Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2010 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,
при секретаре Крючковой Д.В.,
с участием прокурора Родинского района Алтайского края Мосина В.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению филиала ОАО «МРСК Сибири» «Алтайэнерго» о признании действий прокуратуры Родинского района по вынесению представления №02-29-2010 от 11.08.2010г., незаконными,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Алтайэнерго» обратилось в суд с заявлением о признании действий прокуратуры Родинского района по вынесению представления № 02-29-2010 от 11.08.2010г., незаконными, указав, что прокуратурой Родинского района проведена проверка обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения Родинского РЭС. 11.08.2010 г. прокуратурой Родинского района в адрес филиала ОАО «МРСК Сибири»-«Алтайэнерго» вынесено представление об устранении нарушений Закона РФ от 05.03.1992г. № 2446-1 «О безопасности», ФЗ от 21.12.1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ от 06.03.2006 г. № 35 «О противодействии терроризму».
В представлении прокуратуры Родинского района указано, что принятые меры по обеспечению безопасности Родинского РЭС не в полном объеме соответствуют уровню антитеррористической защищенности, а именно отсутствует: видеонаблюдение на объекте, сигнализация ограждения, специальные средства защиты и охраны, контрольно-пропускная техника. Считает, что в результате вынесения прокуратурой Родинского района представления на заместителя генерального директора филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» Корнеева Е.А. незаконно возложена обязанность по устранению нарушений, изложенных в представлении, данные требования не основаны на законе и не соответствуют нормам действующего законодательства. В представлении не ясно, что прокуратура понимает под специальными средствами защиты и охраны. Охрана территории Родинского РЭС обеспечена силами ОВО ОВД по Родинскому району, организовано круглосуточное дежурство. Кроме того, установлена кнопка экстренного вызова наряда милиции с выводом на пульт охраны, объект обеспечен планом резервного подключения энергоснабжения, а также имеется антитеррористический паспорт. Полагает, что оборудование данных объектов видеонаблюдением, сигнализацией ограждения, контрольно-пропускной техникой законодательно не предусмотрено.
Заявитель просит признать действия прокуратуры Родинского района по вынесению представления № 02-29-2010 от 11.08.2010 г. незаконным, а также приостановить действие оспариваемого представления до момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель заявителя ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» («МРСК Сибири») в лице филиала «Алтайэнерго» Макаров С.С. требования полностью поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Кроме того указал, что в судебном заседании прокурор не доказал обоснованность и законность внесенного представления. Полагал, что внесенным представлением прокуратурой нарушено имущественное право его доверителя, по его мнению выполнение возложенных прокуратурой обязательств потребует дополнительных финансовых затрат, так как необходимо будет заключить договор с вневедомственной охраной, поскольку по его мнению устранить недостатки указанные прокурором в представлении может только отдел вневедомственной охраны.
Представитель Перепечин О.А., начальник Родинского района электрических сетей филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» дал пояснения аналогичные пояснениям Макарова С.С..
Прокурор Родинского района Мосин В.Я. в судебном заседании требования заявителя не признал, считает их необоснованными. Пояснил, что в связи с поручением Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка обеспечения безопасности антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения на территории Родинского района Алтайского края. В ходе проверки установлено отсутствие специальных средств защиты и охраны объекта, сигнализация ограждения отсутствует. Вход в административное здание, комнату дежурного является свободным, пропускной журнал на объекте не ведется, специализированная контрольно-пропускная техника на объекте отсутствует. 11 августа 2010 года прокурором Родинского района В.Я.Мосиным было вынесено представление об устранении нарушений Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности», ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Считает что доказательством не достаточной защищенности объекта является то, что в период времени с 18 часов 02 сентября 2010 года по 8 часов 30 минут 3 сентября 2010 года, из автомобиля Зил, находящегося в гараже Родинского РЭС, расположенного на его территории, был похищен бензин. По результатом проведения проверки было установлено, что хищение было совершено, путем проникновения, в гараж, что позволяет сделать вывод о возможности при наличии имеющейся защищенности объекта проникновения на объект посторонних лиц в том числе и в целях совершения террористических действий, в возбуждении уголовного дела было отказано в связи с малозначительностью причиненного ущерба. Кроме того просил учесть то, что при проведении координационного совещания руководителей правоохранительных органов Родинского района 24 сентября 2010 года начальник Родинского РЭС Препечин О.А., признавал имеющиеся нарушения в плане технического оснащения РЭС, что отсутствует пожарная сигнализация, видеонаблюдение, также указал, что проекты на установление данного оборудования направлены в край, но нет денежных средств, что в течение года данная проблема будет решена.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в связи с поручением Генеральной прокуратуры РФ прокуратурой Родинского района проведена оперативная проверка обеспечения безопасности антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения на территории Родинского района Алтайского края.
Из справки, составленной по результатам проверки следует, что на территории Родинского района имеется объект энергоснабжения ОАО «МРСК Сибири» - «Алтайэерго» Родинский РЭС, на котором не осуществляется видеонаблюдение, специальные средства защиты и охраны отсутствуют, сигнализация ограждения отсутствует, вход в административное здание, комнату дежурного является свободным, пропускной журнал на объекте не ведется, специализированная контрольно-пропускная техника на объекте отсутствует.
11 августа 2010 года прокурор Родинского района, основываясь на принципах противодействия терроризму, изложенных в ФЗ «О противодействии терроризму», с учетом анализа сложившейся ситуации по антитеррористической защищенности объектов энергоснабжения, внес представление в адрес директора РЭС филиала «МРСК Сибири» - «Алтайэнерго» с предложением принять исчерпывающие меры для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму и привлечь лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной ответственности.
В соответствии с абз.40 п.3.2 положения о филиале открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» - «Алтайэнерго» организация и проведение мероприятий по вопросам мобилизационной подготовки, гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п.1.1 Положения о районе электрических сетей филиала ОАО «МРСК Сибири»- «Алтайэнерго» район электрических сетей (РЭС) является структурным подразделением филиала и начальник РЭС подчиняется непосредственно заместителю генерального директора – директору филиала.
Согласно ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Представление прокурора является одной из форм прокурорского надзора.
Статьей 24 названного закона предусмотрено, что в случае нарушения действующего законодательства прокурор или его заместитель вносит представление органу или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Федеральным законом от 6 марта 2006года №35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах, в том числе и обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системности и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Анализ нормативных актов, составляющих правовую основу противодействия терроризму, в том числе названного закона, а также Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 5 октября 2009года, Постановления Правительства РФ от 4 мая 2008года №333"О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму", позволяет сделать вывод о том, что противодействие терроризму охватывает не только деятельность специальных служб и правоохранительных органов, но и действия других органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, направленные, в том числе, и на предупреждение терроризма.
Таким образом, обеспечение надлежащей защищенности объектов энергоснабжения является одним из основных методов и обязанностей должностных лиц по противодействию терроризму.
Закон РФ «О безопасности» от 05 марта 1992 года определил, что безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Статьей 4 указанного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечении безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В соответствии со ст.8 данного закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.
Одним из таких законодательных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности, на основании Конституции РФ (п.п.«е»,«ж» ч.1 ст.114) и Постановления Верховного Совета РФ от 11 марта 1992 года №2488-1 (п.4) является Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года №587, которым утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране (далее - Перечень).
Согласно п.21 Перечня государственной охране подлежат объекты электроэнергетики - гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, к числу которых в силу требований данной нормы законодательства относятся подстанции Родинской РЭС ОАО «МРСК Сибири», расположенные на территории Родинского района.
Включение указанных объектов в Перечень согласуется и со ст.3 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-Ф3 «Об электроэнергетике», предусматривающей, что электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Значимость электроэнергетики и обуславливает необходимость установления государственной охраны ее объектов.
Более того, данные объекты, согласно п.3.1 Руководящего документа МВД РФ РД 78.36.003-2002 "Инженерно-техническая укрепленность», Технические средства охраны, Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств" (утв. МВД РФ 6 ноября 2002г.), являются особо важными, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия (кража, грабеж, разбой, терроризм и другие) на которых, в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества. Поэтому названным РД 78.36.003-2002 определена совокупность мероприятий, направленных на усилие конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам, а также порядок и способы оснащения объектов элементами инженерно-технической укрепленности и техническими средствами охраны с целью противодействия преступным посягательствам на них.
Как следует из протокола № 5 от 24.09.2010 г. координационного совещания руководителей правоохранительных органов Родинского района, представленного прокурором Родинского района, начальник Родинского РЭС Перепечин О.А. признавал имеющиеся нарушения в плане технического оснащения РЭС, что отсутствует пожарная сигнализация, видеонаблюдение, также указал, что проекты на установление данного оборудования направлены в край, но нет денежных средств, что в течение года данная проблема будет решена.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ, с п.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Как следует из текста представления прокурора Родинского района, внесенного директору филиала «Алтайэнерго» ОАО «МРСК Сибири», директору филиала «Алтайэнрго» предложено принять исчерпывающие меры для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму. Какая-либо обязанность на директора филиала «Алтайэнерго» не возлагалась. Требования о привлечении конкретных лиц к дисциплинарной ответственности не предъявлялись. Представление не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для организации.
Доводы представителя заявителя о том, что указанным представлением прокурора нарушаются имущественные права, так как выполнение возложенных прокуратурой обязательств потребует дополнительных финансовых затрат, суд находит несостоятельными, поскольку прокурором в резолютивной части представления не возложена какая-либо обязанность по выполнению определенных действий, в т.ч. по заключению договора с вневедомственной охраной либо какой другой организацией.
При таких обстоятельствах суд считает, что представлением прокурора Родинского района права и свободы заявителя не нарушены, препятствия к осуществлению заявителем прав и свобод не созданы, на заявителя незаконно какая-либо обязанность не возлагалась, заявитель к какому-либо виду ответственности не привлечен.
Правовые основания для признания представления прокурора Родинского района № 02-29-2010 от 11 августа 2010 года недействительным, действий прокурора незаконными и нарушающими права и интересы заявителя отсутствуют.
руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ОАО «МРСК Сибири» «Алтайкрайэнерго» о признании действий прокуратуры Родинского района по вынесению представления №02-29-2010 от 11.08.2010г., незаконными, о приостановлении действия оспариваемого представления до момента вступления решения суда в законную силу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2010 года.
Председательствующий Ожогина Г.В.