Иск о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (дело 2-357/2011).



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 сентября 2011 года с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,

при секретаре Крючковой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Манишиной Е.И. к Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Манишиной Е.И. к Администрации Родинского района Алтайского края о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в котором указал, что Манишина Е.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой военного комиссариата Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти М. Истица Манишина Е.И. зарегистрирована по адресу <адрес>, фактически в указанном жилом помещении она не проживает, поскольку дом был снесен и снят с учета. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ при Администрации Разумовского сельсовета Манишина Е.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся. В связи с непригодностью для проживания жилого дома по <адрес> и сносом данного жилого дома, Манишина Е.И. вынужденно проживает в жилом доме, принадлежащем дочери и зятю ФИО8, ФИО3, расположенном по <адрес> В данном жилом помещении Манишина Е.И. не зарегистрирована, т.е не имеет право пользования им. Собственники жилого помещения, расположенного по <адрес> в <адрес> ФИО8, ФИО3 не вселяли Манишину Е.И. в качестве члена своей семьи с соответствующим заявлением о вселении и регистрации в данном жилом помещении в территориальный пункт УФМС не обращались. Таким образом Манишина Е.И. не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем по договору социального найма либо членом семьи нанимателя или членом семьи собственника жилого помещения. В связи с чем она является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Реализуя свое право на обеспечение жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ Манишина Е.И. обратилась в Администрацию Родинского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии и постановлением Администрации Родинского района Манишиной Е.И. отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что Манишина Е.И. проживает в жилом доме, расположенном в <адрес>, где имеет отдельную комнату, личные предметы. Просит суд признать незаконными решение жилищной комиссии при Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе признать вдову участника ВОВ Манишину Е.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и п.1 постановления Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения жилищной комиссии Администрации района», признать вдову участника ВОВ Манишину Е.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать Администрацию Родинского района поставить Манишину Е.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить ее в список участников, инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01 марта 2005 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Родинского района О.А. Мошляк исковые требования уточнила, просила суд признать незаконным решение жилищной комиссии при Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ вдовы участника Великой Отечественной войны – Манишиной Е.И. и пункта 1 постановления Администрации Родинского района ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения жилищной комиссии Администрации района», обязать Администрацию Родинского района Алтайского края включить Манишину Е.И. в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, восстановить Манишиной Е.И. срок для оспаривания решения жилищной комиссии при Администрации Родинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.03.2005 года вдовы участника Великой Отечественной войны – Манишиной Е.И. и пункта 1 постановления Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения жилищной комиссии Администрации района».

На удовлетворении уточненных исковых требований настаивала, пояснила, что Манишина Е.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой военного комиссариата Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти ФИО7. Истица Манишина Е.И. зарегистрирована по адресу <адрес>, фактически в указанном жилом помещении она не проживает, поскольку дом был снесен и снят с учета. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ при Администрации Разумовского сельсовета Манишина Е.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся. В связи с непригодностью для проживания жилого дома по <адрес> и сносом данного жилого дома, Манишина Е.И. вынужденно проживает в жилом доме, принадлежащем дочери и зятю ФИО8, ФИО3, расположенном во <адрес> в <адрес> ФИО4 <адрес>. В данном жилом помещении Манишина Е.И. не зарегистрирована, т.е не имеет право пользования им. Собственники жилого помещения, расположенного по <адрес> в <адрес> ФИО8, ФИО3 не вселяли Манишину Е.И. в качестве члена своей семьи с соответствующим заявлением о вселении и регистрации в данном жилом помещении в территориальный пункт УФМС не обращались. Таким образом Манишина Е.И. не имеет в собственности жилых помещений и не является нанимателем по договору социального найма либо членом семьи нанимателя или членом семьи собственника жилого помещения. В связи с чем она является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Реализуя свое право на обеспечение жилым помещением ДД.ММ.ГГГГ Манишина Е.И. обратилась в Администрацию Родинского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии и постановлением Администрации Родинского района Манишиной Е.И. отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что Манишина Е.И. проживает в жилом доме, расположенном в <адрес> где имеет отдельную комнату, личные предметы. Указала, что уведомление об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Манишиной Е.И. вручено ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о подаче иска в суд в ее интересах в порядке статьи 45 ГПК РФ Манишина Е.И. обратилась в прокуратуру Родинского района только ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения данного заявления прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ направлено в Родинский районный суд исковое заявление о признании незаконными решения жилищной комиссии при Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ и постановления Администрации района от ДД.ММ.ГГГГ . Исковое заявление направлено в суд в срок, превышающий 3 месяца со дня, когда Манишиной Е.И. стало известно о нарушении ее прав. Полагает, что причины пропуска являются уважительными, поскольку Манишина Е.И. по состоянию здоровья и возрасту, а также в связи с отсутствием правовых навыков не имела возможности своевременно обратиться в суд и прокуратуру района с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ. Манишиной Е.И. не было известно об установленных сроках в силу правовой неграмотности.

Истец Манишина Е.И. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежаще, направила в суд заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, так как не может явиться в зал судебного заседания, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель ответчика Администрации Родинского района Алтайского края Маленко Т.А., исковые требования прокурора не признала и пояснила, что Манишина Е.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова умершего участника ВОВ, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Родинского района с заявлением о включении в районных список нуждающихся в улучшении жилищных условий, участников, инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ 1941-1945 гг., нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жильем (социальную выплату) из средств федерального бюджета, согласно ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Решением жилищной комиссии Администрации района протокол от ДД.ММ.ГГГГ Манишиной Е.И. отказано во включении в список на основании ст.54 п.2 Жилищного Кодекса РФ, а именно: представлены документы, которые не подтверждают право Манишиной Е.И. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Манишина Е.И. зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> общая площадь жилого <адрес> кв.м.. На основании ответа главы Администрации Разумовского сельсовета фактически Манишина Е.И. по указанному адресу не проживает с ДД.ММ.ГГГГ, так как дом был снесен. С регистрационного учета не снята, т.к. не было предоставлено заявление о снятии с учета. В ДД.ММ.ГГГГ вдова умершего участника добровольно выехала из принадлежавшего ей жилого дома на постоянное проживание к своей дочери ФИО3 Кроме того, секретарь Администрации Разумовского сельсовета подтвердила, что жилой дом по адресу <адрес> был разобран самостоятельно зятем Манишиной Е.И., ФИО8. Необходимо отметить, что акт обследования жилого дома по адресу <адрес> межведомственной комиссией, а также заключение о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания отсутствует, нет никаких доказательств, что жилой дом был аварийным, не отвечающим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и был не пригоден для проживания. Жилой дом был разобран добровольно, следовательно, согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ данные действия можно отнести к умышленному ухудшению жилищных условий. После совершения указанных действий, заявление на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются не ранее чем через пять лет. Манишина Е.И. объясняла свой переезд к дочери в <адрес> отсутствием водопровода и канализации в жилом доме. Основание для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Согласно п.12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. То, что с ДД.ММ.ГГГГ года Манишина Е.И. проживает совместно со своей дочерью подтверждается ответом Управления пенсионного фонда РФ в Родинском районе о месте получения пенсии. Согласно данным Управления пенсионного фонда с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ7 года Манишина Е.И. проживала по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>. Данный жилой дом значится за ФИО8 и ФИО3. Доводы о том, что Манишина Е.И. вынужденно проживает в жилом доме принадлежащем дочери и зятю, в связи с непригодностью для проживания жилого дома по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 5 и сносом данного дома, также не обоснованы, т.к. она проживает совместно с семьей дочери с ДД.ММ.ГГГГ, а акт об установлении факта сноса от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. Манишина Е.И. стала проживать вместе с семьей дочери еще до момента сноса жилого дома, в <адрес>. Кроме того, согласно п.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Согласно п.2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашение между собственником и членами семьи. Никакого соглашения об ограничении права пользования жилым помещением по адресу: <адрес> предоставлено не было. Манишина Е.И. имеет отдельную комнату, предметы личной гигиены, личные вещи, на вопрос как вам живется у дочери - ответила, что ее все устраивает, переезжать никуда не собирается. Общая площадь жилого дома равна 49, 47 кв.м. фактически проживает три человека. На основании решения Родинского районного Совета депутатов от 27 декабря 2007 года № 46-р учетная норма площади жилого помещения в муниципальном жилищном фонде составляет не более 10 кв.метров общей площади на одного члена семьи дом состоит из трех жилых комнат и на каждого члена семьи приходится по одной жилой комнате исходя из фактически проживающих трех человек а именно: ФИО3. ФИО8 и Манишиной Е.И.. Кроме того, за ФИО11 ФИО8 значится жилой дом по адресу: <адрес> общей площадью 51,5 кв.м.. На основании Жилищного кодекса РФ ст. 31 п.1, ст. 51 п.2 «при наличии у гражданина и или членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади вех указанных жилых помещений». На основании вышеизложенного следует, что на каждого члена семьи собственника жилого помещения приходится на 33, 6 кв.м.. Манишина Е.И. на сегодняшний день все еще прописана в несуществующем доме, что само по себе является нарушением паспортно-визовой службы, необходимо было сделать временную регистрацию в <адрес>. Кроме того, заявление о получении пенсии по месту фактического проживания в пенсионный фонд подано в ДД.ММ.ГГГГ году. В результате чего, Манишина Е.И. не проживает по месту регистрации 5 лет.

Представитель третьего лица ФИО5 Раздольненского сельсовета в судебное заседание не явился о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом о причинах неявки в суд не сообщил дело слушанием отложить не просил при таких обстоятельствах суд рассматривает дело в его отсутствие.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году ей позвонила мать в <адрес> где они в то время проживали и сказала, что у нее очень холодно в доме. Она предложила ей пожить у нее дома в <адрес>. До мая месяца Манишина Е.И. проживала у нее дома, но с наступлением весеннего времени года, она вновь уехала проживать к себе домой <адрес>, пояснив ей, что она постарается отремонтировать печь. Все лето она проживала в своем доме, но в октябре месяце Манишина Е.И. вновь стала ей звонить и говорить, что у нее очень холодно в доме, она с мужем приехали и забрали ее к себе домой. Пока мать не проживала в своем доме, ей звонили жители села <адрес> и говорили, что совершается хищение имущества, из дома Манишиной Е.И. в органы внутренних дел они по этому поводу не обращались, данный дом был разобран самостоятельно ее мужем ФИО8, поскольку дому уже более 100 лет, никаких условий для проживания в нем не было. С ДД.ММ.ГГГГ Манишина Е.И. проживает с ней, в настоящее время они проживают в <адрес>. Проживают они с матерью Манишиной Е.И. в одной комнате. У нее имеются предметы личной гигиены, личные вещи, ведут совместное хозяйство, продукты покупают ей и себе на совместные деньги, питаются вместе. Манишину Е.И все устраивает, но вместе с тем она считает, что ее мать Манишина Е.И. не может определиться, где она будет проживать, иногда она уезжает, поживет неделю у своей второй дочери в <адрес>, после чего может поехать в гости на неделю к своей внучке <адрес>., в связи с этим они и не зарегистрировали ее в принадлежащем им доме, хотя они не против, что она будет проживать с ними.

Дом в <адрес> деревянный ему более 100 лет. Данный дом принадлежал ее дедушке, после чего он перешел ее родителям по наследству. В доме всегда было холодно, когда они ходили в школу, то были вынуждены спать в одежде. Свидетель ФИО12 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что работает почтальоном, приносит пенсию Манишиной Е.И. уже более трех лет по <адрес> в <адрес>. За получение пенсии расписывается сама Манишина Е.И., но деньги забирает ее дочь ФИО3 пересчитывая их, куда тратится данная пенсия ей не известно.

Свидетель ФИО13 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ года Манишина Е.И. не проживает в <адрес> <адрес>. С регистрационного учета не снята, поскольку не было предоставлено заявление о снятии с учета. Манишина Е.И. добровольно выехала из своего жилого дома на проживание к своей дочери ФИО3 Манишина Е.И. постоянно жаловалась, на что у нее очень холодно в жилом доме, а также отсутствовал водопровод и канализация в жилом доме. ДД.ММ.ГГГГ Манишина Е.И. обратилась с заявлением в Администрацию Разумовского сельсовета о постановке ее на учет в качестве нуждающейся, однако комиссия только собралась в ДД.ММ.ГГГГ года. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ при Администрации Разумовского сельсовета Манишина Е.И. была поставлена на учет, в качестве нуждающейся, при этом они учитывали сообщение БТИ о том, что дом был не пригоден к проживанию. Со слов жителей села ему так же известно, что дом был холодный и был не пригоден для проживания.

Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснил, что - ДД.ММ.ГГГГ года с ними проживает его теща Манишина Е.И. в <адрес>. Ранее, с ДД.ММ.ГГГГ они все вместе в том числе и Манишина Е.И.проживали в <адрес>. Когда его теща - Манишина Е.И. не проживала в своем доме, им домой звонили жители села <адрес> и говорили, что совершается хищение имущества, из принадлежащего ей дома, в органы внутренних дел они по этому поводу не обращались. Данный дом был разобран им лично, поскольку в данном доме не возможно было проживать. Дому уже более 100 лет, никаких условий для проживания в нем не было, дом очень холодный, кроме того, отсутствовали водопровод и канализация, данный дом находился на окраине села, больницы не было, автобусы не ходят. В настоящее время Манишина Е.И. проживает с нами в одной комнате с его супругой ФИО3. У нее имеются предметы личной гигиены, личные вещи. Они ведут совместное хозяйство, покупают продукты Манишиной Е.И.. Манишину Е.И. все устраивает, он не против того, что его теща Манишина Е.И. будет проживать с ними. Не обращались с заявлением о ее регистрации по месту жительства они по тому, что она постоянно высказывает намерение уехать жить то к другой дочери, то к племяннице, иногда уезжает к ним, но пожив там неделю или две вновь возвращается.

Свидетель ФИО14 в судебном заседании пояснила, что Манишина Е.И. была поставлена на учет с психическим заболеванием ДД.ММ.ГГГГ. До этого времени родственники с жалобами не обращались. В ответе ЦРБ на запрос суда была допущена описка, «Менишина» и «Манишина» -это одно и то же лицо. Данное заболевание могло появиться у Манишиной Е.И. до обращения в компетентные органы по вопросу постановки как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заболевание, имеющееся у Манишиной Е.И. входит в перечень заболеваний (п.2), дающих инвалидам, страдающим ими право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Представитель третьего лица Администрации Раздольненского сельсовета ФИО15 в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку Манишина Е.И. зарегистрирована по адресу: ДД.ММ.ГГГГ но фактически Манишина Е.И. по указанному адресу не проживает с ДД.ММ.ГГГГ года. С регистрационного учета не снята, поскольку не было предоставлено заявление о снятии с учета. Со слов жителей села, дом у Манишиной Е.И. в <адрес> был холодным и находился в отдаленном месте. В ДД.ММ.ГГГГ году вдова умершего участника добровольно выехала из принадлежавшего ей жилого дома на постоянное проживание к своей дочери ФИО3. Дом был разобран самостоятельно зятем Манишиной Е.И. – ФИО8. Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ при Администрации Разумовского сельсовета Манишина Е.И. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Они правомерно поставили Манишину Е.И. на учет.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 и п.2 ст.21 ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки (умерших) участников ВОВ (включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей в повторный брак и проживающей одиноко.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего ФЗ. Участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно пункту 11 статьи 23.2 определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в абзаце 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в числе граждан указанной категории –члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда), устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае (утверждено Постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 года №407) органы местного самоуправления осуществляют учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 закона Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в части, не урегулированной настоящим Положением, в порядке, установленном законом Алтайского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии со статьей 1 законом Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов (далее органы местного самоуправления). В соответствии со статьей 3 указанного закона, признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст.51 Жилищного Кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьёй 51 Жилищного кодекса РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с законом Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» реализация в Алтайском крае полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В соответствии с пунктом 14 Постановления Администрации Алтайского края от 06 октября 2006 года № 407 «Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае» органы местного самоуправления при составлении списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий, организуют работу по проверке документов, представленных в соответствии с указанным Постановлением. При обнаружении оснований, указанных в пункте 16 Постановления, орган местного самоуправления вправе отказать во включении в список граждан – получателей субсидий.

Основаниями для отказа во включении в список граждан - получателей субсидий, установленных п.16 вышеуказанного Постановления, является:

отсутствие или утрата указанных в пункте 2 настоящего Положения оснований, дающих право на улучшение жилищных условий;

непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения;

недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также выявление неправомерности действий должностных лиц органа, осуществлявшего принятие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при решении этого вопроса;

имевшая место ранее реализация права на улучшение жилищных условий с использованием субсидии за счет средств федерального бюджета;

выезд на место жительства в другое муниципальное образование.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела Манишина Е.И. является вдовой участника Великой Отечественной Войны (л.д.11).

Согласно справки отдела адресно-справочной работы ТП УФМС России по Алтайскому краю в с.Родино Манишина Е.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована по адресу: <адрес>.(л.д.14).

Как следует из акта об установлении факта сноса от ДД.ММ.ГГГГ Родинского производственного участка при обследовании установлено, что домовладение, числившееся за Манишиной Е.И., общей площадью 53,0 кв.м., находившийся по адресу: <адрес> снесен, с учета снят.(л.д.15).

Согласно справок Родинского производственного участка от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Манишина Е.И. в приватизации по адресу: <адрес> не участвовала и не имеет жилых строений, помещений.(л.д.16,17,18).

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ при Администрации Разумовского сельсовета Манишина Е.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на льготную очередь (л.д.54).

В судебном заседании так же установлено, что Манишина Е.И. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, общей площадью 49,7 кв.м. с 2006 года. Указанный жилой дом принадлежит на праве общей совместной собственности ФИО3 и ФИО8. В данном доме зарегистрированы: собственники дома ФИО3 (зять истицы) и ФИО8(дочь истицы). Истица Манишина Е.И. по данному адресу не зарегистрирована.

Постановлением Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения жилищной комиссии Администрации Родинского района» Манишиной Е.И. отказано во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий участников, инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ 1941-1945 гг., нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жильем (социальную выплату) из средств федерального бюджета, согласно ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» на основании ст. 54 п.2, так как предоставлены документы, не подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как пояснили в судебном заседании заместитель прокурора, свидетели ФИО3 и ФИО8, истица Манишина Е.И. проживает со своей дочерью ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ года, по настоящее время по адресу в <адрес>. До сноса ее дома в <адрес>, она переехала проживать к дочери ФИО3 так как указанный жилой дом не был пригоден для проживания.

Как следует из пояснений представителя ответчика, общая площадь жилого дома в <адрес> равна 49,47 кв.м.. Кроме того, за ФИО3 (дочерью истицы) и ФИО8 числится жилой дом в <адрес>, общей площадью 51,5 кв.м.. Таким образом, на каждого проживающего члена семьи собственника жилого помещения (три человека) приходится по 33,6 кв.м., в связи с чем Манишина Е.И. не нуждается в улучшении жилищных условий, так как обеспечена жилой площадью свыше нормы положенности.

Однако суд не может согласиться с данными доводами по следующими основаниями.

В соответствии с ч.1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Согласно п.16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля № 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность, заявление установленной формы о регистрации по месту жительства, документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.

Согласно ч.1 ст.6 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания, жительства в пределах Российской Федерации», регистрация гражданина по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии.

Исходя из смысла приведенной нормы, письменное согласие собственника на вселение близких родственников в настоящем случае является документом, подтверждающим субъективное право гражданина на проживание в жилом помещении, которое он выбрал в качестве места жительства, и мерой, обеспечивающей защиту прав собственника этого помещения.

Собственники жилого помещения по <адрес> в <адрес>, ФИО8 и ФИО3 не вселяли Манишину Е.И. в качестве члена своей семьи, что подтверждается тем, что они с соответствующим заявлением о вселении и ее регистрации в данном жилом помещении в территориальный пункт не обращались. По данному адресу она не зарегистрирована, хотя и проживает со своей дочерью и зятем с ДД.ММ.ГГГГ, но постоянно высказывает намерение переехать жить в другое место, исходя из этого ФИО18 не считают ее постоянным жильцом членом своей семьи и не обращаются с заявлением о ее регистрации в принадлежащем им жилом помещении. До настоящего времени она зарегистрирована в <адрес>, с заявлением о снятии с регистрационного учета по указанному адресу которое бы подтверждало ее намерение на переезд на постоянное проживание в доме принадлежащем ее дочери и зятю, не обращалась. Таким образом, Манишина Е.И. является временным жильцом и не приобрела прав на жилое помещение, находящееся в <адрес>, принадлежащее на праве собственности ее дочери и зятю, поскольку вселение в жилое помещение вне установленного порядка следует рассматривать как незаконное и не порождающее у лица прав члена семьи на жилое помещение.

К доводам представителя ответчика о том, что так как Манишина Е.И. добровольно выехала из принадлежащего ей дома в <адрес>, который в последующем был разобран мужем дочери ФИО8 самостоятельно и добровольно, указанный дом не признавался в установленном законом порядке непригодным для проживания, что подтверждается отсутствием письменного документа об этом, при таких обстоятельствах по мнению представителя ответчика с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся истица Манишина Е.И. должна обратиться не ранее, чем через пять лет, суд относится критически, поскольку данный факт не является подтверждением намеренного ухудшения жилищных условий. В жилом доме в <адрес>, 1908 года постройки, принадлежавшем Манишиной Е.И., отсутствовал водопровод, канализация, было очень холодно. В силу своего преклонного возраста и состояния здоровья, Манишина Е.И. не могла проживать самостоятельно в таком жилом помещении. Тем более, что данный жилой дом был разобран после того, как стали поступать звонки о том, что дом разбирается иными гражданами. Согласно информации Родинского производственного участка от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный в <адрес> имел 40% износа.

Таким образом, дом находился в непригодном для проживания состоянии, поскольку был построен около 100 лет назад, плохо отапливался, в доме было холодно, производимый ремонт не повлек улучшение жилищных условий. Именно в связи с этими обстоятельствами Манишина Е.И. вынужденно переехала проживать к своей дочери – ФИО3 При этом, в <адрес>. истица переезжала к ФИО3 в <адрес> АК, временно в зимний период, после чего вновь вернулась проживать в дом по <адрес>. Но поскольку состояние жилого дома не улучшалось, Манишина Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ. стала проживать временно у своих родственников и знакомых, в том числе с семьей своей дочери – ФИО3 в <адрес>, а затем в <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО3, ФИО8, а также ФИО15 и ФИО13, последний пояснил, что он работал в должности главы Администрации Разумовского сельсовета, и Манишина Е.И. обращалась к нему в устной форме с просьбой принять меры к улучшению жилищных условий в связи с невозможностью проживания в своем жилом доме по <адрес>. Однако, учитывая, что дом был не пригоден к эксплуатации, Администрацией сельсовета меры к улучшению жилищных условий Манишиной Е.И., кроме как постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилье, не принимались. Также ФИО13 подтвердил, что в ДД.ММ.ГГГГ. Манишина Е.И. проживала в <адрес> у своих знакомых, постоянного места жительства и регистрации не имеет, зарегистрирована по адресу: <адрес>, т.е. в несуществующем доме. Оснований для снятия Манишиной Е.И. с регистрационного учета по данному адресу не имелось в связи с тем, что с таким заявлением она не обращалась.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Манишина Е.И. не имеет в собственности жилые помещения и не является нанимателем по договору социального найма либо членом семьи нанимателя или членом семьи собственника жилого помещения.

Снос дома самостоятельно зятем истицы Манишиной Е.И. не может быть признан намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку в судебном заседании нашли подтверждение доводы о том, что снос дома было вынужденной мерой, и эта мера не позволила Манишиной Е.И. приобрести другое жильё. Данные обстоятельства согласуются с материалами дела и объяснениями участников судебного разбирательства, о чем указано выше. В связи с чем, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежит включению в список.

Кроме того, п. 1 постановления Администрации Родинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения жилищной комиссии Администрации района» об отказе во внесении в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ вдовы участника Великой Отечественной войны – Манишиной Е.И. не содержит указаний на закон, в данном постановлении имеется только ссылка ст.54 и п.2. Принятое оспариваемое решение жилищной комиссией при Администрации Родинского района и постановление Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ не содержит указаний на закон, в соответствии с которым отказано Манишиной Е.И. во включении в список.

Таким образом, принятые правовые акты являются незаконными, поскольку не мотивированы и не содержат ссылок на нормативные акты, в соответствии с которыми принято решение об отказе во включении Манишиной Е.И. в список. Направленное Манишиной Е.И. уведомление об отказе во включении в список также не содержит сведений об основаниях, послужившими причиной принятия такого решения жилищной комиссией.

Согласно ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Прокурор Родинского района обратился в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока обращения в суд.

Суд полагает необходимым удовлетворить указанное ходатайство по следующим основаниям.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

В письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ первый заместитель главы Администрации Родинского района указал об отказе Манишиной Е.И. во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий участников, инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, согласно ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах».(л.д.70).

Прокурор просит восстановить пропущенный срок на обжалование постановления Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с тем, что с заявлением о подаче иска в суд в ее интересах в порядке статьи 45 ГПК РФ Манишина Е.И. обратилась в прокуратуру Родинского района только ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Манишина Е.И. по состоянию здоровья и возрасту, а также в связи с отсутствием правовых навыков не имела возможности своевременно обратиться в суд и прокуратуру района с заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ. Манишиной Е.И. не было известно об установленных сроках в силу правовой неграмотности.

Как следует из уведомления на л.д. 70 Манишиной Е.И. стало известно об отказе во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ. В прокуратуру Манишина Е.И. обратилась только ДД.ММ.ГГГГ. С исковым заявлением в суд в интересах Манишиной Е.И. прокурор обратился ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о пропуске срока.

В качестве уважительности причин пропуска срока прокурор указал на преклонный возраст и состояние здоровья истца.

В соответствии со ст.205 ГК РФ, в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока исковой давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев – в течение срока давности.

Принимая во внимание преклонный возраст истицы (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), наличие у нее, инвалидности, отсутствие у нее правовых познаний, тяжелое заболевание <данные изъяты>, суд признает причины пропуска для оспаривания постановления уважительными и восстанавливает истцу срок для обжалования постановления Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ .

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Манишиной Е.И. удовлетворить.

Восстановить срок для оспаривания решения жилищной комиссии при Администрации Родинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в интересах Манишиной Е. И. об отказе во внесении в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.03.2005 года вдовы участника Великой Отечественной войны – Манишиной Е.И. и пункта 1 постановления Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения жилищной комиссии Администрации района».

Признать незаконным решение жилищной комиссии при Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во внесении в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ вдовы участника Великой Отечественной войны – Манишиной Е.И. и пункта 1 постановления Администрации Родинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения жилищной комиссии Администрации района».

Обязать Администрацию Родинского района Алтайского края включить Манишину Е.И. в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2011 года.

Судья Г.В. Ожогина