Иск о признании права на досрочную пенсию по старости, на получение страховой части трудовой пенсии по старости одновременно с получением пенсии за выслугу лет (решение обжаловано, оставлено без изменения)



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2010 года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Слоновой Е.А.,

при секретаре Роменской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Зайцева И.И. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Родинском районе Алтайского края о признании права на досрочную пенсию по старости, на получение страховой части трудовой пенсии по старости одновременно с получением пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению,

УСТАНОВИЛ:

Зайцев И.И. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что он является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года. Военную службу он проходил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в календарном исчислении 18 лет 4 месяца.

После увольнения с военной службы он принят на работу в среднее специальное учебное заведение «Родинское медицинское училище», в 2010 году переименованное в «Родинский медицинский колледж», по специальности «преподаватель безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф», где продолжает работать в настоящее время. Также он является застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Его педагогический стаж составляет на 19 октября 2010 года 9 лет 8 месяцев 5 дней. С учетом периода прохождения им военной службы он имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицо, не менее 25 лет осуществлявшее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Его страховой стаж, за исключением периода военной службы и периода обучения в высшем учебном заведении, учтенных при назначении пенсии за выслугу лет, составляет более 5 лет и дает ему право на трудовую пенсию по старости.

19 октября 2010 года он обратился в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Родинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ. Ответчиком отказано в установлении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием у него требуемого 25-летнего педагогического стажа. Решение ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Родинском районе считает неправомерным, поскольку данным решением ответчик лишил его права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на получение страховой части трудовой пенсии по старости одновременно с получением пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению. В соответствии с нормами как ранее действовавшего, так и действующего в настоящее время законодательства, время его нахождения на военной службе подлежит включению в стаж, необходимый для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Таким образом, его педагогический стаж составляет 28 лет 5 дней (18 лет 4 месяца военной службы и педагогическая деятельность – 9 лет 8 месяцев 5 дней).

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ условием для назначения трудовой пенсии по старости является достижение 60-летнего возраста для мужчин, при наличии у них не менее 5 лет страхового стажа. При этом пп.19 п. 1 ст. 27 указанного закона предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста. Пунктом 1 ст. 12 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …» от 12 февраля 1993 года, в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом. Истец Зайцев И.И. полагал, что поскольку его страховой стаж, за исключением периода военной службы и периода обучения в высшем учебном заведении, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет, составляет более 5 лет, то он имеет право на получение страховой части пенсии по старости.

Истец Зайцев И.И. просил включить период военной службы в педагогический стаж работы (специальный стаж), необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости; признать за ним право на досрочное получение трудовой пенсии по старости с момента возникновения права; признать за ним право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости, назначенной досрочно, с момента возникновения права; обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Родинском районе Алтайского края назначить и выплачивать ему трудовую пенсию по старости (за исключением ее фиксированного базового размера) в соответствии с п. 2 ст. 4 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ с момента обращения за назначением пенсии.

В судебном заседании истец Зайцев И.И. на своем иске настаивал и привел доводы, аналогичные изложенным им в исковом заявлении. Кроме того, он уточнил свои исковые требования и просил признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Родинском районе от 22 октября 2010 года №115 об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости; признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 19 октября 2010 года; обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Родинском районе назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 19 октября 2010 года; обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Родинском районе выплачивать ему страховую часть трудовой пенсии по старости одновременно с получением пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Представитель ответчика Государственного Учреждения Управления Пенсионного Фонда РФ в Родинском районе Кирик Т.В. иск Зайцева И.И. не признала и пояснила, что поскольку истец является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года, при назначении которой учтены период военной службы с 28 ноября 1982 года по 25 апреля 2001 года, то в страховой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости подлежит включению только период работы в Родинском медицинском училище (колледже) с 26 апреля 2001 года по 19 октября 2010 года – 9 лет 5 месяцев 24 дня. Данного стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости недостаточно, поскольку в соответствии с пп. 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года, введенного в действие с 1 января 2002 года, досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Также в отзыве на иск ответчик указал, что периоды военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (24 года 6 месяцев 21 день) нельзя зачесть в педагогический стаж в связи с тем, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период военной службы не предусмотрен. При исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ за период до 1 января 2002 года в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Это означает, что при исчислении соответствующего стажа применяются правила и нормы Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми, исчислялись общий и специальный трудовой стаж до 1 января 2002 года. Право на пенсию за выслугу лет работникам народного образования за периоды работы до 1 ноября 1999 года определялось в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463. За периоды работы после 1 ноября 1999 года право на пенсию за выслугу лет определялось в соответствии со Списком и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 1 февраля 2001 года № 79). Этими Списками военная служба не предусмотрена. Нельзя засчитать в специальный стаж период военной службы и в соответствии с постановлением Минтруда РСФСР от 17 октября 2003 года № 70. По законодательству СССР, действовавшему до 1 января 1992 года (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях в СССР») право на пенсию за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения определялось по постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Согласно пункту 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, периоды военной службы засчитывалась в выслугу лет при условии, если не менее 2/3 (16 лет 8 месяцев) стажа, требуемого для назначения пенсии, (в соответствии с настоящим постановлением 25 лет), приходилось на работу в учреждениях и должностях, предусмотренных Перечнем. В соответствии с постановлением Минтруда РСФСР от 17.10.2003 № 70 в стаж на соответствующих видах работ включаются все периоды работы, которые засчитывались в специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, если гражданин до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного акта полностью выработал необходимый специальный стаж (25 лет). Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» отменено с 1 октября 1993 года Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Вышеизложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин независимо от его возраста до дня отмены соответствующего закона (в данном случае до 1 октября 1993 года) полностью выработал необходимый общий трудовой и специальный стаж, дающий право на пенсию по старости за выслугу лет. На 1 октября 1993 года стажа работы Зайцева И.И. в должностях, предусмотренных Перечнем, нет, следовательно оснований для зачета в выслугу лет периода военной службы по Постановлению СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 года нет. Из-за отсутствия требуемых 25 лет выслуги на 19.10.2010, права на назначение досрочной пенсии по старости Зайцев И.И. не имеет. Кроме того, представитель ответчика полагала, что в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. Период военной службы с 28.11.1982 года по 25.04.2001 года и с 01.09.1975 года по 25.06.1981 года Зайцеву И.И. уже засчитаны при назначении пенсии по выслуге лет. Поэтому данный период в соответствии с пенсионным законодательством не может быть учтён для определения права при назначении пенсий по другим основаниям. В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Истец на дату обращения имеет страховой стаж 11 лет 7 месяцев 27 дней, но не достиг пенсионного возраста – 60 лет, поэтому права на одновременное получение пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, у Зайцева И.И. нет. Управление ПФР не возражает против применения норм, действовавших в период осуществления работы истцом в спорный период, но только при соблюдении условий, предусмотренных данными нормами. Считает, что решение об отказе в назначении пенсии Зайцеву И.И. является законным, просит в иске отказать.

Судом были исследованы материалы гражданского дела и установлено, что 19 октября 2010 года истец Зайцев И.И. обратился в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Родинском районе с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости досрочно, согласно копии заявления Зайцева И.И. на л.д. 24-28. Также в заявлении указано, что от ранее назначенной ему пенсии он не отказывается, л.д. 25.

Как следует из копии справки Военного комиссариата Алтайского края от 27 сентября 2010 года Зайцев И.И. является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной ему в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" 26 апреля 2001 года. При назначении пенсии учтены периоды военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, л.д.17.

Согласно копии решения ГУ УПФ РФ в Родинском районе №115 от 22 октября 2010 года Зайцеву И.И. отказано в назначении трудовой пенсии по старости по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия 25 лет педагогического стажа, л.д. 18.

Как следует из копии трудовой книжки Зайцева И.И. на л.д. 14-15, справки Военного комиссариата Алтайского края на л.д. 11, справки ГОУ СПО «Родинский медицинский колледж» на л.д. 13, на момент обращения за назначением трудовой пенсии по старости он имел следующий трудовой стаж: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – слесарь, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – военная служба, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – врач-педиатр, с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ – военная служба, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподаватель.

Согласно копии индивидуального лицевого счета Зайцева И.И.,последний зарегистрирован в системе ИПУ 10 августа 2001 года, л.д. 32-33.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает необходимым в иске Зайцеву И.И. отказать по следующим основаниям.

Как установлено судом, Зайцев И.И. является получателем пенсии за выслугу лет, которая назначена ему в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» 26 апреля 2001 года.

При назначении пенсии по выслуге лет в стаж включены периоды военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой Военного комиссариата Алтайского края.

Согласно пп. 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года, введенного в действие с 1 января 2002 года, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости.

В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

Пунктом 3 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии (действующие с 12.11.2002 г.).

Указанными правилами не предусмотрено включение в специальный стаж военной службы.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Указанная в Положении от 17 декабря 1959 года работа подлежала включению в стаж при определенном условии. В силу п. 4 данного Положения период военной службы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Период работы истца Зайцева И.И. в качестве преподавателя составляет 9 лет 8 месяцев 5 дней, что менее 2/3 от требуемого 25-летнего стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» отменено с 1 октября 1993 года Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953.

В дальнейшем право на пенсию за выслугу лет работникам народного образования за периоды работы до 1 ноября 1999 года определялось в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463. За периоды работы после 1 ноября 1999 года право на пенсию за выслугу лет определялось в соответствии со Списком и Правилами исчисления сроков выслуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2001 г. № 79). Этими Списками военная служба не предусмотрена. Нельзя засчитать в специальный стаж период военной службы и в соответствии с постановлением Минтруда РСФСР от 17.10.2003 № 70.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

Период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу Зайцеву И.И. уже засчитаны при назначении пенсии по выслуге лет. Поэтому данный период не может быть учтён для определения права при назначении пенсии по другим основаниям.

В соответствии со ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Истец на день обращения за назначением пенсии имел страховой стаж 11 лет 7 месяцев 27 дней, но не достиг пенсионного возраста – 60 лет, поэтому права на одновременное получение пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), установленной в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, у Зайцева И.И. нет.

Таким образом, решение ГУ УПФ РФ в Родинском районе об отказе в назначении Зайцеву И.И. пенсии является законным и обоснованным, права истца не нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Зайцеву И.И. отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Слонова Е.А.

Решение в законную силу не вступило.