службах и формированиях, определяют их структуру и состав.

Как установлено в судебном заседании на территории муниципального образования «Родинский район» создан и постоянно действует отдел по делам ГО и ЧС администрации ***, который и является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и соответственно органом управления, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Родинском районе.

В соответствии с п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" органами повседневного управления единой системы являются:

на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, центры управления в кризисных ситуациях (ситуационно-

кризисные центры), информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, имеющих функциональные подсистемы единой системы;

на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Органы повседневного управления единой системы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

Единая дежурно-диспетчерская служба согласно п. 2 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" (утв. постановлением Госстандарта РФ от 9 ноября 1999 г. N 400-ст) это орган повседневного управления местной (городской) подсистемы РСЧС, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый при органе управления ГОЧС. Согласно п. 3.7 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 ЕДДС города создается при городском органе управления ГОЧС. В крупных городах, имеющих в своем составе административные округа или (и) муниципальные районы, при соответствующих органах управления могут создаваться окружные или (и) районные ЕДДС. В небольших городах и сельских районах, в которых отсутствует орган управления ГОЧС, ЕДДС может создаваться при органе местного самоуправления.

ЕДДС создается на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления).

Таким образом, из приведенных норм закона нельзя сделать вывод о том, что на органе местного самоуправления лежит обязанность создания единой дежурно-диспетчерской службы за счет собственных средств. Эти службы могут ими создаваться, согласно п. 3.7 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 22.7.01-99.

Кроме того, согласно ст. 46 ФЗ от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ с 1 июля 2003 года впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.

В своем исковом заявлении прокурор Родинского района ссылается на решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алтайского края, которым срок создания единых дежурно-диспетчерских служб в муниципальных образованиях определен до 15 марта 2010 года.

Согласно Положения о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Алтайского края, утвержденном Постановлением Администрации Алтайского края от 20 мая 2004 года №205 в редакции постановления Администрации Алтайского края от 18 февраля 2005 года №85, комиссия является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций, расположенных на территории Алтайского края в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данная комиссия не наделена властными полномочиями, позволяющими ей возлагать на органы местного самоуправления обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы на территории муниципального района за счет средств последнего.

Согласно ч. 1 ст. 11 ГПК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.

Как следует из содержания искового заявления прокурора Родинского района предметом судебной защиты в данном случае должно являться право каждого на охрану здоровья в соответствии со ст. 41 Конституции РФ. Кроме того, прокурор полагал, что действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, так как неисполнение требований нормативных документов по обеспечению безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера, нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов, либо создает препятствия к своевременному оповещению людей об их возникновении и ликвидации.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I право граждан Российской Федерации на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Согласно ст. 19 указанных основ законодательства граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через средства массовой информации или непосредственно гражданам.

Таким образом, право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Родинского района, на охрану здоровья и на получение информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, отсутствием ЕДДС не нарушается.

Суд также не может согласиться с доводами прокурора о том, что он действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, так как неисполнение требований нормативных документов по обеспечению безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера, нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов, либо создает препятствия к своевременному оповещению людей об их возникновении и ликвидации.

Действительно, согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Однако в данном случае какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о наличии угрозы нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья, прокурором не приводятся. Возникновение чрезвычайной ситуации, осуществление террористического акта не состоит в причинной связи с наличием или отсутствием ЕДДС. Обязанность своевременного оповещения населения района об их возникновении лежит на отделе по делам ГО ЧС администрации ***, согласно Положения об отделе по делам ГО ЧС администрации ***.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска прокурора суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске прокурору Родинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ***, муниципальному образованию «Родинский район», комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации *** о возложении обязанности по созданию единой дежурно-диспетчерской службы отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Слонова Е.А.