Гражданское дело № №/2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань. 30 декабря 2010 года.
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
судьи Рязанского районного суда Рязанской области Арсеньевой О.В.,
при секретаре судебного заседания Кочетыговой Н.С.,
с участием старшего помощника Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Артюшанской И.В.,
представителя органа, чье бездействие обжалуется, - администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области - Савельевой С.В., действующей по доверенностям за № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица: Управления Роспотребнадзора по Рязанской области Исаевой О.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст., ст.45, 254, 255 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов в поселении,
У С Т А Н О В И Л:
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением порядке ст., ст.45, 254, 255 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов в поселении и просит суд обязать администрацию муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области: 1) организовать в частном секторе д.Долгинино, в с.Казарь и в пос.Северный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с п.п.1.2, 2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», согласовав периодичность удаления бытовых отходов с Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области; 2) ликвидировать свалку мусора в р.п. Мурмино в овраге на перекрестке ул.Колхозная и ул.Советская (напротив магазина «Лесок»), очистить от мусора территорию в д.Долгинино на пересечении ул.Школьная при выезде из д.Долгинино. В обоснование своих требований прокурор указал, что Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Рязанской области требований природоохранного законодательства, в ходе которой было установлено, что администрацией муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района сбор и вывоз отходов в населенных пунктах данного муниципального образования надлежащим образом не организован, в результате чего в р.п. Мурмино имеется свалка мусора, расположенная в овраге, на перекрестке ул.Колхозная и ул.Советская (напротив магазина «Лесок»), также замусорена территория в д. Долгинино, на пересечении ул.Школьная при выезде из д. Долгинино. Кроме того, не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора от частного сектора в д. Долгинино, с. Казарь, п. Северный, в то время как в силу п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Данное нарушение было выявлено Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области в ходе проверки деятельности администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, проведенной 18.05.2010 года, о чем составлен акт. Для устранения данного нарушения администрации было дано предписание № 264 от 18.05.2010г. об уборке свалок в п. Мурмино и в д. Долгинино, об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от частного сектора в д. Долгинино, с. Казарь, п.Северный Рязанского района. Однако в ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области проверки исполнения вышеуказанного предписания 08.09.2010г. было установлено, что данное предписание не исполнено. За неисполнение требований вышеуказанного предписания управлением Роспотребнадзора по Рязанской области в отношении главы администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области был составлен протокол № 1990 от 08.09.2010 года об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Несмотря на принятые меры реагирования, до настоящего времени в р.п. Мурмино имеется свалка мусора в вышеуказанном месте, замусорена территория в д.Долгинино, не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора от частного сектора в д.Долгинино, с.Казарь, п.Северный Рязанского района Рязанской области. Тем самым администрацией муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области не исполняются полномочия, предусмотренные п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В результате бездействия администрации по реализации вышеуказанных полномочий допускаются нарушения требований ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст.ст.21,22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», ст.12 Земельного Кодекса РФ. Допуская в результате бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора захламление территории населенных пунктов поселения, администрация МО - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района создает потенциальную экологическую опасность в виде захламления земель населенного пункта бытовыми отходами и мусором, что может негативно отразиться на благоприятной среде обитания людей, проживающих или находящихся в населенных пунктах поселения, круг которых невозможно персонифицировать (неопределенный круг лиц), то есть нарушает права и свободы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В судебном заседании старший помощник Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Артюшанская И.В. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении и заявлении об уточнении требований.
Представитель органа, чье бездействие обжалуется, - администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области - Савельева С.В. в судебном заседании против доводов представителя прокуратуры не возражала, признала изложенные требования и просила суд установить срок исполнения решения в части ликвидации свалки в р.п. Мурмино в срок до 01 июня 2011 года.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Рязанской области Исаева О.А. в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержала.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 18.05.2010 года Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области была проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области требований природоохранного законодательства. В ходе проверки было выявлено, что сбор и вывоз отходов в населенных пунктах муниципального образования - Мурминское сельское поселение надлежащим образом не организован, в результате чего в р.п. Мурмино имеются свалки мусора, расположенные в овраге, на перекрестке ул.Колхозная и ул.Советская (напротив магазина «Лесок»), и в д. Долгинино, на пересечении ул.Школьная при выезде из д. Долгинино. Кроме того, не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора от частного сектора в д.Долгинино, с.Казарь, п.Северный Рязанского муниципального района Рязанской области, о чем составлен акт проверки. По результатам проверки для устранения выявленных нарушений было дано предписание № 264 от 18.05.2010г. В ходе проведенной 08.09.2010г. Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области проверки исполнения вышеуказанного предписания было установлено, что требования предписания не исполнены, в связи с чем Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области в отношении Главы администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области был составлен протокол № 1990 от 08.09.2010 года об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. 18 ноября 2010 года в ходе проверки, проведенной Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в Управлении Роспотребнадзора по Рязанской области, данные факты стали известны заявителю, после чего прокурор обратился в суд с настоящим заявлением. Согласно письму руководителя Управления Роспотребнадзора по Рязанской области за №8924-03 от 28.12.2010 года на 27.12.2010 года требования предписания о ликвидации свалок мусора в р.п. Мурмино и д.Долгинино и организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора от частного сектора в д.Долгинино, с.Казарь, п.Северный не исполнены.
Статей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 8 Федерального закона 33.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять общественный контроль за выполнением санитарных правил; вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения; на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Пункт 18 ч.1 ст.14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно со ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании ст.13 данного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.п.1.2, 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест, (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. При этом при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
В нарушение указанных норм законодательства в договоре №37 от 01 мая 2010 года на оказание услуг по вывозу и утилизации мусора, заключенном между МУП ЖКХ «Наш дом» и администрацией МО - Мурминское сельское поселение, не указаны населенные пункты, из которых вывозятся и утилизируются бытовые отходы и мусор, периодичность осуществления данных работ, которая в свою очередь не согласована с Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области. Как пояснила в судебном заседании представитель администрации МО - Мурминское сельское поселение Савельева С.В. из с.Казарь мусор вывозится примерно 1 раз в месяц, от частного сектора в с.Долгинино 1 раз в неделю, а вывоз мусора из пос.Северный не производится.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация МО - Мурминское сельское поселение не в полном объеме выполняет возложенные на нее п. 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ч.1 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ, ст.ст.8,13 Федерального закона от 20.06.1998 года №89-ФЗ обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в результате чего территория населенных пунктов поселения захламляется, что может негативно отразиться на благоприятной среде обитания неопределенного круга лиц, проживающих или находящихся в населенных пунктах поселения. Данное бездействие нарушает права и свободы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В связи с указанными обстоятельствами суд полагает необходимым обязать администрацию муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области организовать в частном секторе д.Долгинино, в с.Казарь и в пос.Северный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с п.п.1.2, 2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», согласовав периодичность удаления бытовых отходов с Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области, и очистить от мусора территорию в д.Долгинино на пересечении ул.Школьная при выезде из д.Долгинино в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Кроме того, суд полагает необходимым обязать администрацию МО - Мурминское сельское поселение ликвидировать свалку мусора в р.п. Мурмино в овраге на перекрестке ул.Колхозная и ул.Советская (напротив магазина «Лесок»), очистить от мусора территорию в д.Долгинино на пересечении ул.Школьная при выезде из д.Долгинино в срок до 01 июня 2011 года с учетом времени года и необходимости привлечения дополнительной тяжелой техники по договорам.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194 - 198, 206, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Рязанского межрайонного природоохранного прокурора прокурора в порядке ст., ст.45, 254, 255 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов в поселении удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области по организации в поселении сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Обязать администрацию муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области:
1) в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда организовать в частном секторе д.Долгинино, в с.Казарь и в пос.Северный сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в соответствии с п.п.1.2, 2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», согласовав периодичность удаления бытовых отходов с Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области;
2) в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда очистить от мусора территорию в д.Долгинино на пересечении ул.Школьная при выезде из д.Долгинино;
3) в срок до 01 июня 2011 года ликвидировать свалку мусора в р.п. Мурмино в овраге на перекрестке ул.Колхозная и ул.Советская (напротив магазина «Лесок»).
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: О.В. Арсеньева.