Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 октября 2010 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
Председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,
с участием заместителя прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А.,
при секретаре Крючковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края, Администрации Родинского района Алтайского края об обеспечении надлежащего состояния ГТС
У С Т А Н О В И Л:
Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края, Администрации Родинского района Алтайского края, в котором просит в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации обязать ответчиков организовать и осуществить следующие мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на логу Безмия у с.Зеленый Луг Родинского района Алтайского края, состоящего из плотины земляной насыпной, паводкого водосбора сифонного типа, 2 донных водовыпусков, длиною сооружений напорного фронта 350 м, напором 4 м, объемом 2,86 млн.куб.м., максимальной глубиною 4 м, площадью 130 га:
- восстановить опоры концевой части паводкового водосброса сифонного типа;
- произвести ремонт низового откоса в районе паводкового водосброса сифонного типа;
- выполнить ремонт донного водовыпуска;
- очистить откосы плотины от древесно-кустарниковой растительности;
- организовать мониторинг за состоянием ГТС.
Администрацию Родинсокого района обязать оказать содействие Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района в организации и осуществлении названных мероприятий.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что в Алтайскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступил акт проверки Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края о наличии на территории Родинского района бесхозяйного опасного гидротехнического сооружения на логу Безмия у с.Зеленый Луг Родинского района Алтайского края. Актом обследования от 29.07.2010 № 8 было установлено, что на момент проверки разрушены опоры концевой части паводкового водосбора сифонного типа, наблюдаются оползневые явления на низовом откосе в районе паводкового водосбора, один донный водовыпуск неисправен, откосы плотины заросли древесно-кустарниковой растительностью.
По результатам обследования сделан вывод, что ГТС ограниченно работоспособное (неудовлетворительный уровень безопасности). В случае разрушения ГТС возможно подтопление жилой застройки с.Зеленый Луг Родинского района.
В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района, поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Непринятие органами местного самоуправления мер по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС нарушает интересы Российской Федерации и конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В судебном заседании заместитель прокурора Мошляк О.А. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрация Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края глава Администрации Зеленолуговской сельсовет Родинского района Алтайского края Митченко П.А. исковые требования признал в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрация Родинского района Алтайского края Еременко О.И. исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица - Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, в предоставле6нном в суд отзыве, указал, что по результатам обследования, указанным в акте от 29.07.2010 № 8, дана оценка проявления возможных аварий в случае разрушения ГТС (возможно подтопление жилой застройки с.Зеленый Луг), а также зафиксирован вывод об ограниченной работоспособности ГТС и его опасности, исковые требования поддерживает в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя при таких обстоятельствах суд рассматривает дело в его отсутсвие.
Представитель Третьего лица – Южно-Сибирское управление Ростехнадзора в судебное заседании е не явился о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщил дело слушанием отложить не просил, при таких обстоятельствах суд рассматривает дело в его отсутсвие.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичные права закреплены в ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Судом установлено, что в границах территории муниципального образования Зеленолуговской сельсовет Родинского района Алтайского края, находится бесхозяйное гидротехническое сооружение, расположенное на логу Безмия у с.Зеленый Луг Родинского района Алтайского края, состоящее из плотины земляной насыпной, длиною паводкого водосбора сифонного типа, 2 донных водовыпусков, длиною сооружений напорного фронта 350 м, напором 4 м, объемом 2,86 млн.куб.м., максимальной глубиною 4 м, площадью 130 га.
То обстоятельство, что ГТС находится в границах м.о. Зеленолуговской сельсовет Родинского района и что наблюдение за данным объектом осуществляет Администрация Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края, подтверждается информацией Администрации Родинского района Алтайского края от 02.09.2010 г.
Согласно сообщения с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о действующих правах на гидротехническое сооружение на логу Безмия у с.Зеленый Луг Родинского района Алтайского края отсутствуют.
На момент обследования ГТС Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, на 29 июля 2010 года, были обнаружены следующие дефекты: разрешены опоры концевой части паводкового водосброса сифонного типа, наблюдаются оползневые явления на низовом откосе в районе паводкового водосбора, один донный водовыпуск неисправен, откосы плотины заросли древесно-кустарниковой растительностью. В качестве оценки проявления возможный аварий, разрушений ГТС и их последствий указано, что в случае разрушения ГТС возможно подтопление жилой застройки с.Зеленый Луг, а также зафиксирован вывод об ограниченной работоспособности. Комиссией были сделаны следующие выводы и даны рекомендации: состояние ГТС ограниченно работоспособное (неудовлетворительный уровень безопасности, сооружение опасное, бесхозяйное). Рекомендовано Зеленолуговскому сельсовету: восстановить опоры концевой части паводкового водосброса сифонного типа; произвести ремонт низового откоса в районе паводкового водосброса сифонного типа; выполнить ремонт донного водовыпуска; очистить откосы плотины от древесно-кустарниковой растительности; организовать мониторинг за состоянием ГТС.
В силу положений ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Согласно пунктов 1, 2, 3 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
В соответствии с пунктами 3, 4 ст. 7 ФЗ от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Согласно пунктов 8, 26, 31 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселении относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования.
Согласно пунктов 5, 19, 20 части второй статьи ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений могут находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; имущество, предназначенное для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.
В силу п. п. «г», «е», «з», п.2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления должны заблаговременно проводить мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. ( ст. 7 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ").
Ст. 9 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации по безопасной эксплуатации ГТС.
Поскольку ГТС находится в границах территории м.о. Зеленолуговской сельсовет, собственника не имеет, а Администрация Зеленолуговского сельсовета мер к постановке на учет ГТС в качестве бесхозяйного имущества в соответствующих регистрирующих органах и мер необходимых для предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации не предпринимает, организацию, ответственную за эксплуатацию плотины не определила, суд приходит к выводу, что бездействие Администрации м.о. Зеленолуговской сельсовет может привести к возникновению чрезвычайной ситуации в виде затопления жилой застройки с.Зеленый Луг, а соответственно возникает и угроза жизни и здоровью граждан, а также значительных материальных потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей.
Зеленолуговской сельсовет Родинского района Алтайского края находится на территории Родинского района Алтайского края.
В силу п.7 ч.1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросам местного значения.
В иске прокурор просил возложить на Администрацию района обязанность оказать содействие в осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения, перечень данных мероприятий судом установлен. Избранный прокурором способ защиты права закону не противоречит.
При таких обстоятельствах требования прокурора, заявленные к Администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края, Администрации Родинского района Алтайского края, об обязании ответчиков организовать и осуществить мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на логу Безмия у с.Зеленый Луг Родинского района Алтайского в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, суд расценивает как законные и обоснованные - направленные на охрану жизни, здоровья и интересов граждан неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края организовать и осуществить следующие мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на логу Безмия у с. Зеленый Луг, состоящего из земляной насыпной плотины, паводкового водосброса сифонного типа, 2 донных водовыпусков, длиною сооружений напорного фронта 350м., напором 4м., обьемом 2,86 млн. куб.м., максимальной глубиной 4м., площадью 130 га:
Восстановить опоры концевой части паводкового водосброса сифонного типа;
Произвести ремонт низового откоса в районе паводкового водосброса сифонного типа;
Выполнить ремонт донного водовыпуска;
Очистить откосы плотины от древесно – кустарниковой растительности;
Организовать мониторинг за состоянием ГТС;
Возложить на Администрацию Родинского района Алтайского края обязанность оказать содействие администрации Зеленолуговского сельсовета Родинского района Алтайского края в организации и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на логу Безмия у с. Зеленый Луг Родинского района Алтайского края.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 октября 2010 года.
Судья Г.В. Ожогина