Заявление об оспаривании решения жилищной комиссии о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (решение обжаловано, оставлено без изменения, дело №2-280/2011)



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2011 года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Слоновой Е.А.,

при секретаре Роменской Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Козика В.М. об оспаривании решения жилищной комиссии при администрации Родинского сельсовета Родинского района Алтайского края о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Козик В.М. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что 14 апреля 1997 года жилищной комиссией при администрации Родинского сельского Совета он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. На день постановки на учет он проживал в квартире своей матери по <адрес>. В настоящее время он проживает по <адрес> в малосемейном общежитии вместе с супругой и дочерью. Указанное жилое помещение площадью 31 кв.м было предоставлено его супруге и ребенку по договору социального найма решением жилищной комиссии при администрации Родинского сельсовета от 13 июля 2006 года. Он является ветераном боевых действий с 1994 по 1996 год на территориях вооруженных конфликтов в Российской Федерации и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку встал на учет до 1 января 2005 года. Однако до настоящего времени жилье ему не предоставлено. 5 апреля 2011 года решением жилищной комиссии при администрации Родинского сельсовета он снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку совершил действия, в результате которых мог быть признан нуждающимся в жилом помещении, согласно ст. 53 ЖК РФ. Копия решения в трехдневный срок ему не направлялась. О снятии его с учета он узнал из уведомления председателя жилищной комиссии. Полагает, что решение о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является незаконным, поскольку ст. 53 ЖК РФ не определяет порядок и основания снятия граждан с учета граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении. Намеренное ухудшение гражданином своих жилищных условий не влечет за сбой прекращение его права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий. Он же принят на учет 14 апреля 1997 года, поэтому ему не нужно было совершать какие-либо действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как это право он реализовал 14 апреля 1997 года. Его последующие действия по отчуждению 29 апреля 2010 года жилого помещения в виде комнаты площадью 11 кв. м, расположенной по <адрес> основанием для снятия с учета не являются. Данную комнату он унаследовал после смерти своего отца, поэтому его действия не могут квалифицироваться как предусмотренные ст. 53 ЖК РФ. Ссылка жилищной комиссии в своем решении на п. 1 ч. 1 ст. 51 и ст. 53 ЖК РФ незаконна, поскольку противоречит положениям статей 55 и 56 ЖК РФ, так как право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета. Таких оснований, по мнению заявителя Козик В.М., нет. Заявитель Козик В.М. просил суд признать действия жилищной комиссии при администрации Родинского сельсовета незаконными и обязать ее отменить решение жилищной комиссии от 5 апреля 2011 года №4 о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании заявитель Козик В.М. и его представитель Козик Т.М. на заявлении настаивали по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель жилищной комиссии при администрации Родинского сельского совета Родинского района Алтайского края Ткаченко Л.В. возражала против удовлетворения требований Козика В.М., в обоснование возражений пояснила, что в апреле 1997 года Козик В.М. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку проживал со своими родителями в жилом доме по <адрес>, был обеспечен жилой площадью ниже установленной нормы, иного жилья не имел. За прошедший период времени жилищные условия заявителя Козика В.М. неоднократно изменялись, однако он не ставил об этом в известность жилищную комиссию. Так, 9 марта 2002 года Козик В.М. вступил в брак с Почупайло А.А., которая также стала проживать по <адрес>. 12 марта 2003 года Козик В.М. и Почупайло А.А. расторгли брак, но продолжили проживать совместно. Поскольку Почупайло А.А. сирота, не состоящая в браке, то в марте 2005 года то в марте 2005 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечена им решением жилищной комиссии от 13 июля 2006 года. Почупайло А.А. и ее дочери предоставлено жилое помещение площадью 31 кв.м по <адрес>. Козик В.М. вселился в указанное жилое помещение вместе с Почупайло А.А. В 2007 году Козик В.М. стал собственником квартиры по <адрес>, однако жилищную комиссию об этом не уведомил. Затем 22 января 2008 года Козик В.М. снялся с регистрационного учета по <адрес>, указав в листке убытия, что выбывает в <адрес>, о чем жилищную комиссию также не уведомил. 7 февраля 2008 года Козик В.М. вновь зарегистрировался по <адрес> в жилом доме Козик Т.М., его матери. 29 апреля 2010 года Козик В.М. продал принадлежащую ему на праве собственности комнату по <адрес> 23 сентября 2010 года Козик в.М. вновь зарегистрировал брак с Почупайло А.А. и 28 сентября 2010 года зарегистрировался по месту жительства своей супруги по <адрес> как член ее семьи. Супруга Козика В.М. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, заключенного с ней администрацией Родинского сельсовета 1 января 2011 года. Жилое помещение состоит из двух изолированных комнат, его площадь составляет 31 кв.м, оно соответствует предъявляемым жилым помещениям требованиям. По норме жилой площади соответствует решению Родинского районного Совета депутатов от 24 декабря 2007 года №46-н «О норме предоставления площади жилого помещения» - не менее 10 кв. м на одного члена семьи, поскольку семья Козика В.М. состоит из трех человек. О том, что Козик В.М. имел в собственности жилое помещение с 2007 по 2010 год жилищной комиссии стало известно лишь 23 марта 2011 года после получения ответа на запрос из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 23 марта 2011 года. В течение установленного законом тридцатидневного срока со дня получения указанных сведений, 5 апреля 2011 года, Козик В.М. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку утратил право состоять на учете, приобретя в собственность жилое помещение площадью 11 в. м, а затем став членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Представитель администрации Родинского сельского Совета Родинского района Алтайского края Солод А.А. поддержал доводы, приведенные представителем жилищной комиссии Ткаченко Л.В.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующее.

Как следует из копии протокола заседания жилищной комиссии от 22 апреля 1997 года №4 заявитель Козик В.М. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, общая очередь №212. На день постановки на учет Козик В.М. проживал со своими родителями в жилом доме по <адрес>, был обеспечен жилой площадью ниже установленной нормы, иного жилья не имел, что подтверждается копией паспорта заявителя, справкой о составе семьи на день постановки на учет, объяснениями сторон в судебном заседании.

9 марта 2002 года Козик В.М. вступил в брак с Почупайло А.А., которая также была вселена в жилое помещение по <адрес>. 12 марта 2003 года Козик В.М. и Почупайло А.А. расторгли брак, но продолжили проживать совместно. Указанное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о расторжении брака, объяснением заявителя.

Почупайло А.А. в марте 2005 года была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обеспечена им решением жилищной комиссии от 13 июля 2006 года. Почупайло А.А. и ее дочери предоставлено жилое помещение площадью 31 кв.м по <адрес>, она является нанимателем данного жилого помещения по договору социального найма от 1 января 2011 года, что подтверждается копией договора, объяснениями сторон.

Козик В.М. вселился в указанное жилое помещение вместе с Почупайло А.А. 7 августа 2006 года, не являясь членом ее семьи, так как брак был расторгнут, что подтверждается объяснением заявителя.

В 2007 году Козик В.М. становится собственником квартиры по <адрес>, однако жилищную комиссию об этом не уведомил. Это обстоятельство Козик В.М. не оспаривал в судебном заседании, пояснив, что унаследовал данное жилое помещение после смерти своего отца и намеревался проживать в нем, поэтому 22 января 2008 года снялся с регистрационного учета по <адрес>, указав в листке убытия, что выбывает в <адрес>, что подтверждается копией похозяйственной книги и копией адресного листка убытия. Об этом Козик В.М. жилищную комиссию не уведомил.

Затем 7 февраля 2008 года Козик В.М. вновь вселился и зарегистрировался по <адрес> в жилом доме Козик Т.М., его матери.

Согласно копии выписки из единого государственного реестра градостроительной деятельности от 15 января 2008 года, выданной Козику В.М., по ул. Химиков, д. 10, кв. 311 в р/п Степное Озеро Благовещенского района в жилом многоэтажном доме расположена квартира №311, общей площадью 11,10 кв.м. 29 апреля 2010 года Козик В.М. продал принадлежащую ему на праве собственности комнату по <адрес>, что подтверждается уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 23 марта 2011 года.

23 сентября 2010 года Козик в.М. вновь зарегистрировал брак с Почупайло А.А., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака, а 28 сентября 2010 года зарегистрировался по месту жительства своей супруги по <адрес> как член ее семьи. Супруга Козика В.М. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, заключенного с ней администрацией Родинского сельсовета 1 января 2011 года. Жилое помещение состоит из двух изолированных комнат, его площадь составляет 31 кв.м, оно соответствует предъявляемым жилым помещениям требованиям, что подтверждается актом проверки технического состояния жилого дома от 23 сентября 2010 года. По норме жилой площади жилое помещение соответствует решению Родинского районного Совета депутатов от 24 декабря 2007 года №46-н «О норме предоставления площади жилого помещения» - не менее 10 кв. м на одного члена семьи, поскольку семья Козика В.М. состоит из трех человек.

О том, что Козик В.М. имел в собственности жилое помещение с 2007 по 2010 год жилищной комиссии стало известно 23 марта 2011 года после получения ответа на запрос из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 23 марта 2011 года. В течение установленного законом тридцатидневного срока со дня получения указанных сведений, 5 апреля 2011 года Козик В.М. был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, как утративший основания, дающие право состоять на учете, что подтверждается копией протокола заседания жилищной комиссии от 5 апреля 2011 года. В качестве оснований снятия с учета в решении указаны п. 1 ч. 1 ст. 51, ст. 53, п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Заявитель Козик В.М. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением, выданным Козику В.М. 26 мая 2004 года.

Согласно ч. 1 ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1марта 2005года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2009 года N1549-О-П "По жалобе гражданина Скороходова Александра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования часть2статьи6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предполагает возможность снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, до 1 марта 2005 года принятых на учет для предоставления жилья по договорам социального найма, по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет.

Как установлено судом заявитель Козик В.М. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 марта 2005 года по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР как имеющий обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Советов народных депутатов. Это обстоятельство сторонами не оспаривалось. Таким образом, при решении вопроса о снятии Козик В.М. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо было учесть наличие оснований, которые до 1 марта 2005 года давали ему право состоять на учете, наряду с теми основаниями, которые закреплены ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Установлено, что основания, по которым Козик В.М. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, утрачены им, поскольку, во-первых, в период с 2007 по 2010 год Козик В.М., имея состав семьи – один человек, так как брак с Почупайло А.А. был расторгнут, он имел в собственности квартиру площадью 11,10 кв. м по <адрес>, что превышает установленную учетную норму жилой площади на одного человека; во-вторых, с 1 января 2011 года (а фактически с 28 сентября 2010 года) является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма по <адрес>, общей площадью 31 кв.м при составе семьи 3 человека, что более как учетной, так и социальной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Решением Родинского районного Совета депутатов от 24 декабря 2007 года №46-н «О норме предоставления площади жилого помещения» установлена норма предоставления жилья по договору социального найма - не менее 10 кв. м на одного члена семьи, что не превышает также и учетную норму. На день постановки заявителя Козика В.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении учетная норма общей площади составляла 7,5 кв.м, согласно ст. 7 Закона Алтайского края «О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае», принятого постановлением Алтайского краевого законодательного собрания от 1 апреля 1999 года №96 и действовавшего на момент постановки Козика В.М. на учет.

Судом также установлено, что Козик В.М. является ветераном боевых действий.В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Согласно п. 11 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в числе граждан указанной категории – Инвалиды Великой Отечественной войны), устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае (утверждено Постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 года №407) органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной настоящим Положением, в порядке, установленном законом Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов. В соответствии со статьей 3 указанного закона, признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления поселения при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Из смысла приведенных норм закона следует, что ветераны боевых действий обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета при условии, что они нуждаются в улучшении жилищных условий. Поскольку основания, по которым заявитель Козик В.М. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, им утрачены, то его статус ветерана боевых действий сам по себе не дает ему права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Как указано выше, данное требование закона жилищной комиссией также соблюдено.

С учетом изложенного суд находит решение жилищной комиссии при администрации Родинского сельского Совета от 5 апреля 2011 года о снятии Козика В.М. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении является законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения заявления Козика В.М. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Козика В.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Слонова Е.А.