Иск о признании незаконным бездействия в области предупреждения чрезвычайных ситуаций



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2011 года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Слоновой Е.А.,

с участием прокурора Мосина В.Я.,

при секретаре Роменской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» о признании незаконным бездействия в области предупреждения чрезвычайных ситуаций,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Родинского района обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа», в котором указал, что Прокуратурой Родинского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при обеспечении благоустройства населенных пунктов Родинского района, по результатам которой установлено, что в нарушение требований законодательства Муниципальным учреждением дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» не приняты меры по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно не проведена работа по очистке от снега крыши здания МУДО «ДЮСШ», расположенного по <адрес>, а также тротуара и прилегающей к данному зданию территории от снега и обледенелого наката под скребок. Прокурор просил признать незаконным бездействие муниципального учреждения дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» по непринятию мер к выполнению требований по благоустройству населенных пунктов и предупреждению чрезвычайных ситуаций; обязать муниципальное учреждение дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» очистить от снега крышу здания МУДО «Детско-юношеская спортивная школа», расположенного по <адрес>, а также тротуары и прилегающую к данному зданию территорию от снега и обледенелого наката под скребок и посыпать тротуар и указанную территорию песком.

В судебном заседании прокурор Мосин В.Я. на иске настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также уточнил иск в части возложения на муниципальное учреждение дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» обязанности очистить от снега крышу здания МУДО «Детско-юношеская спортивная школа», а также прилегающую к данному зданию территорию от снега и обледенелого наката под скребок и посыпать указанную территорию песком.

Представитель ответчика МУДО «Детско-юношеская спортивная школа» Таранов В.Г. иск прокурора признал полностью, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Представитель третьего лица Администрации Родинского сельсовета Родинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующее.

Статьей 17 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» (далее – Закон) безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы определяются указанным Законом как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Согласно ст. 3 Закона угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В соответствии со ст. 8 Закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются, в первую очередь, выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях (ст. 9 Закона).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуации – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Главной целью Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (статья 3).

Согласно ст. 7 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ основным принципом защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является необходимость заблаговременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 14 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ организации обязаны, в том числе, планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Проведенной прокуратурой района 09.02.2011г. проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства МУДО «Детско-юношеская спортивная школа» не приняты меры по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно не проведена работа по очистке от снега и снежной наледи крыши здания МУДО «Детско-юношеская спортивная школа», расположенного по <адрес>, а также прилегающей к данному зданию территории от снега и обледенелого наката под скребок.

Так, согласно п. 1 Правил благоустройства, санитарного состояния населенных пунктов Родинского района, утвержденных решением Родинского районного Совета депутатов от 29.07.2005г. № 123, качественная и своевременная уборка уличных и дворовых территорий, парков и скверов, содержание их в образцовой чистоте является непосредственной обязанностью всех домовладельцев, предприятий, учреждений, организаций, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

На основании п. 3 указанных Правил очистка, уборка, вывозка мусора, снега и содержание в надлежащем порядке улиц, дорог, подходов и подъездных путей к промышленным предприятиям, организациям, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам является обязанностью этих предприятий и организаций.

Пунктами 22, 24-27 Правил предусмотрено, что уборка поселковых территорий в осенне-зимний период устанавливается с 15 октября по 15 апреля и предусматривает уборку и вывозку мусора, снега и льда, грязи и посыпку улиц песком с примесью хлоридов.

Посыпку песком с примесью хлоридов следует начинать немедленно с начала снегопада или появления гололеда. В первую очередь при гололеде посыпаются спуски, подъемы, перекрестки, места остановок общественного транспорта, пешеходные переходы; тротуары должны посыпаться в первую очередь сухим песком без хлоридов.

Очистка от снега крыш и удаление сосулек возлагается на владельцев строений и должны производиться с соблюдением мер предосторожности (выделение дежурных, ограждение тротуаров). Снег, сброшенный с крыш, должен немедленно скучиваться и вывозиться владельцами строений.

На проездах, убираемых дорожно-эксплуатационными участками, снег должен сбрасываться с крыш до вывозки снега, сметенного с дорожных покрытий, и укладываться в общий с ними вал. Вывоз снега с крыш на этих проездах возлагается на дорожно-эксплуатационные участки за счет владельцев зданий.

Все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей, рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием должны очищаться от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаться песком до 8 часов утра.

Ручная уборка тротуаров, рыночных площадей, проезжей части дорог от снега, льда, своевременная расчистка проходов для пешеходов в снежных валах, на перекрестках, остановках общественного транспорта производится силами и средствами предприятий, организаций, домовладельцев, указанных в п.1 настоящих Правил.

Аналогичные требования по благоустройству в населенных пунктах муниципального образования «Родинский сельсовет» предусмотрены п.п. 1, 2, 3, 18, 19, 20 Правил благоустройства муниципального поселения с. Родино, утвержденными решением Родинского сельского Совета депутатов от 06.12.2010 № 27.

В нарушение вышеназванных требований законодательства и Правил благоустройства МУДО «Детско-юношеская спортивная школа» не произведены работы по очистке от снега и снежной наледи крыши здания МУДО «Детско-юношеская спортивная школа», расположенного по <адрес>, а также прилегающей к данному зданию территории от снега и обледенелого наката под скребок, что подтверждается актом проверки заместителя прокурора Родинского района Мошляк О.А., а также объяснениями представителя ответчика Таранова В.Г.

Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.

При указанных обстоятельствах суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд распределяет судебные расходы согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ,

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» по непринятию мер к выполнению требований по благоустройству населенных пунктов и предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Обязать Муниципальное учреждение дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» очистить от снега крышу здания МУДО «Детско-юношеская спортивная школа», расположенного по <адрес>, а также прилегающую к данному зданию территорию от снега и обледенелого наката под скребок и посыпать указанную территорию песком.

Взыскать с Муниципального учреждения дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» в доход бюджета муниципального образования «Родинский район» Алтайского края государственную пошлину 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Слонова Е.А.