Гражданское дело № 2-92/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Рязань. 20 января 2011 года.
Рязанский районный суд Рязанской области в составе:
судьи Рязанского районного суда Рязанской области Арсеньевой О.В.,
при секретаре судебного заседания Кочетыговой Н.С.,
с участием Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Морозовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст., ст.45, 254, 255 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным действия администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области по организации водоснабжения на территории Мурминского сельского поселения,
У С Т А Н О В И Л:
Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст., ст.45, 254, 255 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным действия администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области по организации водоснабжения на территории Мурминского сельского поселения, в котором просит суд с учетом уточненных требований обязать администрацию муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области организовать на территории муниципального образования водоснабжение в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно: в четырехмесячный срок со дня вступления в силу решения суда провести ремонт 23 общественных шахтных колодца в селе <адрес> в селах <адрес> и <адрес> Рязанского района Рязанской области по 8 общественных шахтных колодца, в поселке <адрес> общественных шахтных колодца, оборудовать общественные шахтные колодцы в с<адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> Рязанского района Рязанской области навесами, восстановить отмостки по периметру колодцев и ограждения; в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда провести чистку, дезинфекцию и промывку объектов нецентрализованного водоснабжения в <адрес> (22 колодца), <адрес> и с<адрес> (по 7 колодцев), <адрес> (2 колодца) и организовать производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из общественных шахтных колодцев в соответствии с требованиями санитарного законодательства и представить в адрес Управления Роспотребнадзора по Рязанской области протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды из общественных шахтных колодцев <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> Рязанского района Рязанской области. В обоснование заявленных требований Рязанский межрайонный природоохранный прокурор указал, что проведенной прокурорской проверкой выявлены факты нарушения администрацией муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области требований названного законодательства при организации водоснабжения на территории сельского поселения, поскольку п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения поселения. Так, в ходе проверки установлено, что водоснабжение населения населенных пунктов Мурминского сельского поселения осуществляется следующим образом. В селе Долгинино имеется 24 общественных шахтных колодца, в селах <адрес> и <адрес> - по 8 общественных шахтных колодца, в поселке Северный - 2 общественных шахтных колодца. Таким образом, в указанных населенных пунктах Рязанского района осуществляется нецентрализованное водоснабжение населения. В 2009 году был проведен ремонт только одного колодца в <адрес>. В 2010 г. не проведен текущий ремонт ни одного общественного шахтного колодца, они не оборудованы навесами, не восстановлены отмостки по периметру колодцев и ограждения. Также не проведена чистка, дезинфекция и промывка объектов нецентрализованного водоснабжения в <адрес> (22 колодца), <адрес> и <адрес> (по 7 колодцев), <адрес> (2 колодца). Данные факты свидетельствуют о нарушении требований ст.ст. 3.3.3, 3.3.4, 5.5-5.7 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Помимо этого, в ходе проверки установлено, что не организован производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из общественных шахтных колодцев в соответствии с требованиями санитарного законодательства и в адрес Управления Роспотребнадзора по Рязанской области не представлены протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды из общественных шахтных колодцев <адрес>, с<адрес>, <адрес>, <адрес>. Указанные факты свидетельствуют о нарушении требований п.п.1.5, 4.3 Санитарных правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно -противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 г. N 18. Помимо этого, при осуществлении государственного контроля, проведенного управлением Роспотребнадзора по Рязанской области, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ года был произведен отбор проб воды из общественных шахтных колодцев в п.Долгинино (ул.Садовая у дома Жошкиных), с.Казарь (колодец у церкви), было установлено, что в данных колодцах питьевая вода не соответствует установленным нормативам по микробиологическим показателям. При лабораторных исследованиях проб питьевой воды, отобранных того же числа из колодцев в <адрес> (<адрес>), <адрес> (колодец у церкви), <адрес> (колодец справа от центральной дороги), было установлено, что вода не соответствует установленным нормативам по мутности, окисляемости, содержанию железа, а вода из колодца <адрес> (колодец справа от центральной дороги) также не соответствует нормативам по содержанию нитратов. Данные факты свидетельствуют о нарушении требований п.4.1 названных СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», согласно которым по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам. Таким образом, вышеуказанные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области при организации в границах сельского поселения водоснабжения, по мнению прокурора, нарушают права граждан неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, статей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
В судебном заседании Рязанский межрайонный природоохранный прокурор Морозова Н.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении и уточненном заявлении.
Представитель органа, чье действие обжалуется, - администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении № от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица - Управления Роспотребнадзора по Рязанской области, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В направленном в адрес суда ходатайстве за № от ДД.ММ.ГГГГ указал, что заявленные требования поддерживает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснение прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, находит требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Статей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу ч.4 и ч.5 ст.18 Федерального закона 33.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона 33.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Статьями 3.3.3., 3.3.4, 5.5-5.7 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» предусмотрено, что оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку. По периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер. Чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления. После каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка. Чистка, дезинфекция и промывка водозаборных сооружений и устройств производится за счет средств органов местного самоуправления, коллективных и индивидуальных пользователей. В силу п.4.1 указанных СанПин по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам.
Согласно п.п.1.5, 4.3 Санитарных правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно -противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 г. N 18, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. При осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области была проведена проверка деятельности администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области. В ходе проверки было выявлено, что в селе <адрес> имеется 24 общественных шахтных колодца, в селах <адрес> и <адрес> по 8 общественных шахтных колодца, в поселке <адрес> общественных шахтных колодца. Таким образом, в указанных населенных пунктах Рязанского района осуществляется нецентрализованное водоснабжение населения. В 2009 году был проведен ремонт только одного колодца в <адрес>. В 2010 г. не проведен текущий ремонт ни одного общественного шахтного колодца, они не оборудованы навесами, не восстановлены отмостки по периметру колодцев и ограждения, не проведена чистка, дезинфекция и промывка объектов нецентрализованного водоснабжения в с<адрес> (22 колодца), <адрес> и с<адрес> (по 7 колодцев), <адрес> (2 колодца). Помимо этого, в ходе проверки установлено, что не организован производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из общественных шахтных колодцев в соответствии с требованиями санитарного законодательства и в адрес Управления Роспотребнадзора по Рязанской области не представлены протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды из общественных шахтных колодцев <адрес>. По результатам проверки был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ Помимо этого, при осуществлении государственного контроля, проведенного управлением Роспотребнадзора по Рязанской области, в рамках которого ДД.ММ.ГГГГ был произведен отбор проб воды из общественных шахтных колодцев в <адрес> (ул.<данные изъяты>), <адрес> (колодец у церкви), было установлено, что в данных колодцах питьевая вода не соответствует установленным нормативам по микробиологическим показателям. При лабораторных исследованиях проб питьевой воды, отобранных того же числа из колодцев в <адрес> (<данные изъяты>), <адрес> (колодец у церкви), <адрес> (колодец справа от центральной дороги), было установлено, что вода не соответствует установленным нормативам по мутности, окисляемости, содержанию железа, а вода из колодца д.Семкино (колодец справа от центральной дороги) также не соответствует нормативам по содержанию нитратов, что подтверждается протоколами лабораторных испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки для устранения нарушения было дано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ В ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области проверки исполнения вышеуказанного предписания ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ранее выданное предписание исполнено не в полном объеме, о чем был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области в отношении Главы администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной Рязанской межрайонной природоохранной прокуратурой в Управлении Роспотребнадзора по Рязанской области, данные факты стали известны заявителю, после чего прокурор обратился в суд с настоящим заявлением. Согласно письму руководителя Управления Роспотребнадзора по Рязанской области за № от ДД.ММ.ГГГГ на 27.12.2010 года требования предписания проведении текущего ремонта колодцев, их чистке, дезинфекции и промывке, организации производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды не исполнены.
Данные факты свидетельствуют о нарушении администрацией МО - Мурминское сельское поселение вышеуказанных требований законодательства по организации на территории поселения водоснабжения, в результате чего населению подается питьевая вода небезопасная в эпидемиологическом отношении, небезвредная по своему химическому составу и которая имеет неблагоприятные органолептические свойства, что может негативно отразиться на здоровье людей (неопределенного круга лиц, персонифицировать который невозможно). Данные действия администрации МО - Мурминское сельское поселение нарушают права и свободы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В связи с указанными обстоятельствами суд полагает необходимым обязать администрацию муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области организовать на территории муниципального образования водоснабжение в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно: в четырехмесячный срок со дня вступления в силу решения суда провести ремонт 23 общественных шахтных колодца в селе <адрес>, в селах <адрес> и <адрес> Рязанского района Рязанской области по 8 общественных шахтных колодца, в поселке <адрес> общественных шахтных колодца, оборудовать общественные шахтные колодцы в <адрес> Рязанского района Рязанской области навесами, восстановить отмостки по периметру колодцев и ограждения; в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда провести чистку, дезинфекцию и промывку объектов нецентрализованного водоснабжения в с.<адрес> (22 колодца), с.<адрес> и с.<адрес> (по 7 колодцев), <адрес> ( 2 колодца) и организовать производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из общественных шахтных колодцев в соответствии с требованиями санитарного законодательства и представить в адрес Управления Роспотребнадзора по Рязанской области протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды из общественных шахтных колодцев <адрес>, с<адрес>, с.<адрес>, п.<адрес> Рязанского района Рязанской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст., ст.45, 254, 255 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным действия администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области по организации водоснабжения на территории Мурминского сельского поселения удовлетворить.
Признать незаконным действие администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселении Рязанского муниципального района Рязанской области по организации на территории поселения водоснабжения с нарушениями действующего федерального законодательства.
Обязать администрацию муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области организовать на территории муниципального образования водоснабжение в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно:
в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда:
- провести чистку, дезинфекцию и промывку объектов нецентрализованного водоснабжения в <адрес> (22 колодца), <адрес> и <адрес> (по 7 колодцев), <адрес> (2 колодца);
- организовать производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из общественных шахтных колодцев в соответствии с требованиями санитарного законодательства и представить в адрес управления Роспотребнадзора по Рязанской области протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды из общественных шахтных колодцев с<адрес>, <адрес>, с<адрес>, <адрес> Рязанского района Рязанской области;
в четырехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда:
- провести ремонт 23 общественных шахтных колодца в селе <адрес>, в селах <адрес> и <адрес> Рязанского района Рязанской области по 8 общественных шахтных колодца, в поселке <адрес> - 2 общественных шахтных колодца;
- оборудовать общественные шахтные колодцы в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> Рязанского района Рязанской области навесами, восстановить отмостки по периметру колодцев и ограждения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: О.В. Арсеньева.