РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2010 года город Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Немцевой Е.Н.,
при секретаре Федоренко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайдуковой Галины Алексеевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбинском районе Красноярского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Гайдукова Г.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбинском районе Красноярского края (далее по тексту - УПФ РФ в Рыбинском районе) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Исковые требования мотивированы тем, что она имеет более 25 лет педагогического стажа, дающего ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением ответчика от 04 февраля 2010 года в назначении указанной пенсии ей было отказано в связи с тем, что к зачету в стаж, дающий право на её назначение, не был принят период её работы в должности старшей пионервожатой в Новосолянской средней школе с 28 августа 1979 года по 01 сентября 1980 года. Полагает, что указанный период работы подлежит зачету, в связи с чем просит признать решение УПФ РФ в Рыбинском районе от 04 февраля 2010 года незаконным и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 12 ноября 2009 года.
В судебном заседании истица Гайдукова Г.А. поддержала свои исковые требования в полном объеме.
Представители ответчика - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рыбинском районе Красноярского края - Ерохина О.П. и Желудева В.Ф., выступающие по доверенности, иск не признали и просила в его удовлетворении отказать по тем основаниям, что должность пионервожатого была включена в Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 № 1397, которое утратило свою силу с 01 октября 1993 года. Указанное положение предусматривало возможность зачета периода работы в должности пионервожатого при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Полагая, что 2/3 стажа - 16 лет 8 месяцев должно быть выработано на момент прекращения действия указанного постановления, т.е. на 01.10.1993 года, а у Гайдуковой Г.А. он на эту дату составляет 12 лет 5 месяцев 03 дня, основания для зачета этого периода в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, отсутствуют. Действовавшими после отмены указанного постановления Списками профессий и должностей, работа в которых давала право на досрочное назначение пенсии по старости, указанная должность «старшая пионервожатая» не поименована. В связи с изложенным считают отказ УПФ РФ в Рыбинском районе в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости законным и обоснованным.
Выслушав истицу Гайдукову Г.А., представителей ответчика Ерохину О.П. и Желудеву В.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Положения частей 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации предусматривают, что все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 указанного закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что 12 ноября 2009 года Гайдукова Г.А. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рыбинском районе Красноярского края за назначением досрочной пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц указанного государственного учреждения от 04 февраля 2010 года № 9, Гайдуковой Г.А. было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы.
Из материалов дела следует, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, были включены следующие периоды работы истицы:
- с дд.мм.гг года по дд.мм.гг года - 11 месяцев 03 дня - работа в должности учителя начальных классов Восточенской восьмилетней школы,
- с дд.мм.гг года по дд.мм.гг года - 6 лет - работа в должности воспитателя группы продленного дня в Новосолянской средней школе,
- с дд.мм.гг года по дд.мм.гг года - 06 месяцев 20 дней - работа в должности учителя начальных классов в Новосолянской средней школе,
- с дд.мм.гг года по дд.мм.гг года - 03 года 10 месяцев 07 дней - работа в должности воспитателя в детском саду ОПХ «Солянское»,
- с дд.мм.гг года по дд.мм.гг года - 03 года 16 дней - работа в должности учителя в Завировской начальной школе,
- с дд.мм.гг года по дд.мм.гг года - 10 лет 08 дней - работа в должности воспитателя Новосолянского детского дома.
Таким образом, не оспариваемый сторонами суммарный стаж педагогической деятельности истицы составил 24 года 04 месяца 24 дня.
Период работы истицы с 28 августа 1979 года по 01 сентября 1980 года в должности старшей пионервожатой в Новосолянской средней школе не был включен ответчиком в специальный стаж.
Указанное решение суд находит незаконным по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающих право на назначение указанной пенсии.
Указанный Список не предусматривает должность пионервожатого, старшего пионервожатого.
Между тем работа истицы в должности старшей пионервожатой в Новосолянской средней школе (с 28 августа 1979 года по 01 сентября 1980 года) приходилась на период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, абзац 4 пункта 2 которого предусматривал включение в стаж учителей и других работников просвещения работу в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Указанное Положение утратило силу с 01 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.
Вместе с тем из положений статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не следует, что право на досрочное назначение пенсии по старости может быть поставлено в зависимость от того, включена ли в настоящее время в соответствующий Список должность, работа в которой согласно ранее действовавшим нормативным правовым актам, подлежала учету при исчислении специального стажа. Иное создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, что недопустимо с точки зрения вышеприведенных требований частей 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.
Принимая во внимание, что работа в должности пионервожатого в школе на момент работы в ней истицы Гайдуковой Г.А. учитывалась действовавшим в то время законодательством при исчислении стажа для назначения досрочной трудовой пенсии, период этой работы истицы - с дд.мм.гг года по дд.мм.гг года (1 год 03 дня) в Новосолянской средней школе, подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Довод представителя ответчика о том, что истица на дату прекращения действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета министров СССР от 17.12.1959 № 1397, т.е. на 01 октября 1993 года не выработала 2/3 педагогического стажа, как предусмотрено пунктом 4 данного Положения, а поэтому период работы пионервожатой не подлежит включению в специальный стаж является несостоятельным, как несоответствующий конституционным принципам правовой определенности и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Педагогические работники, замещавшие должности пионервожатых в период действия указанного Положения, не могли предвидеть исключение в последующем законодателем этой должности из Списка должностей, работа на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В такой ситуации требование о наличии у работника 2/3 стажа на момент утраты Положением законной силы допускает преимущество одних педагогических работников и дискриминацию других, поскольку, не смотря на осуществление одинаковой по характеру и функциональным обязанностям работы в должности пионервожатого (а, возможно, и равной продолжительности), данная работа была бы учтена при исчислении специального стажа для работников, выработавших 2/3 стажа на 01 октября 1993 года, и исключена из него при исчислении стажа для работников, не имеющих на эту дату необходимой продолжительности педагогической работы.
Исходя из изложенного, период работы истицы в должности старшей пионервожатой Новосолянской средней школы подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от времени обращения истицы за её назначением и времени возникновения у неё права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, суммарный стаж работы истицы Гайдуковой Г.А. в должностях и учреждениях, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, составляет 25 лет 4 месяца 27 дней.
Учитывая, что на момент обращения Гайдуковой Г.А. в Пенсионный фонд РФ она имела право на назначение указанной пенсии, данная пенсия в силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должна быть ей назначена со дня обращения за ней, т.е. с 12 ноября 2009 года.
В соответствие с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истицей при подаче в суд искового заявления в соответствие с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333. 19 Налогового кодекса Российской Федерации уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей.
В связи с тем, что решение состоялось в пользу истицы указанные судебные расходы подлежат взысканию с ответчика в ее пользу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Рыбинском районе Красноярского края от 04 февраля 2010 года об отказе в назначении Гайдуковой Галине Алексеевне трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 12 ноября 2009 года признать незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбинском районе Красноярского края назначить Гайдуковой Галине Алексеевне трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 12 ноября 2009 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рыбинском районе Красноярского края в пользу Гайдуковой Галины Алексеевны судебные расходы в сумме 200 ( двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.
Председательствующий Е.Н. Немцева
НОМЕР
НОМЕР
НОМЕРа