РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 октября 2011 года с. Родино Родинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего Слоновой Е.А., при секретаре Роменской Т.А., с участием прокурора Мошляк О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Родинского района, МБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» о возложении обязанности по оказанию скорой медицинской помощи, УСТАНОВИЛ: Прокурор Родинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении указал, что в МБУЗ «ЦРБ с. Родино» действуют две бригады скорой медицинской помощи круглосуточно. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства в отдаленных населенных пунктах района скорая медицинская помощь оказывается фельдшерскими бригадами на базе сельских амбулаторий, участковой больницы и фельдшерско-акушерских пунктов, а именно: на базе сельских амбулаторий в <адрес>, на базе участковых больниц в <адрес>, а также на базе ФАПов в <адрес>. Согласно приказа Минздравсоцразвития РФ № 179, предусмотрено разделение выездных бригад скорой медицинской помощи на фельдшерские и врачебные. Фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 2 фельдшеров, санитара и водителя, врачебная – 1 врача, 2 фельдшеров (либо фельдшера и медицинскую сестру - анестезиаста), санитара, водителя. В нарушение названных требований в отделении скорой медицинской помощи МБУЗ «ЦРБ с. Родино» в состав фельдшерской выездной бригады входят 1 фельдшер и водитель. Кроме того, в нарушение требований п.п. 8, 10 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 № 179, оперативный отдел (диспетчерская) скорой медицинской помощи не компьютеризирован, не оснащен средствами для записи разговоров. Для устранения вышеназванных нарушений муниципальному учреждению здравоохранения - МБУЗ «ЦРБ с. Родино» требуются: введение дополнительных штатных единиц (медицинской сестры приемного покоя – 1 ставка; фельдшеров – 10 ставок, диспетчера по приему вызовов (фельдшера) – 5 ставок; санитаров – 10 ставок); дополнительные расходы по содержанию автотранспорта в количестве 6 единиц; техническое оснащение записывающими устройствами, включая 2 радиотелефона, персональный компьютер, программное обеспечение, аппаратно-программные средства защиты компьютера от несанкционированного доступа, предметы мебели. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе района, из ответа на которое от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушения будут устранены Администрацией района и МБУЗ «ЦРБ с. Родино» (МУЗ «Родинская ЦРБ») в срок до ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены. Прокурор Родинского района просил суд обязать Администрацию Родинского района и МБУЗ «ЦРБ с. Родино» принять меры к оказанию скорой медицинской помощи на территории Родинского района в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 N 179 "Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи", а именно: - доукомплектовать штат МБУЗ «ЦРБ с. Родино» дополнительными штатными единицами медицинской сестры приемного покоя – 1 ставка; фельдшеров – 10 ставок, диспетчера по приему вызовов (фельдшера) – 5 ставок; санитаров – 10 ставок; - обеспечить дополнительные расходы МБУЗ «ЦРБ с. Родино» по содержанию автотранспорта в количестве 6 единиц в целях оказания скорой медицинской помощи на территории района; - обеспечить техническое оснащение МБУЗ «ЦРБ с. Родино» записывающими устройствами, включая 2 радиотелефона, персональный компьютер, программное обеспечение, аппаратно-программные средства защиты компьютера от несанкционированного доступа, предметы мебели. В судебном заседании прокурор Мошляк О.А. на иске настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также уточнила исковые требования, просила установить срок для исполнения требований прокурора до ДД.ММ.ГГГГ. Представители ответчиков Администрации Родинского района Новокрещинова Ю.А., МБУЗ «ЦРБ с. Родино» Сердюк С.И., Соколова О.Г. уточненные исковые требования прокурора признали, пояснив, что требуемые прокурором меры необходимо принять для оказания надлежащей скорой помощи населению Родинского района. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд установил следующее. Согласно ст. 13 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ от 22.07.1993г. № 5487-1, к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. На основании п. 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Статьей 18 указанного Федерального закона прямо предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. На основании ст. 15 Бюджетного кодекса РФ в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. В соответствии с п. 2 ст. 39 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной систем здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Аналогичные положения содержатся в ст. 1 Закона Алтайского края от 31.12.2004 № 79-ЗС «Об оказании медицинской помощи на территории Алтайского края». Определение порядка оказания скорой медицинской помощи является исключительным полномочием специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти – Министерства здравоохранения и социального развития РФ (постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321). Приказом данного Министерства № 179 от 01.11.2004 утвержден Порядок оказания скорой медицинской помощи (далее - Порядок). Согласно вышеуказанному Приказу Минздравсоцразвития РФ скорая медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартами медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах. На догоспитальном этапе скорая медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками станций скорой медицинской помощи, отделений экстренной медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений, отделений скорой медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений, а также медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, оказывающих скорую специализированную (санитарно-авиационную) медицинскую помощь. На госпитальном этапе скорая медицинская помощь осуществляется медицинскими работниками отделения экстренной медицинской помощи лечебно-профилактического учреждения. Станция скорой медицинской помощи создается в городах с населением свыше 50 тысяч человек как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение и функционирует в режиме круглосуточной работы. В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тысяч в составе городских, центральных районных и других больниц могут организовываться отделения скорой медицинской помощи, являющиеся структурными подразделениями указанных лечебно-профилактических учреждений. Основной функциональной единицей станции, отделения скорой медицинской помощи является выездная бригада скорой медицинской помощи, в том числе фельдшерская, врачебная, педиатрическая, интенсивной терапии и другие специализированные бригады. Оказание скорой медицинской помощи на территории Родинского района осуществляет МБУЗ «ЦРБ с. Родино» (до 01.10.2011 – МУЗ «Родинская ЦРБ» в связи с переименованием учреждения). В МБУЗ «ЦРБ с. Родино» действуют две бригады скорой медицинской помощи круглосуточно. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства в отдаленных населенных пунктах района скорая медицинская помощь оказывается фельдшерскими бригадами на базе сельских амбулаторий, участковой больницы и фельдшерско-акушерских пунктов, а именно: на базе сельских амбулаторий в <адрес>, на базе участковых больниц в <адрес>, а также на базе ФАПов в <адрес>. Пунктами 22-24 вышеуказанного Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 179, предусмотрено разделение выездных бригад скорой медицинской помощи на фельдшерские и врачебные. Фельдшерская выездная бригада скорой медицинской помощи включает в свой состав 2 фельдшеров, санитара и водителя, врачебная – 1 врача, 2 фельдшеров (либо фельдшера и медицинскую сестру - анестезиаста), санитара, водителя. В нарушение названных требований в отделении скорой медицинской помощи МБУЗ «ЦРБ с. Родино» в состав фельдшерской выездной бригады входят 1 фельдшер и водитель. Кроме того, в нарушение требований п.п. 8, 10 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 № 179, оперативный отдел (диспетчерская) скорой медицинской помощи не компьютеризирован, не оснащен средствами для записи разговоров. Приведенные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, материалами дела. Для устранения вышеназванных нарушений муниципальному учреждению здравоохранения - МБУЗ «ЦРБ с. Родино» требуются: введение дополнительных штатных единиц (медицинской сестры приемного покоя – 1 ставка; фельдшеров – 10 ставок, диспетчера по приему вызовов (фельдшера) – 5 ставок; санитаров – 10 ставок); дополнительные расходы по содержанию автотранспорта в количестве 6 единиц; техническое оснащение записывающими устройствами, включая 2 радиотелефона, персональный компьютер, программное обеспечение, аппаратно-программные средства защиты компьютера от несанкционированного доступа, предметы мебели. МБУЗ «ЦРБ с. Родино» (МУЗ «Родинская ЦРБ») составлена смета дополнительных расходов по организации доукомплектования скорой медицинской помощи на ДД.ММ.ГГГГ (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) на общую сумму <данные изъяты> в целях устранения вышеуказанных нарушений. Соответствующая заявка на финансирование направлена МБУЗ «ЦРБ с. Родино» (МУЗ «Родинская ЦРБ») в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Родинского района ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в нарушение названных требований законодательства, предусмотренных ст. 13 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ от 22.07.1993г. № 5487-1, ст. ст. 15, 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Администрацией Родинского района, на которую в соответствии с Уставом муниципального образования «Родинский район» возложены полномочия по оказанию на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, не приняты меры к исполнению данных полномочий. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе района, из информации на которое от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушения будут устранены Администрацией района и МБУЗ «ЦРБ с. Родино» (МУЗ «Родинская ЦРБ») в срок до ДД.ММ.ГГГГ Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены. Не соблюдение указанных требований законодательства существенным образом нарушает права граждан на охрану здоровья. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Обращаясь в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией РФ прав и свобод, законных интересов граждан, прокурор действует в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц. На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона и в их интересах. Неисполнение требований законодательства по оказанию скорой медицинской помощи нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку создает угрозу жизни, здоровью граждан, возможность возникновения чрезвычайных ситуаций. Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию Родинского района и МБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» принять меры к оказанию скорой медицинской помощи на территории Родинского района в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.11.2004 N 179 "Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи", а именно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ: - доукомплектовать штат МБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» дополнительными штатными единицами медицинской сестры приемного покоя – 1 ставка; фельдшеров – 10 ставок, диспетчера по приему вызовов (фельдшера) – 5 ставок; санитаров – 10 ставок; - обеспечить дополнительные расходы МБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» по содержанию автотранспорта в количестве 6 единиц в целях оказания скорой медицинской помощи на территории района; - обеспечить техническое оснащение МБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» записывающими устройствами, включая 2 радиотелефона, персональный компьютер, программное обеспечение, аппаратно-программные средства защиты компьютера от несанкционированного доступа, предметы мебели. Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий Слонова Е.А.