о взыскании таможенных платежей и пени



Дело № 2- 616/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Рязань, 14 сентября 2010 года

Рязанский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего - судьи Климаковой Л.И.

при секретаре Петровой Т.В.,

с участием представителя истца Теселкиной Т.В., действующей на основании доверенности,

ответчика Сметанникова А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рязанской таможни к Сметанникову Анатолию Михайловичу о взыскании таможенных платежей и пени, суд

установил:

Истец Рязанская таможня обратилась с иском к ответчику Сметанникову Анатолию Михайловичу о взыскании в доход государства совокупный таможенный платеж в размере 54026 рублей 84 копейки и пени в сумме 6133 рубля 85 копеек. В обоснование заявленных требований истец указал, что в апреле 2009 года в отдел таможенного оформления и таможенного контроля №2 Московского таможенного поста Рязанской таможни А.М. Сметанниковым был предъявлен к таможенному оформлению мотоцикл, который был отнесен к транспортному средству и оформлен по [Информация обезличена]. В соответствии с пунктом 5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 N2 718, при исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате, для ответчика была применена единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30 процентов таможенной стоимости, которая используется в отношении транспортных средств. Ответчик рассчитанную таможенным органом пошлину уплатил, однако, в соответствии с примечанием к статье 282 Таможенного кодекса Российской Федерации для целей применения главы 23 ТК РФ, регулирующей порядок перемещения физическими лицами товаров, предназначенных для личного пользования, мотоцикл не относится к автотранспортным средствам. Следовательно, указанный мотоцикл [Информация обезличена], был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации автотранспортом по [Информация обезличена] и при таможенном оформлении в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 №718, должен был рассматриваться как товар, перемещаемый в сопровождаемом и несопровождаемом багаже физическим лицом, либо пересылаемый в адрес физического лица Сметанникова А.М., которое не следовало через таможенную границу Российской Федерации. Согласно статье 361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Проверка заявленных сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. В ходе проведения Рязанской таможней проверки, заявленных декларантом при таможенном оформлении товара сведений, действуя в соответствии со статьей 412 ТК РФ в порядке ведомственного контроля решение отдела таможенного оформления и таможенного контроля №2 Московского таможенного поста Рязанской таможни об исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении мотоцикла, оформленного сотрудником таможенного органа - Р.А.Волковым по ТПО [Информация обезличена], признано несоответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и отменено решением от 24.04.2010 года [Информация обезличена]. Исходя из изложенного, в соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин в отношении товара, задекларированного по [Информация обезличена], должен исчисляться совокупный таможенный платеж. В соответствии со статьей 350 ТК РФ, таможенным органом был произведен перерасчет подлежащих уплате таможенных платежей и в адрес А.М. Сметанникова было направлено требование об уплате таможенных платежей от 26.03.2010 №[Информация обезличена] на общую сумму 60 160 рублей 69 копеек, из них совокупный таможенный платеж в сумме 54026 рублей 84 копейки и пени в размере 6133 рубля 85 копеек, которая подлежит взысканию с ответчика в бесспорном порядке по причине несвоевременной уплаты таможенной пошлины в доход государства, поскольку из смысла статьи 349 ТК РФ и статьи 75 НК РФ следует, что пени являются одним из способов обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, подлежащих выплате, в случае, если уплата таможенных пошлин, налогов произведена плательщиком в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством. Ответчик до настоящего времени требование об уплате таможенных платежей не исполнил, в связи с чем, и заявлен настоящий иск.

В судебном заседании представитель истца - Рязанской таможни истца - Теселкина Т.В., действующая на основании доверенности, заявленный иск поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просит суд удовлетворить заявленный иск.

Ответчик Сметанников А.М. в судебном заседании иск признал частично и пояснил, что с размером таможенной пошлины 54026 рублей 84 копейки, определенной таможенным органом за товар - мотоцикл [Информация обезличена], ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации автотранспортом по [Информация обезличена] он согласен, требование по уплате этого таможенного платежа он получил в апреле 2010 года, когда ему стало известно, что таможенным органом при определении таможенного платежа на ввезенный мотоцикл был неправильно произведен его расчет. Между тем, товар был ввезен 24 апреля 2009 года, им своевременно был задекларирован и уплачен таможенный платеж, в размере определенном компетентным таможенным органом. Он считает, что оснований для взыскания с него пени нет, и это требование нарушает его права и охраняемые законом интересы, поскольку по вине самих таможенных органов произошло неправильное начисление таможенного платежа.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и доказательства, представленные сторонами в порядке ст.56 ГПК РФ, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно ст. 281 ТК РФ товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц (далее - для личного пользования), перемещаются указанными лицами через таможенную границу в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с общим порядком, установленным настоящим Кодексом. Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу. Порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления.

В соответствии с ч.2 ст. 287 ТК РФ таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются физическими лицами в кассу таможенного органа или на счет Федерального казначейства в виде совокупного таможенного платежа (уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги) либо по единым ставкам таможенных пошлин, налогов ( в ред. Федерального закона от 09.04.2009 N 58-ФЗ).

Согласно ч.2 ст. 355 ТК РФ таможенному декларированию в письменной форме подлежат:

1) товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица;

2) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

3) товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые, стоимость и (или) количество которых превышает нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей, установленные международным договором государств - членов таможенного союза;

4) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию;

5) валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки в случаях, установленных законодательством и (или) международным договором государств - членов таможенного союза;

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

6) культурные ценности;

7) товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже, если перемещающее их физическое лицо имеет несопровождаемый багаж;

8) иные товары, определенные таможенным законодательством таможенного союза.

3. Таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

Форма пассажирской таможенной декларации, порядок ее заполнения, подачи и регистрации определяются решением Комиссии таможенного союза.

В соответствии с положениями ст. 356 ТК РФ подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. К таким документам относятся:

1) документы, удостоверяющие личность (в том числе несовершеннолетнего лица);

2) документы, подтверждающие усыновление, опекунство или попечительство несовершеннолетнего лица;

3) документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования;

4) транспортные (перевозочные) документы;

5) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) физическим лицом товаров для личного пользования, а также подтверждающие признание физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства в порядке, определенном законодательством государств - членов таможенного союза;

6) документы, подтверждающие соблюдение ограничений, кроме мер нетарифного и технического регулирования;

(в ред. Протокола от 16.04.2010)

7) документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;

8) документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования;

9) другие документы и сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

При таможенном декларировании товаров для личного пользования, перемещаемых в несопровождаемом багаже, дополнительно к документам, предусмотренным в пункте 1 настоящей статьи, представляется экземпляр оформленной таможенным органом пассажирской таможенной декларации, выданной физическому лицу при его следовании через таможенную границу.

В судебном заседании было бесспорно установлено, что ответчик Сметанников А.М., как физическое лицо, не следовал через таможенную границу Российской Федерации, и предъявленный им к таможенному оформлению мотоцикл [Информация обезличена] [Дата обезличена] выпуска, был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации автотранспортом по [Информация обезличена] и доставлен в Центральную акцизную таможню 22 апреля 2009 года. Сметанников А.М. как декларант 24 апреля 2009 года представил пассажирскую таможенную декларацию в установленный законом срок. Должностным лицом таможенного органа, действующего в пределах компетенции, был произведен таможенный осмотр товара, о чем составлен акт, произведена автооценка мототранспортного средства и определен таможенный платеж в размере 139 724 рубля 56 копеек, который ответчиком был своевременно и в установленные законом сроки уплачен. Действуя в соответствии со статьей 412 ТК РФ, в порядке ведомственного контроля осуществляя проверку заявленных декларантом при таможенном оформлении товара сведений было выявлено, что в нарушение ст.282 ТК РФ, регламентирующей порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств, предъявленный к таможенному оформлению мотоцикл марки [Информация обезличена], задекларированный по [Информация обезличена], должен был рассматриваться не как автотранспортное средство, а как товар, перемещаемый в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, физическим лицом, либо пересылаемый в адрес физического лица. В результате проведенной проверки решение отдела таможенного оформления и таможенного контроля №2 Московского таможенного поста Рязанской таможни об исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении мотоцикла, оформленного Р.А.Волковым по [Информация обезличена], было признано несоответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и отменено 24.04.2010 г. [Информация обезличена]).

Согласно статье 361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. Проверка заявленных сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Статьей 110 Таможенного кодекса РФ предусмотрена уплата таможенных платежей, в частности таможенной пошлины, при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом г) пункта 6 Положения «О порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2003 №715, в случае, если товары (за исключением, пересылаемых в международных почтовых отправлениях) пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации - указанные товары облагаются совокупным таможенным платежом.

Согласно пункту 1 статьи 34 НК Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и исполняют обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах и (или) сборах, а также иными федеральными законами.

Таким образом, поскольку в соответствии с примечанием к статье 282 Таможенного кодекса Российской Федерации для целей применения главы 23 ТК РФ, мотоцикл не отнесен к автотранспортным средствам. Постановлением Госстандарта России от 01 февраля 2001 года № 47-ст, определяется, что автотранспортное средство-это устройство, предназначенное для перевозки по дороге людей, грузов или оборудования, установленного на нем и в понятие «автотранспортное средство» не включается мототехника ( мотоциклы, мопеды, мотороллеры, квадроциклы и другая колесная техника на их основе, механические транспортные средства, приводимые в движение двигателем: снегоходы, минитракторы и другие самоходные машины). Следовательно, мотоциклы в понятие «транспортные средства» для целей применения главы 23 Таможенного Кодекса России не включаются и для таможенных целей при перемещении физическими лицами для личного пользования должна рассматриваться как товар, поэтому действуя, в соответствии со статьей 350 ТК РФ, таможенный орган правомерно произвел перерасчет подлежащего уплате таможенного платежа, что составило 193 751 рубль 39 копеек, из которых ответчиком было уплачено 139 724 рубля 56 копеек и, как результат этого, в адрес Сметанникова А.М. истцом было направлено требование о доплате таможенного платежа от 26.03.2010 №9 на сумму 54 026 рублей 83 копейки и пени в размере 6133 рубля 85 копеек (исх. Рязанской таможни от 26.03.2010 №1912). Требование таможенного органа об уплате таможенных платежей до настоящего времени ответчиком не исполнено, что не оспаривается ответчиком. С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что требование истца о взыскании таможенного платежа в размере 54026 рублей 83 копейки обосновано и подлежит удовлетворению.

На основании ст. 109 Таможенного кодекса РФ Правительство РФ Постановлением от 10 июля 1999 г. N 783 утвердило Положение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации. Таможенные пошлины и таможенные сборы относятся к федеральным налогам и сборам. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере установления ставок ввозных таможенных пошлин определены Законом РФ "О таможенном тарифе", в соответствии с указанным Законом понятие "единой ставки таможенных пошлин" означает, что данные ставки таможенных пошлин не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Данным правовым актом установлены дифференцированные единые ставки таможенных пошлин в отношении товаров, что не противоречит действующему законодательству и не может рассматриваться как нарушение гражданских прав.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации (принятой на всенародном голосовании 12.12.1993) установлено, что налоги и сборы - это единственные платежи, взимаемые с использованием государственного принуждения с целью формирования доходов государственного бюджета.

Что же касается требований истца о взыскании с ответчика пени в размере 6133 рубля 85 копеек, то, по мнению суда, начисление пени со дня после подачи ответчиком таможенной декларации на ввезенный мотоцикл, то есть с 25 апреля 2009 года по 26 марта 2010 года, когда решение отдела таможенного оформления и таможенного контроля №2 Московского таможенного поста Рязанской таможни об исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении мотоцикла, оформленного истцом по [Информация обезличена] было признано несоответствующим требованиям законодательства Российской Федерации и отменено, не основано на законе и удовлетворению не подлежит.

Согласно положениям ст. 349 ГК РФ пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, обязано выплатить в случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в установленные настоящим Кодексом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных платежей (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки. При выставлении требования об уплате таможенных платежей (статья 350) лицу, ответственному за их уплату, пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их невзыскания в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Кодексом, пени начисляются в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

Из смысла статьи 349 ТК РФ и статьи 75 НК РФ следует, что пени являются одним из способов обеспечения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, подлежащих выплате, в случае, если уплата таможенных пошлин, налогов произведена плательщиком в более поздние сроки по сравнению с установленными законодательством.

Согласно ч.1, 5 ст. 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты. В случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, в отношении которой в соответствии с настоящим Кодексом направляется требование об уплате таможенных платежей, изменилась после направления указанного требования, таможенный орган направляет уточненное требование об уплате таможенных платежей. При этом первоначально направленное требование об уплате таможенных платежей отзывается одновременно с направлением уточненного требования об уплате таможенных платежей. Требование об уплате таможенных платежей может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.

Как следует из материалов дела, ответчик Сметанников А.М., как лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, исполнил свои обязанности по уплате таможенных пошлин в сроки, установленные законодательством, и в размере, определенном в пределах компетенции должностным лицом таможенного органа., о чем свидетельствует представленный истцом в материалах дела таможенный приходный ордер [Информация обезличена].

Решением от 26 марта 2010 года, принятым уполномоченным лицом таможенного органа в порядке ведомственного контроля решение отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 2 Московского таможенного поста Рязанской таможни об исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении мотоцикла от 24.04.2009 года было отменено и ответчику 26 марта 2010 года было направлено уведомление, содержащее ведения о неполной уплате им таможенных платежей. Достоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении ответчиком, не вызывает сомнений и истец на них не ссылается. С учетом положений ст.319 и ст. 129 ТК РФ, обязанность по уплате таможенных платежей возникает в связи с пересечением товаром таможенной границы и его декларированием таможенному органу. Следовательно, обнаружение факта неполной уплаты таможенных платежей ответчиком при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров не связано с совершением ответчиком нарушения требований и условий таможенных процедур. Сметанников А.М. выполнил свою обязанность по уплате таможенной пошлины в связи с пересечением товаром таможенной границы и его декларированием таможенному органу на основании решения от 24.04.2009 года, принятого должностным лицом таможенного органа, об исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате ответчиком в отношении мотоцикла. Указанное решение было признано несоответствующим требованиям закона и отмененного истцом только 26 марта 2010 года по результатам проведения ведомственного таможенного контроля. Таким образом, перерасчет таможенных платежей был вызван неправильным применением таможенным органом ст.282 ТК РФ, что и повлекло принятие истцом не законного решения об исчислении таможенных платежей, подлежащих уплате в отношении мотоцикла, оформленного по [Информация обезличена].Следовательно, обязанность по уплате таможенных платежей у ответчика возникла 02 апреля 2010 года (ч.5 ст.349 ТК РФ), при этом начисление пени закон связывает с наступлением юридического факта, влекущего возникновение обязанности по уплате таможенных платежей. Такой обязанности у ответчика в период с 25 апреля 2009 года по 26 марта 2010 года перед истцом (таможенным органом) не возникло, следовательно, отсутствуют и основания, установленные законом, для взыскания с ответчика пени за этот период.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Рязанской таможни к Сметанникову Анатолию Михайловичу о взыскании таможенного платежа в сумме 54026 рублей 84 копейки и пени в размере 6133 рубля 85 копеек за период с 25 апреля 2009 года по 26 марта 2010 года в доход государства удовлетворить частично.

Взыскать с Сметанникова Анатолия Михайловича в доход государства совокупный таможенный платеж в сумме 54026 рублей 84 копейки, в остальной части иска отказать.

Взыскать с Сметанникова Анатолия Михайловича в доход государства государственную пошлину в размере 1820 рублей 80 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Рязанского областного суда в течение 10 дней после изготовления судом мотивированного решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья: Л.И. Климакова