Иск об оспаривании решения жилищной комиссии



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2011 года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Слоновой Е.А.,

при секретаре Роменской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гладченко А.А. к Администрации Родинского сельсовета Родинского района Алтайского края о признании решения жилищной комиссии незаконным, возложении обязанности включить в список нуждающихся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Гладченко А.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал, что с осени 2002 года он проживал и был зарегистрирован в жилом доме, расположенном по <адрес> вместе со своей дочерью и ее семьей. Большую часть времени его дочь проживает в <адрес>, занимается воспитанием своих внуков, а отношения с мужем дочери, И. у него не сложились и последний фактически выселил его в июне 2007 года, выгнав на улицу.

Так как других родственников у него нет, своего жилья также нет, то он стал временно проживать у своего сына в <адрес>, где и проживает до настоящего времени.

По требованию И. в мае 2010 года он снялся с регистрационного учета по <адрес> и зарегистрировался у дальних родственников в <адрес>, для того, чтобы иметь возможность получать пенсию.

Поскольку он нуждается в жилом помещении, то обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставив необходимые документы.

Решением жилищной комиссии при Администрации Родинского сельсовета ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что он намеренно совершил действия по изменению регистрации с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, поэтому может быть принят на учет только по истечении пяти лет.

Однако он снялся с регистрационного учета не по своему желанию, а по требованию собственника жилья – И. По <адрес> он не проживал и не проживает, членом семьи проживающих в указанном жилом помещении лиц не является.

Истец указал, что в настоящее время он проживает в <адрес> по гостевой визе у своего сына, поскольку является гражданином России. Указанный режим проживания предполагает по окончании срока визы обязательный выезд из страны. По состоянию здоровья и в связи с престарелым возрастом ему трудно выполнять данные требования. Он не совершал действий по умышленному ухудшению своих жилищных условий, решение жилищной комиссии принято без изучения всех обстоятельств.

Истец Гладченко А.А. просил признать решение жилищной комиссии при Администрации Родинского сельсовета <адрес> об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 7 июня 2010 года незаконным, а также обязать жилищную комиссию при администрации Родинского сельсовета Родинского района Алтайского края поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании представитель истца Гладченко А.А. – Гладченко Е.А. на иске настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также пояснила, что истец проживает в ее семье (она является супругой сына истца) в <адрес> с 2007 года. В июне 2007 года истец Гладченко А.А., который проживал в <адрес>, попросил своего сына забрать его к себе, так как И. его выселил из дома. Поскольку своего жилья у истца нет, он не может по возрасту и состоянию здоровья проживать один, то они привезли Гладченко А.А. в <адрес>, где он и проживает до настоящего времени. Периодически они привозят его в <адрес> для того, чтобы получить очередную гостевую визу, так как у Гладченко А.А. нет регистрации в <адрес>, он гражданин России. Гладченко А.А. был зарегистрирован по <адрес>, но фактически не проживал по указанному адресу с июня 2007 года. Поэтому в мае 2010 года по требованию собственника дома И. он снялся с регистрационного учета и зарегистрировался по <адрес>, чтобы не потерять право на получение пенсии по месту жительства. Другого места жительства в Российской Федерации у истца нет. Приезжая в <адрес>, Гладченко А.А. в доме по <адрес> не проживает, проживает у родственников.

Представитель ответчика Администрации Родинского сельсовета и жилищной комиссии при Администрации Родинского сельсовета Ткаченко Л.В. иск Гладченко А.А. не признала и пояснила, что действительно, истец не проживает в <адрес>, проживает в <адрес>. Однако он был зарегистрирован по <адрес>. Данное жилое помещение является общей совместной собственностью его дочери, А., и ее супруга, И. Таким образом, Гладченко А.А. являлся членом семьи собственника жилого помещения и не нуждался в жилом помещении. Однако, с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Гладченко А.А. изменил регистрацию, снялся с регистрационного учета по <адрес> и зарегистрировался по <адрес>, где фактически не проживал и не проживает, членом семьи собственников жилья не является. Указанные действия истца были расценены жилищной комиссией как умышленное ухудшение своих жилищных условий. Кроме того, Гладченко А.А. фактически не проживает на территории Родинского района Алтайского края.

Судом были допрошены свидетели.

Так, свидетель И. пояснил, что с 2002 по 2007 год Гладченко А.А. проживал в принадлежащем ему и его супруге, дочери Гладченко А.А., жилом доме, расположенном по <адрес>. По его требованию в июне 2007 года Гладченко А.А. выселился из указанного жилого дома. Он попросил Гладченко А.А. выселиться, так как был намерен продать дом. Также в результате его неоднократных требований Гладченко А.А. в мае 2010 года снялся с регистрационного учета по указанному адресу. Фактически Гладченко А.А. не проживает совместно с ним и его семьей с 2007 года, членом его семьи не является.

Свидетель Т. пояснила, что Гладченко А.А. является ее дальним родственником. В мае 2010 года он обратился к ней с просьбой зарегистрировать его в своем жилом доме по <адрес>, пояснив, что регистрация ему нужна для получения пенсии. Также Гладченко А.А. пояснил, что он был вынужден сняться с регистрационного учета по требованию И., с которым у него не сложились отношения. Также свидетель Т. подтвердила, что фактически Гладченко А.А. не проживает совместно со своей дочерью и ее семьей в <адрес>, а также не проживает в ее жилом доме, проживает у своего сына в <адрес>, так как жилья в <адрес> не имеет.

Свидетель К. пояснила, что проживает по <адрес> рядом с домом И. и подтвердила, что дочь Гладченко А.А. – А. большую часть года проживает в <адрес>. Гладченко А.А. и И. проживали вдвоем и постоянно ссорились, в результате чего И. выселил Гладченко А.А. Последний с июня 2007 года в доме И. не проживает. И. действительно на протяжении нескольких лет пытается продать свой дом.

Также судом были исследованы материалы гражданского дела.

Согласно копии учетного дела Гладченко А.А., последний подал заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в жилищную комиссию при Администрации Родинского сельсовета 1 июня 2010 года, приложив необходимые документы, л.д.3. Гладченко А.А. является участником ВОВ, что подтверждается копией удостоверения на л.д.7.

Истец Гладченко А.А. зарегистрирован по месту жительства по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ вместе с Т., В., с которыми в родственных отношениях не состоит, что подтверждается справкой о составе семьи на л.д.12 и выпиской из домовой книги на л.д. 6.

До ДД.ММ.ГГГГ истец Гладченко А.А. был зарегистрирован по месту жительства по <адрес> вместе с А., дочерью, И., мужем дочери, что подтверждается ответом на запрос суда на л.д. 24 и справкой администрации Родинского сельсовета. Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Гладченко А.А. права собственности на недвижимое имущество не имеет, л.д.19. Согласно справки Департамента юстиции Алматинской области Республики Казахстан Гладченко А.А. не имеет недвижимого имущества на территории <адрес>.

Согласно копии договора купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес>, принадлежит на праве общей совместной собственности И., А., что подтверждается также копией свидетельства о государственной регистрации их прав.

Согласно копии миграционной карточки от ДД.ММ.ГГГГ Гладченко А.А. находится в <адрес> в. адченко А.А. находится в <адрес> по гостевой визе регистрации их пй Т.А. условий, на что ему было разъяснено, чтРеспублике Казахстан по гостевой визе до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Гладченко А.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении совершил действия (сменил регистрацию), в результате которых может быть признан нуждающимся в жилом помещении, по месту регистрации по <адрес> не проживал и не проживает в настоящее время, л.д.5.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд находит, что иск Гладченко А.А. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12января1995года N5-ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 11 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в числе граждан указанной категории – Инвалиды Великой Отечественной войны), устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае (утверждено Постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 года №407) органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной настоящим Положением, в порядке, установленном законом Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии со статьей 1 закона Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов. В соответствии со статьей 3 указанного закона, признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления поселения при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьёй 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Судом установлено, что истец Гладченко А.А. с 2007 года не является членом семьи собственника жилого помещения, поскольку постоянно не проживает со своей дочерью по <адрес>, с июня 2007 года. Данное обстоятельство подтверждается объяснением представителя истца Гладченко Е.А., показаниями свидетелей И., Т., К., и не оспаривается представителем ответчика. У суда нет оснований сомневаться в достоверности указанных доказательств. Истец Гладченко А.А. был вынужден выселиться из указанного жилого помещения по требованию одного из собственников, тем самым ухудшив свои жилищные условия. Однако умысла на ухудшение жилищных условий с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец не имел, поскольку обратился с заявлением о постановке на учет лишь в 2010 году.

В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичная норма закреплена статьей 6 Закона Алтайского края от 9 декабря 2005 года № 115-ЗС « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Действительно, ДД.ММ.ГГГГ истец Гладченко А.А. снялся с регистрационного учета по <адрес>, поскольку по указанному адресу не проживал, однако сделал это в соответствии с требованиями п. 31 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", согласно которого снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, ввел институт регистрации в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Из этого следует, что уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713".

Из Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (статья 3 Закона), в том числе права на жилище (Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н.Ситаловой").

Таким образом, установлено, что истец Гладченко А.А., гражданин Российской Федерации, избравший своим местом жительства <адрес>, где он проживал постоянно в период с 2002 по 2007 год, в настоящее время фактически не имеет жилого помещения и временно по гостевой визе вынужден проживать у своих родственников за пределами Российской Федерации. Он зарегистрировался по <адрес>, поскольку был вынужден это сделать, не имея своего жилья и это обстоятельство не должно порождать для него правовых последствий. Суд находит, что изменение истцом регистрации не является умышленным действием, совершенным с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, по основаниям, указанным выше.

Таким образом, жилищная комиссии при Администрации Родинского сельсовета, принимая решение об отказе истцу Гладченко А.А. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, действовала формально, без учета фактических обстоятельств дела. Россия является социальным государством, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Истец Гладченко А.А., является участников Великой Отечественной войны, чьи заслуги перед государством дают ему право на улучшение жилищных условий согласно приведенных выше норм закона и он не может быть лишен данного права по формальным основаниям.

Таким образом, иск Гладченко А.А. является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Гладченко А.А. удовлетворить.

Признать решение жилищной комиссии при Администрации Родинского сельсовета Родинского района Алтайского края об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Гладченко А.А. от 7 июня 2010 года незаконным.

Обязать жилищную комиссию при администрации Родинского сельсовета Родинского района Алтайского края поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Гладченко А.А., участника Великой отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Слонова Е.А.