Дело № 2-286/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2011 годаг. Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Никитенко Л.Ф.
С участием прокурора Агуленко О.В.
При секретаре Лупановой В.Ю.,
Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Рыбинского межрайонного прокурора в интересах Попкова Феофана Михайловича к ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» о признании действий незаконными, суд
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Попкова Ф.М. к ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» по тем основаниям, что Попков Ф.М. осуществлял трудовую деятельность в должности учителя в МОУ «Успенская средняя общеобразовательная школа №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. имеет трудовой стаж работы учителя в сельской местности более 10 лет. В соответствии со ст.55 закона «Об образовании» он, как педагогический работник, пользуется правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности. ДД.ММ.ГГГГ Попков Ф.М. обратился в ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» с заявлением о предоставлении ему льготы за отопление, однако до настоящего времени ответ из ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» в адрес Попкова Ф.М. не поступил, указанная льгота не предоставлена, оплата жилищно-коммунальных услуг начисляется Попкову Ф.М. в полном объеме, включая и отопление. Попковым расчет на коммунальные услуги производится в полном объеме. Просит признать действия ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» по начислению Попкову Ф.М. платы за отопление и не предоставление льготы незаконными. Обязать ООО «Рыбинский коммунальный комплекс», учитывая право Попкова Ф.М. на бесплатное отопление, не производить начисление платы за отопление жилья по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.
Прокурор поддержал исковые требования.
Представитель ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» Барабан С.Н. с иском не согласен, считает, что законы другого государства не могут действовать в настоящее время. По закону Красноярского края от 10.06.2010 г. № 10-4691 решен вопрос о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением толькоработающим и проживающим в сельской местности педагогическим работникам общеобразовательных учреждений. В отношении пенсионеров вопрос не решен. Считает, что органы местной власти должны создать Фонд, чтобы решить вопрос о предоставлении мер социальной поддержки для пенсионеров – бывших педагогических работников. Просит в иске отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. е, ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, а также общие вопросы образования, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Постановлением Совмина СССР от 04.05.1971 №255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» установлено, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Согласно разъяснению Определения Верховного суда РФ от 02.02.2011 № 2-Г11-1 предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", а также было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24 января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР. Положения указанных актов, касающихся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании».
Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 553-О-П изменения в Законе РФ «Об образовании» в редакции от 22 августа 2004 года N 122-ФЗне принесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. Реализация Закона в части размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации « Об образовании» нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, установленные льготы в отношении педагогических работников сельских школ, перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, сохраняют юридическую силу в настоящее время.
В результате анализа представленных доказательств в их совокупности суд установил, что Попков Ф.М. осуществлял трудовую деятельность в должности учителя в МОУ «Успенская средняя общеобразовательная школа №» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МОУ «Успенская средняя общеобразовательная школа №».
Попков Ф.М. проживает в благоустроенном доме по адресу: <адрес>, пользуется отоплением. Плата за отопление начисляется Попкову Ф.М. в полном объеме и оплачивается им, что подтверждается квитанциями об оплате за коммунальные услуги, в том числе за отопление.
Поскольку право учителя-пенсионера сельской местности Попкова Ф.М. на пользование предоставленной им законодательством Российской Федерации льготой по бесплатному отоплению нарушено, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Доводы представителя ответчика о том, что по закону Красноярского края от 10.06.2010 г. № 10-4691 решен вопрос о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением толькоработающим и проживающим в сельской местности педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, а в отношении пенсионеров вопрос не решен, судом не могут быть принятыми, поскольку согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы субъектов не должны противоречить федеральным законам, а в случае противоречия действует федеральный закон.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополненийв Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции действующей с 01.01.2005г.) предусмотрено, что расходные обязательства субъектов российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Между тем статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Поскольку по федеральному законодательству истец – как учитель пенсионер имеет право на предоставление данной льготы, то ответчик обязан ее предоставить. Поэтому доводы суд считает несостоятельными.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Рыбинского межрайонного прокурора в интересах Попкова Феофана Михайловича удовлетворить.
Признать действия ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» по начислению Попкову Феофану Михайловичу платы за отопление и не предоставление льготы незаконными.
Обязать ООО «Рыбинский коммунальный комплекс», учитывая право Попкова Феофана Михайловича на бесплатное отопление, не производить начисление платы за отопление жилья по адресу: <адрес>.
Взыскать с ООО «Рыбинский коммунальный комплекс» государственную пошлину в доход государства 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд в 10 дневный срок.
Судья:Никитенко Л.Ф.