РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2010 годагород Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующегоНемцевой Е.Н.,
при секретареПриходько Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игошина Артема Вячеславовича к Администрации Рыбинского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Игошин А.В. обратился в суд с иском к Администрации Рыбинского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что он является лицом из категории детей-сирот и в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», частью 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью. Однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
В судебном заседании истец Игошин А.В. поддержал заявленные исковые требования и пояснил, что в 1991 году после смерти матери его к себе забрала тетя, и он проживал с ней до 1999 года в пос. Саянский Рыбинского района Красноярского края, затем был помещен в Новосолянский детский дом, а с 2003 года находился под попечительством ФИО6 После окончания школы с 2004 по 2007 год он обучался в Красноярском авиационном колледже, после его окончания был призван в ряды Российской Армии, службу проходил до мая 2009 года. В июле 2009 года он обратился в органы опеки и попечительства Рыбинского района для решения вопроса о предоставлении ему жилья. Ему выдали перечень документов, подлежащих сбору. Указанные документы он более чем за месяц до достижения 23- летнего возраста передал специалисту Управления образования администрации Рыбинского района ФИО7, которая ему не разъяснила, что с указанными документами он должен самостоятельно обратиться в Министерство образования и науки Красноярского края. Позднее ФИО7 вернула ему документы и пояснила, что документы собраны не в полном объеме, в связи с чем на очередь для получения жилья он не поставлен. Полагает, что имеет право на получение жилья, считает, что на очередь как нуждающийся в получении жилья не поставлен по вине специалиста органа опеки и попечительства.
Представитель ответчика – Администрации Рыбинского района Красноярского края – Супрун В.И., выступающий по доверенности, иск не признал, пояснив, что в соответствии с существующим на территории Красноярского края Порядком предоставления жилого помещения указанной категории граждан, Игошин А.В. должен был до достижения 23-летнего возраста представить в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения необходимые документы для постановки на учет. Игошин А.В. данные требования не выполнил, не собрал и не представил в установленный срок необходимые для постановки на учет документы, в связи с чем не был включен в списки и утратил право на получение жилья. Кроме того, приобретение жилья для данной категории граждан осуществляется за счет средств краевого бюджета. Поскольку Игошин А.В. не был поставлен на учет как нуждающийся в предоставлении жилья, денежные средства для приобретения для него жилого помещения не могут быть выделены.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах его неявки не уведомил, возражений относительно иска не представил.
Выслушав истца Игошина А.В., представителя ответчика Супруна В.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
На основании пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма предоставляется вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; детьми, оставшимися без попечения родителей -лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лицами из числа детей-сирот - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель.
В судебном заседании установлено, что у истца Игошина А.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, до достижения им 18 лет умерла мать – ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-ИВ 803596 от ДД.ММ.ГГГГ, выданным специализированным отделом ЗАГС администрации <адрес>, согласно которому она умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, сведения об отце Игошина А.В. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Игошин А.В. не имеет закрепленного за ним жилого помещения.
Исходя из изложенного и приведенных выше правовых норм истец Игошин А.В. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Доводы представителя ответчика Супруна В.И. о достижении истцом 23-х летнего возраста, а соответственно, пропуске срока для подачи заявления о предоставлении жилого помещения и утрате права на него, суд находит несостоятельными.
Судом установлено, что на момент смерти своей матери Игошин А.В. проживал совместно с ней в квартире по адресу: г. Челябинск, ул. Марченко, д. 11б, кв. 16. После смерти матери он был вывезен родственницей ФИО9 в пос. <адрес> Рыбинского района Красноярского края, где спустя год после смерти матери на территории Рыбинского района Красноярского края был выявлен как ребенок – сирота, и в связи с чем постановлением Администрации Рыбинского района от 03 декабря 1992 года № 319 над Игошиным А.В. установлена опека с назначением опекуном ФИО9
Постановлением Администрации Рыбинского района от 12 января 1999 года № 4 ФИО9 освобождена от обязанностей опекуна, несовершеннолетний Игошин А.В. определен в Новосолянский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Администрации Рыбинского района от 01 сентября 2003 года № 235-п над Игошиным А.В. установлено попечительство, попечителем назначена ФИО6
В соответствии со статьей 128 Кодекса о браке и семье РСФСР (в редакции от 24.02.1987 года), действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, если у лица, над которым установлена опека или попечительство, имеется имущество, находящееся в другой местности, то охрана этого имущества возлагается на орган опеки и попечительства по месту нахождения имущества.
Согласно действовавшему на тот момент Положению об органах опеки и попечительства РСФСР, утвержденному Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.04.1986 года № 175, одной из основных задач органов опеки и попечительства являлась защита личных и имущественных прав несовершеннолетних (пункт 2 Положения).
В силу подпунктов «в, е» пункта 4, подпункта «ж» пункта 6, пункта 7 указанного Положения в функции органов опеки и попечительства, в том числе, входило: назначение опекунов над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 127 и 128 Кодекса о браке и семье РСФСР, принятие мер по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, оказание им помощи в организации медицинского наблюдения и трудоустройстве подопечных; обеспечение временного устройства нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранности их имущества.
Вступивший в силу с 01 марта 1996 года Семейный кодекс Российской Федерации также предусматривает обязанность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей в случае смерти родителей (статья 121, 147) и право детей, оставшихся без попечения родителей, на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (ст. 149).
В соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края № 15-590 от 22 октября 1997 года « Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае» на органы опеки и попечительства, которыми в соответствие со ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации (до внесения в нее изменений Федеральным Законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ) являлись органы местного самоуправления, возложен контроль за деятельностью опекунов и попечителей, обязанность принятия мер по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в том числе обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
В нарушение приведенных положений законодательства органы опеки и попечительства Рыбинского района необходимых мер по защите жилищных прав несовершеннолетнего Игошина А.В. не приняли, поручение об охране жилого помещения в органы опеки и попечительства г. Челябинска не направили, в связи с чем приватизация жилого помещения по адресу: г. Челябинск, ул. Марченко, д. 11б, кв. 16, право пользования которым имел истец, была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ без его участия, без учета его интересов.
Кроме того, судом установлено, что органы опеки и попечительства за период с момента выявления истца в качестве ребенка-сироты и до достижения восемнадцатилетнего возраста Игошина А.В на соответствующий учет как не имеющего закрепленного за ним жилого помещения, а, следовательно, нуждающегося в нем, не поставил.
Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» утвержден Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, Положение о краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. В соответствии с данным Указом образована краевая комиссия по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. В соответствии со ст. 1 Порядка на Министерство образования и науки Красноярского края возложен учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, выявленных и постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов. Статьей 2 Порядка предусмотрено, что для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, но не позднее чем за год до достижения 23-летия представляютсянеобходимые документы, перечень которых приведен в данной статье.
До принятия данного Указа на территории Красноярского края действовало Постановление Совета администрации Красноярского края № 176 - п от 5 июля 2004 года «Об утверждении Порядка учета детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья, и Положения о порядке приобретения жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим жилья». В соответствие с действовавшим Порядком учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья осуществляли муниципальные органы учета и распределения жилья; органы местного самоуправления после установления факта об отсутствии жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа обязаны были принять решение о постановке на учет таких детей (ст. 1, 3). Статьями 7 и 8 Порядка было установлено, что по достижении ребенком из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 16-летнего возраста законный представитель подает документы, указанные в пунктах 5, 6 настоящего Порядка, в органы местного самоуправления, на территории которого должно быть реализовано право ребенка на жилье, а органы местного самоуправления после постановки на учет ребенка формируют дело на ребенка из всех необходимых документов в соответствии с пунктами 4, 5, 6 настоящего Порядка и в месячный срок направляют в орган исполнительной власти края, в компетенции которого находится формирование краевого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья, дело ребенка и заявку на предоставление жилья в данном муниципальном образовании детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим жилья, а также лицам из их числа.
Статьей 37 пунктом 2 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, предусматривалось право на внеочередное предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Согласно ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР такой гражданин должен был быть включен в отдельный список граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Из материалов дела следует, что в возрасте с 13 до 17 лет истец проживал в Новосолянском детском доме. При определении Игошина А.В. в детский дом орган опеки и попечительства, которым являлся ответчик по делу, был обязан с соответствии с действовавшим на тот период времени Жилищным кодексом РСФСР и Федеральным Законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» включить Игошина А.В. в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья, а после принятия Постановления Совета администрации Красноярского края № 176 - п от 5 июля 2004 года «Об утверждении Порядка учета детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья, и Положения о порядке приобретения жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим жилья» собрать необходимые документы и своевременно направить их в орган исполнительной власти края для включения Игошина А.В. в список детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья, чего сделано не было. При указанных обстоятельствах доводы представителя ответчика Супруна В.И. о том, что в список лиц, нуждающихся в получении жилого помещения, Игошин А.В. не включен по его вине, суд находит несостоятельными.
В судебном заседании установлено, что истец до достижения возраста 23 лет самостоятельно обратился в Управление образования администрации Рыбинского района для постановки на учет в краевой комиссии на получение жилья, как лицо из числа детей – сирот, тем самим заявил свое право на получение жилого помещения.
Эти обстоятельства подтверждаются как пояснениями истца в судебном заседании, так и письмом руководителя Управления образования администрации Рыбинского района на имя Рыбинского межрайонного прокурора от 23 июня 2010 года, из которого следует, что Игошин А.В. обратился в органы опеки и попечительства в июле 2009 года для постановки на учет в краевой комиссии на получение жилья, как лицо из числа детей - сирот. Согласно письму Игошину А.В. был выдан перечень документов, необходимых для постановки на учет, и одновременно органом опеки и попечительства были сделаны необходимые запросы в различные органы для получения документов. До достижения 23 летнего возраста Игошиным данные документы собраны и представлены в краевую комиссию для постановки на очередь не были.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что органы опеки и попечительства Рыбинского района необходимых мер по защите жилищных прав несовершеннолетнего Игошина А.В. не приняли, своевременно не поставили его на очередь для внеочередного получения жилья, не собрали и не направили в администрацию Красноярского края необходимые документы для включения его в список детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья. Поскольку такое право на получение вне очереди жилого помещения истцу предоставлено законом суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
Законом Красноярского края от 24.12.2009 года № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» исполнительные органы местного самоуправления, в том числе муниципального образования Рыбинский район, наделены на 2010 год государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что исковые требования Игошиным А.В. к администрации Рыбинского района заявлены обоснованно.
Согласно пунктам 4, 5 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденным Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 года № 25-уг дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства, которое ребенок имел на момент утраты родительского попечения.
Поскольку истец был выявлен как ребенок – сирота на территории Рыбинского района Красноярского края, жилое помещение должно быть ему предоставлено в границах Рыбинского района не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Игошина Артема Вячеславовича удовлетворить.
Обязать Администрацию Рыбинского района Красноярского края обеспечить Игошина Артема Вячеславовича жилым помещением по договору социального найма не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения на территории Рыбинского района Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в 10 дневный срок.
ПредседательствующийЕ.Н. Немцева