Гражданское дело № 2-728/2010г.
Рязанского районного суда Рязанской области
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань 28 октября 2010 года.
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
председательствующего судьи Климаковой Л.И.,
при секретаре судебного заседания Петровой Т.В.,
с участием помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Маслова И.Н.,
представителя органа, чьи действия обжалуются - администрации муниципального образования- Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области - Трушина А.В., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области Астахова Романа Алексеевича в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования- Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты>,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области Астахов Роман Алексеевич в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Рязанский районный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования- Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области Астахов Р.А. указал, что 19 августа 2010 года прокуратурой Рязанского района Рязанской области была проведена совместная с Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области функционирует одно гидротехническое сооружение - гидроузел, расположенный на ручье <данные изъяты>, право собственности на который ни за кем не оформлено, а отсутствие собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 N 117-ФЗ обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений; созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения и организации его эксплуатации. Статьей 225 ГК РФ установлено, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного. Обязанность по осуществлению мер безопасности, в том числе по отношению к бесхозяйным экологическим объектам, возложена подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления, согласно положениям указанного закона к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ст. 7 указанного Федерального закона мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
19 августа 2010 года прокуратурой района в результате проверки, при обследовании объекта недвижимого имущества - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты>, с привлечением представителя Приокского управления Ростехнадзора выявлено, что эксплуатация гидроузла осуществляется без согласованных с органом надзора Правил эксплуатации ГТС, что является нарушением п. 2 утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 года N 237 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника. Также, проверкой установлено, что имеют место нарушения ст.ст. 9, 15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ, а именно: не обеспечена соответствующая нормам и правилам квалификация эксплуатационного персонала ГТС; не разработаны критерии безопасности ГТС; не осуществляется страхование гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; засорена шахта водосбросного сооружения посторонними предметами; отсутствует сороудерживающая решетка на водосбросном сооружении. Указанные нарушения увеличивают риск возникновения чрезвычайной ситуации на указанном гидроузле, а отсутствие собственника у гидротехнического сооружения - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты>, приводит к не исполнению требований безопасности данного объекта, что влечет угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, так как авария на гидротехническом сооружении может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций и нанести ущерб, как окружающей среде, так и неопределенному кругу лиц, проживающих на территории муниципального образования - Окское сельское поселение. Кроме того, отсутствие действительных данных о состоянии гидротехнического сооружения - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты>, ставит под угрозу интересы неопределенного круга лиц. Таким образом, со стороны администрации муниципального образования- Окское сельское поселение, на территории которого находится ГТС, имеется незаконное бездействие, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного указанного объекта, в связи с чем прокуратура Рязанского района Рязанской области обратилась в суд с настоящим заявлением и просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты> и обязать администрацию муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты>, для чего в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий.
В судебном заседании помощник прокурора Рязанского района Рязанской области Маслов И.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, и полагал необходимым в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий сроком в 1 месяц со дня вступления решения по данному делу в законную силу.
Представитель органа, бездействие которого обжалуется - глава администрации муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области - Трушин А.В. в судебном заседании заявленные требования признал в полном объеме, пояснив, что спорный гидроузел находится на территории Окского сельского поселения, собственника не имеет, но эксплуатируется, оставление объекта бесхозяйным опасно, а поэтому в силу закона «О местном самоуправлении» именно на местной администрации лежит обязанность выявить собственника либо обратиться с заявлением о постановке имущества на учет как бесхозяйного, в связи с чем в настоящее время ведутся работы по подготовке документации для обращения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного спорного объекта недвижимого имущества - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты>, поскольку оставление данного объекта без собственника может привести к чрезвычайной ситуации и ее негативным последствиям для неопределенного круга лиц, как проживающего на территории Окского сельского поселения, так и приезжих граждан. Последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 220-221 ГПК РФ ему разъяснены и понятны.
Выслушав помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Маслова И.Н., представителя органа, бездействие которого обжалуется - главу администрации муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области - Трушина А.В., исследовав письменные доказательства по делу, предоставленные сторонами в порядке ст.56 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что заявленные требования заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области Астахова Р.А. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- ответственность органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Таким образом, право на благоприятную окружающую среду - это право граждан на благоприятные и безопасные условия жизни в здоровой окружающей природной среде, которое должно обеспечиваться, в том числе мерами по предупреждению аварий и катастроф.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 01.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", обеспечение безопасности ГТС осуществляется на основании следующих общих требований:
- обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС;
- представление деклараций безопасности ГТС;
- государственный надзор за безопасностью ГТС;
- непрерывность эксплуатации ГТС;
- осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС;
- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС;
- ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.
Статья 9 указанного Закона возлагает на собственника ГТС и эксплуатирующую организацию следующие обязанности:
- обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;
- обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности ГТС и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности и размещения объектов в русле реки и на прилегающих к ним территориях ниже и выше ГТС;
- обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС;
- развивать системы контроля за состоянием ГТС;
- систематически анализировать причины снижения безопасности ГТС и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности, а также по предотвращению аварий ГТС;
- обеспечивать проведение регулярных обследований ГТС;
- создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий ГТС;
- организовывать эксплуатацию ГТС и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
- поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС;
- осуществлять по вопросам предупреждения аварий ГТС взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии ГТС федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности ГТС, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;
- содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности ГТС в реализации его функций;
- совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности ГТС;
- финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС.
Между тем, только собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность ГТС (в том числе возмещает ущерб, нанесенный в результате аварии ГТС) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации последствий аварий ГТС.
В судебном заседании было установлено, что на территории Окского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области на реке <данные изъяты> расположено гидротехническое сооружение- гидроузел, что подтверждается Перечнем гидроузлов на территории Рязанского района Рязанской области, представленным Московско- Окским бассейновым водным управлением за № от 20 августа 2010 года. Собственник и эксплуатирующая организация указанного гидротехнического сооружения отсутствует, данный факт подтверждается уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области № от 01 сентября 2010 года сведений о праве собственности на недвижимое имущество- гидроузел, расположенный по адресу: <адрес> поселение на ручье <данные изъяты>; сведениями территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области № от 17 сентября 2010 года, согласно которым спорный объект недвижимости в территориальной государственной базе данных федерального имущества Рязанской области не учтен и сведениям министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области за № от 21 октября 2010 года по состоянию на 21 октября 2010 года из которых усматривается, что в министерстве имущественных и земельных отношений Рязанской области спорный объект недвижимости не числится. Кроме того, на основании представленных данных Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (исх. Номер 1-12/184 от 25 августа 2010 года в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 02 февраля 2010 года №49 «Об утверждении Перечня объектов, имеющих гидротехнические сооружения, поднадзорные Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и подлежащие декларированию безопасности, и графика представления деклараций их безопасности в 2010 году», организации, которые должны представить декларацию безопасности на территории Рязанской области отсутствуют. В результате прокурорской проверки, произведенной 19 августа 2010 года, были выявлены следующие нарушения норм и правил в области безопасности гидротехнического сооружения: эксплуатация осуществляется без согласования с органом надзора Правил эксплуатации ГТС, не осуществляется страхование гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, имуществу физических и юридических лиц, в результате аварии ГТС, засорение шахты водосбросного сооружения посторонними предметами, отсутствует сороудерживающая решетка на водосбросном сооружении. Между тем, планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, именно орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного.
В соответствии с пп. 7 п. 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Следовательно, обязанность по осуществлению мер безопасности, в том числе по отношению к бесхозяйным экологическим объектам на местные администрации возложена на органы местного самоуправления, что согласуется с подп. 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, исследованные в судебном заседании доказательства дают суду основания полагать, что администрацией муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области допущено бездействие в разрешении вопроса, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты>.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу части I статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Исходя из требований ч.1 ст. 56 ГПК РФ и признал иск.
С учетом положений ст. 173 ГПК РФ суд, заслушав мотивы признания заявленных требований, пришел к выводу, что волеизъявление заинтересованного лица не противоречит закону, правам и интересам других лиц, а поэтому заявленное признание судом принимается, так как прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с указанным требованием в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда их жизни и здоровью, окружающей среде в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством.
В соответствии ч.1 ст. 258 ГПК РФ, признав требования прокурора законными и обоснованными, суд принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Вместе с тем, возложение обязанностей совершить какие-либо действия в силу части 2 статьи 206 ГПК РФ предполагает установление срока, в течение которого решение должно быть исполнено руководителем предприятия, выполняющим действия, поскольку указанные действия не могут быть исполнены в общем порядке силами принудительного исполнения, а их исполнение зависит от совершения определенных действий заинтересованного лица по делу и его воли. Для чего суд устанавливает срок добровольного исполнения ответчиком указанных в решении действий.
Определяя администрации муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области срок для устранения препятствий к осуществлению гражданами их прав и свобод на благоприятную окружающую среду, суд учитывает характер требований и действий, которые следует совершить и полагает необходимым установить разумный срок в 1 месяц для добровольного исполнения определенных настоящим решением действий по заявленному требованию.
Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ и п.7 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с администрации муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области надлежит взыскать в доход государства государственную пошлину в размере 2000 рублей.
. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области Астахова Романа Алексеевича в порядке ст. ст. 45, 254 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты>, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты>, и обязать администрацию муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о принятии на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества - гидроузла, расположенного на ручье <данные изъяты>.
Установить срок в 01(один) месяц с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, в течение которого данное решение должно быть исполнено администрацией муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.
Взыскать с администрации муниципального образования - Окское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области в доход государства государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья Л.И.Климакова