РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2010 годагород Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующегоНемцевой Е.Н.,
при секретареПриходько Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левченко Веры Пантелеевны к Открытому акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» о понуждении к заключению договора энергоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Левченко В.П. обратилась в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» (далее по тексту - ОАО «Красноярскэнергосбыт») о понуждении к заключению договора энергоснабжения. Исковые требованиям мотивированы тем, что она является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, потребляет электрическую энергию и обязана вносить плату за неё, однако ОАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Заозерновского отделения отказало ей в заключении договора энергоснабжения. Полагает указанный отказ неправомерным, поскольку договор энергоснабжения является публичным договором и ответчик не вправе уклоняться от его заключения.
В судебном заседании истица Левченко В.П. поддержала свои требования, пояснив суду, что заявленные исковые требования связаны с невозможностью оплаты потребленной ею электрической энергии в связи с отсутствием у неё необходимых реквизитов, в том числе номера лицевого счета, которые ответчик отказывается предоставить. При этом электроэнергия поставляется в дом надлежащего качества, без каких-либо перерывов и ограничений.
Представитель ответчика – ОАО «Красноярскэнергосбыт» - Котова А.В., выступающая по доверенности, иск не признала и просила в его удовлетворении отказать по тем основаниям, что Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности заключения договора энергоснабжения непосредственно между энергоснабжающей организацией и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме.
Представитель привлеченного судом к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Администрации Партизанского сельского совета – Глава Партизанского сельского совета Дворников А.В., действующий на основании решения Избирательной комиссии муниципального образования «Партизанский сельсовет» от 15 марта 2010 года № 24-43-р, в судебном заседании исковые требования Левченко В.П. поддержал и просил их удовлетворить по тем основаниям, что Администрация Партизанского сельского совета является собственником дома, в котором проживает истица и неоднократно в течение 2009-2010 годов проводила конкурсы по выбору управляющей компании по обслуживанию общего имущества многоквартирных домов, расположенных в <адрес>, однако в связи с отсутствием заявок на участие все конкурсы были признаны несостоявшимися. Полагает, что при отсутствии управляющей компании договоры энергоснабжения жилых помещений в <адрес> в <адрес> могут быть заключены непосредственно между нанимателями квартир в этом доме и ОАО «Красноярскэнергосбыт».
Выслушав истицу Левченко В.П., представителя ответчика Котову А.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Дворникова А.В., свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В судебном заседании установлено, что истица Левченко В.П. на основании договора социального найма от 19 февраля 2008 года является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: Россия, <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный жилой дом по адресу: Россия, <адрес>, является собственностью муниципального образования «Партизанский сельсовет Партизанского района Красноярского края», каких-либо ограничений, обременений не зарегистрировано.
Таким образом, Муниципальное образование Партизанский сельсовет Партизанского района Красноярского края является единственным собственником многоквартирного дома, все помещения в котором находятся в муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Поскольку жилое помещение (квартира), которое по договору социального найма занимает истица Левченко В.П., находится в многоквартирном доме, его снабжение электроэнергией возможно лишь по внутридомовым сетям и через принимающее устройство, которое находится в муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах у истицы, проживающей в многоквартирном жилом доме, все помещения в котором находятся в муниципальной собственности, отсутствует энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации и другое необходимое оборудование, при наличии которого закон допускает возможность заключения договора энергоснабжения. Указанное оборудование принадлежит собственнику жилого дома.
Следовательно, Левченко В.П., являясь нанимателем жилого помещения, не может выступать в качестве стороны договора энергоснабжения.
Кроме того, согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации электроснабжение жилых помещений является одним из видов коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения.
Пунктом 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530, предусмотрено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации такими договорами являются:
- договор управления многоквартирным домом, заключаемый каждым отдельным собственником помещения в многоквартирном доме с управляющей организацией (часть 5 статьи 161 и статья 162 Жилищного кодекса);
- договор об оказании коммунальных услуг, заключаемый собственниками помещений (как являющимися, так и не являющимися членами товарищества собственников жилья) в многоквартирном доме с товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом (ТСЖ, ЖСК) (пункт 1 части 1 статьи 137, части 5 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса);
- договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые собственником помещения в многоквартирном доме, а также собственником жилого дома с ресурсоснабжающей организацией - при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений (часть 8 статьи 155, часть 2 статьи 164 Жилищного кодекса) или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов (часть 9 статьи 155 Жилищного кодекса).
Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность заключения энергоснабжающей организацией (ресурсоснабжающей) прямого договора энергоснабжения лишь с собственником жилого дома, а также с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, при условии выбора ими непосредственного способа управления многоквартирным домом.
В силу пункта 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики обязанность обеспечения нанимателей жилых помещений коммунальной услугой электроснабжения возложена на исполнителя коммунальных услуг, который на основании пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам обязан заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунального ресурса, в частности, электроэнергии.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам под исполнителями коммунальных услуг понимаются юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услугу, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
ОАО «Красноярскэнергосбыт» в рассматриваемых правоотношениях не является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 539 Гражданского кодекса к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 (Электроснабжение) главы 30 Гражданского кодекса применяются, если законом или иным правовым актом не установлено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральному закону от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ.
Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса. В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса к иным правовым актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Доводы истицы о том, что при отсутствии договора энергоснабжения между ней и ответчиком, она лишена возможности оплачивать потребленную электроэнергию, являются несостоятельными, поскольку в силу части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договорам социального найма вносят плату за коммунальные услуги, в том числе за услуги электроснабжения, юридическому лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом. В свою очередь, обязанность заключения с таким юридическим лицом договора управления многоквартирным домом на основании части 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на муниципальное образование как единственного собственника всех помещений многоквартирного дома. Внесение платы за электроэнергию, потребленную проживающими в многоквартирном доме лицами, непосредственно ресурсоснабжающей организации может быть предусмотрено договором между указанной организацией и исполнителем коммунальных услуг (пункт 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года № 530).
Доводы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Дворникова А.В. о том, что муниципальное образование Партизанский сельсовет не может заключить договор на управлением многоквартирным домом в связи отсутствием компаний, осуществляющих деятельность по управлению многоквартиными домами в с. Партизанское, не является основанием для возложения на ответчика обязанности заключить договор энергоснабжения с нанимателями жилых помещений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого кто к ней обратиться (в том числе, энергоснабжение).
В силу пункта 3 указанной статьи при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Часть 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность ответчика по заключению договоров энергоснабжения с нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Левченко Веры Пантелеевны к Открытому акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» о понуждении к заключению договора энергоснабжения отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней.
ПредседательствующийЕ.Н. Немцева