Дело /Номер/.Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Родинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным в части проведения аттестации рабочих мест. В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Родинского района проведена проверка исполнения законодательства об охране труда на предприятиях агропромышленного комплекса, обрабатывающего производства и строительства. В ходе проверки было установлено, что в ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края аттестация рабочих мест по условиям труда не производилась в связи со сложным финансовым положением предприятия, что нарушает нормы охраны труда и угрожает безопасности и здоровью людей. Полагая, что данное обстоятельство не является основанием для освобождения работодателя от исполнения возложенных на него законодательством обязанностей, прокурор Родинского района Алтайского края просит суд признать бездействие ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края по обеспечению безопасных условий труда незаконным, обязав ответчика устранить нарушения в обеспечении безопасных условий и охраны труда, а именно провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией по охране труда в организации.
В судебном заседании заместитель прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А. уточнила свои исковые требования и окончательно просила признать бездействие ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края по обеспечению безопасных условий труда незаконным. Обязать ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края устранить нарушения в обеспечении безопасных условий и охраны труда – провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 01 ноября 2010 года.
Кроме того, она сослалась на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края Шабалина Н.А. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признала в полном объеме и пояснила, что причиной неисполнения требований законодательства об аттестации рабочих мест является сложное финансовое положение общества, в связи с чем просила суд предоставить отсрочку проведения аттестации рабочих мест ответчика до 1 ноября 2010 года.
Суд, выслушав пояснения заместителя прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А., представителя ответчика ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края Шабалину Н.А., исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края расположено в /Адрес/
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ труд и здоровье людей в Российской Федерации охраняется государством.
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в безопасных условиях труда.
В соответствии со ст. 209 ТК РФ аттестацией рабочих мест по условиям труда является оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Согласно абзаца третьего пункта 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
В соответствии с п. 2 вышеуказанного Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда*, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ).
Из п. 4 вышеназванного Порядка следует, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:
1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
6) последующего подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований).
8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Согласно информации ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края л.д. 4-5) аттестация рабочих мест в ООО «Рюсли» до настоящего времени не проведена. Однако, её проведение планируется не ранее августа 2010 года, поскольку представители АНО «Алтайский краевой центр аттестации и экспертизы условий труда АТТЭКС» в период июня – июля текущего года будут заняты проведением экспертизы в /Адрес/. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании и представителем ответчика Шабалиной Н.А..
Таким образом, судом установлено, что в ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края аттестация рабочих мест по условиям труда не проведена, что подтверждается результатом проверки прокуратуры Родинского района Алтайского края.
Данное обстоятельство не оспаривается и представителем ответчика.
Согласно приказа ООО «Рюсли» от /Дата/ года для проведения аттестации операторов солодовни в обществе создана постоянно действующая комиссия, определен список сотрудников общества, подлежащих аттестации л.д. 6-8).
В связи с этим суд приходит к выводу о том, что ООО «Рюсли» не выполняет обязанности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, что является незаконным и влечет нарушение норм охраны труда, угрожает безопасности здоровья людей.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, администрация ООО «Рюсли» не проводя аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда, бездействует и не обеспечивает безопасные условия и охрану труда работникам ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края.
Удовлетворяя требования прокурора, с учётом материального положения ответчика, суд полагает возможным удовлетворить ходатайство представителя ответчика – ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края Шабалиной Н.А. о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01 ноября 2010 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрение дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика. Не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с тем, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, государственная пошлина в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика – ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края в доход бюджета Родинского района Алтайского края.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края о признании бездействия незаконным в части проведения аттестации рабочих мест удовлетворить.
Признать бездействие ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края по обеспечению безопасных условий труда незаконным.
Обязать ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края устранить нарушения в обеспечении безопасных условий и охраны труда – провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в срок до 01 ноября 2010 года.
Взыскать с ООО «Рюсли» Родинского района Алтайского края в доход бюджета муниципального образования «Родинский район» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено /Дата/ года.
Председательствующий В.В. Круглов