Иск о признании незаконным действий по применению норматива потребления, возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов по оплате за электроэнергию (дело № 2-267/2011).



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2011 года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Слоновой Е.А.,

с участием прокурора Мошляк О.А.,

при секретаре Роменской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Супрун И.Г. к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Родинскому району Алтайского края о признании незаконными действий по применению норматива потребления электроснабжения, возложении обязанности по производству перерасчета и компенсации расходов на оплату электроэнергии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Супрун И.Г. к ОАО «Алтайкрайэнерго», Управлению социальной защиты населения по Родинскому району Алтайского края. В исковом заявлении прокурор просил признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении Супрун И.Г. с 1 апреля 2008 года по 31 декабря 2010 года; обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести Супрун И.Г. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению за период с 1 апреля 2008 года по 31 июля 2010 года включительно, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 74 кВт/ч в месяц, и за период с 1 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года включительно, исходя из норматива потребления, установленного п. 6 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года №22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению», в размере 172 кВт/ч в месяц; обязать Управление социальной защиты населения по Родинскому району выплатить Супрун И.Г. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 1 апреля 2008 года по 31 декабря 2010 года согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету.

В судебном заседании прокурор Мошляк О.А. на иске настаивала, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении, а также уточнила исковые требования, просила обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести Супрун И.Г. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению за период с 1 апреля 2008 года по 31 июля 2010 года включительно, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 62 кВт/ч в месяц, и за период с 1 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года включительно, исходя из норматива потребления, установленного п. 6 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года №22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению», в размере 172 кВт/ч в месяц с учетом ранее исчисленных Супрун И.Г. сумм; обязать Управление социальной защиты населения по Родинскому району выплатить Супрун И.Г. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 1 апреля 2008 года по 31 декабря 2010 года согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету, с учетом ранее выплаченных Супрун И.Г. сумм.

Уточнив иск, прокурор не изменил ни основание иска, ни его предмет, поскольку ранее заявленные им требования о производстве перерасчета и выплате недополученных сумм денежной компенсации предполагают учет ранее исчисленных и выплаченных истцу Супрун И.Г. сумм.

Истец Супрун И.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержал.

Представитель ответчика ОАО «Алтайкрайэнерго» не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Представитель ответчика Управления социальной защиты населения в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Заслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующее.

Истец Супрун И.Г. имеет звание «<данные изъяты>», дающее право на льготы по оплате коммунальных услуг, что подтверждается копией удостоверения ветерана. Супрун И.Г. проживает и зарегистрирован с семьей <данные изъяты> (вместе с истцом) в жилом помещении по <адрес>, что подтверждается справкой администрации Родинского сельсовета, копией паспорта истца Супрун И.Г., не имеет зарегистрированной стационарной электроплиты, лифта, электрокотла. Квартира в одноэтажном жилом доме состоит из четырех комнат, согласно справки БТИ.

Истец Супрун И.Г. пользуется льготой по оплате коммунальных услуг по электроснабжению. В период с 1 апреля 2008 года по 31 декабря 2010 года в отношении Супрун И.Г. энергоснабжающей организацией ОАО «Алтайкрайэнерго» производилось определение мер социальной поддержки по оплате электроэнергии в виде 50-процентной скидки от величины норматива - 54 кВт/ч, с передачей сведений в Управление социальной защиты населения по Родинскому району, которое на основании Постановления администрации Алтайского края от 29 августа 2007 года №376 с 1 октября 2007 года осуществляет меры социальной поддержки в денежном эквиваленте по представленным энергоснабжающей организацией реестрам.

Управлением социальной защиты населения по Родинскому району выплата компенсаций за потребленную электроэнергию производится ежемесячно. При этом в текущем месяце выплачивается компенсация по оплате, произведенной в предыдущем месяце, что подтверждается информацией Управления социальной защиты населения по Родинскому району.

Норматив потребления для определения мер социальной поддержки 54 кВт/ч применялся филиалом ОАО «Алтайкрайэнерго» на основании постановления Администрации Родинского района Алтайского края от 17 апреля 2007 года №157 «О социальном нормативе потребления электроснабжение и газоснабжение населения Родинского района Алтайского края».

В силу положений ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда и граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда, финансируемые за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, устанавливаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Во исполнение приведенных положений федерального законодательства 3 декабря 2004 года принят Закон Алтайского края № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов». Согласно ст. 3 данного Закона (в редакции Закона Алтайского от 08.05.2008 № 37-ЗС) ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, предоставляется компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия – в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).

Порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяется главой администрации Алтайского края, согласно ч.5 ст.6 Закона № 61-ЗС. В целях реализации Закона Алтайского края № 61-ЗС Постановлением главы администрации Алтайского края от 01 августа 2006 года № 327 утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям ветеранов.

Порядок предоставления мер социальной поддержки (в том числе и ветеранам) на территории Алтайского края установлен Законом Алтайского края №156-ЗС от 27 декабря 2007 года «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», который установил, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст.2).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона (п.7 ст. 4).

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (организациями – поставщиками услуг) (п.8 ст. 4). Указанный закон вступил в действие с 1 апреля 2008 года.

Порядок определения размера денежных компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации края от 1 апреля 2008 года №126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае".

Согласно указанным Правилам компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается органом социальной защиты населения, который формирует реестр получателей компенсации.

В соответствии с п.15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.

Пункт 16 названных Правил устанавливает, что денежный эквивалент мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (п. 1).

Согласно данным Правилам "норматив потребления коммунальных услуг" - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Согласно п. 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами государственной власти субъекта РФ в отношении потребления электроснабжения.

Таким образом, органы местного самоуправления не вправе принимать решения об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению.

Нормативы потребления электрической энергии на территории Алтайского края установлены Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению». В соответствии с данным нормативным актом и должны предоставляться меры социальной поддержки ветеранам труда. Это соответствует закону Алтайского края № 61-ЗС, устанавливающем, что данные меры должны предоставляться в пределах норматива потребления, а с 1 августа 2010 года необходимо руководствоваться п.6 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению».

Применение нормативов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления, в том числе постановлением Администрации Родинского района Алтайского края от 17 апреля 2007 года №157 «О социальном нормативе потребления электроснабжение и газоснабжение населения Родинского района Алтайского края» недопустимо, учитывая то, что данные органы с 1 января 2005 года неправомочны принимать такие решения.

Однако перерасчет и выплата недополученной денежной компенсации на оплату расходов по электроснабжению истцу не производились, поскольку соответствующие доказательства ответчики суду не представили.

Исходя из изложенного, сравнив в заявленный прокурором период размер предоставленных истцу мер социальной поддержки с фактически потребленной им услугой по электроснабжению, суд приходит к выводу о том, что применение ОАО «Алтайкрайнерго» в отношении истца норматива потребления услуг по электроснабжению в размере 54 кВт/ч нарушает его права, и учитывая то, что применение энергоснабжающей организацией норматива потребления услуги в размере 54 кВт/ч противоречит действующему законодательству Российской Федерации и Алтайского края, суд находит требования прокурора о признании незаконными указанных действий ОАО «Алтайкрайэнерго» подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание действующий порядок определения мер социальной поддержки, уточненные требования прокурора о возложении обязанности на ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести истцу перерасчет за период с 1 апреля 2008 года по 31 июля 2010 года платы за услуги по электроснабжению исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года № 10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 62 кВт/ч в месяц подлежат удовлетворению, поскольку в этот период времени необходимо было применять норматив потребления 62 кВт/час в месяц на одного человека, согласно Приложения 2 вышеуказанного решения, так как жилой дом истца состоит из четырех комнат, его семья состоит из трех человек.

Исковые требования прокурора в интересах Супрун И.Г. о возложении обязанности на ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести истцу перерасчет за услуги по электроснабжению за период с 1 августа 2010 по 31 декабря 2010 года также подлежат удовлетворению, исходя из норматива потребления, установленного п.6 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению», в размере 172 кВт/ч в месяц, с учетом ранее исчисленных Супруну И.Г. сумм, поскольку являются обоснованными.

Требования прокурора о возложении обязанности на управление социальной защиты населения по Родинскому району выплатить истцу недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 1 апреля 2008 года по 31 декабря 2010 года согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету, с учетом ранее выплаченных Супруну И.Г. сумм, суд также находит подлежащими удовлетворению, поскольку указанные требования направлены на восстановление нарушенных прав истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме.

Суд распределяет судебные расходы согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Супрун И.Г. удовлетворить.

Признать незаконными действия ОАО «Алтайкрайэнерго» по применению норматива потребления электроэнергии 54 кВт/ч в месяц при расчете денежного эквивалента по оплате услуг по электроснабжению, входящего в состав компенсации по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, в отношении Супрун Ивана Григорьевича в период с 1 апреля 2008 года по 31 декабря 2010 года.

Обязать ОАО «Алтайкрайэнерго» произвести Супрун И.Г. перерасчет денежного эквивалента по оплате за услуги по электроснабжению за период с 1 апреля 2008 года по 31 июля 2010 года включительно, исходя из норматива потребления, установленного решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 25 октября 2006 года №10 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению» в размере 62 кВт/ч в месяц, с 1 августа 2010 по 31 декабря 2010 года – исходя из норматива потребления, установленного п.6 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 28 июля 2010 года № 22 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению», в размере 172 кВт/ч в месяц, с учетом ранее исчисленных Супрун И.Г. сумм.

Обязать управление социальной защиты населения по Родинскому району выплатить Супрун И.Г. недополученную сумму компенсации денежного эквивалента мер социальной поддержки за период с 1 апреля 2010 года по 31 декабря 2010 года согласно произведенному ОАО «Алтайкрайэнерго» перерасчету, с учетом ранее выплаченных сумм.

         Взыскать с ОАО «Алтайкрайэнерго» в доход муниципального образования «Родинский район» Алтайского края государственную пошлину 200 рублей.

          Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Слонова Е.А.