о признании незаконным действия администрации МО



Гражданское дело № 2-93/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань. 20 января 2011 года.

Рязанский районный суд Рязанской области в составе:

судьи Рязанского районного суда Рязанской области Арсеньевой О.В.,

при секретаре судебного заседания Кочетыговой Н.С.,

с участием Рязанского межрайонного природоохранного прокурора Морозовой Н.Н.,

представителя органа, чье действие обжалуется, - администрации муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области - Шибаева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст., ст.45, 254, 255 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным действия администрации муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области по организации водоснабжения на территории Вышетравинского сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в порядке ст., ст.45, 254, 255 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным действия администрации муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области по организации водоснабжения на территории сельского поселения, в котором с учетом уточненных требований просит суд в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда обязать администрацию муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области провести чистку, дезинфекцию и промывку общественных шахтных колодцев в <адрес> <адрес>, <адрес>, в <адрес> и в <адрес> Рязанского района Рязанской области; - организовать производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из общественных шахтных колодцев в соответствии с требованиями санитарного законодательства и представить в адрес Управления Роспотребнадзора по Рязанской области протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды из общественных шахтных колодцев <адрес> Рязанского района Рязанской области; в четырехмесячный срок со дня вступления в силу решения суда обязать администрацию муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области оборудовать оголовки общественных шахтный колодцев в <адрес> колодец № 2, в д<адрес> навесами; восстановить по периметру колодцев в п<адрес> колодец № 2 в <адрес> и в <адрес> отмостки; оборудовать общественные шахтные колодцы в <адрес>, <адрес>, д<адрес>, в д.<адрес> в п.<адрес> Рязанского района Рязанской области ограждениями. В обоснование заявленных требований Рязанский межрайонный природоохранный прокурор указал, что проведенной прокурорской проверкой выявлены факты нарушения администрацией муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области требований федерального законодательства при организации водоснабжения на территории сельского поселения, поскольку п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения относится к вопросам местного значения поселения. Так, в ходе проверки установлено, что в селе <адрес> <адрес>, <адрес>, д<адрес> и в <адрес> осуществляется нецентрализованное водоснабжение населения. При этом в указанных населенных пунктах длительное время не проводились ремонт, чистка, дезинфекция и промывка общественных шахтных колодцев, а оголовки колодцев в <адрес> (колодец №2) и в <адрес> не оборудованы навесами, отмостки по периметру колодцев в <адрес>, в <адрес> и в <адрес> частично разрушены, требуется их восстановление, вокруг колодцев отсутствуют ограждения. Данные факты свидетельствуют о нарушении требований ст.ст.3.3.3., 3.3.4, 5.5-5.7 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Помимо этого, в ходе проверки установлено, что администрацией не организован производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из источников нецентрализованного водоснабжения в с<адрес>, <адрес>, <адрес>, в <адрес> и в п<адрес> и объектов централизованного водоснабжения <адрес>, что является нарушением требований п.п.1.5, 4.3 Санитарных правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001г. №18. Помимо этого, при осуществлении государственного контроля, проведенного Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области, в рамках которого был произведен отбор проб воды из общественных шахтных колодцев в с.Дашки-2, д.Чичкино питьевая вода не соответствовала установленным нормативам по микробиологическим показателям, из колодца в с<адрес> - по мутности, из колодца в <адрес> и в п<адрес> - по содержанию нитратов, жесткости (протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды из общественных шахтных колодцев ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии по Рязанской области №№ №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ). Данные факты свидетельствуют о нарушении требований п.4.1 названных СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников». Таким образом, вышеуказанные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны администрации муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области при организации в границах сельского поселения водоснабжения, по мнению прокурора, нарушают права граждан неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированные статьей 42 Конституции РФ, статей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

В судебном заседании Рязанский межрайонный природоохранный прокурор Морозова Н.Н. поддержала заявленные требования, по основаниям указанным в заявлении и уточненном заявлении.

В судебном заседании представитель органа, чье действие обжалуется - глава администрации муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области Шибаев А.Н. против удовлетворения заявленных требований не возражал.

Представитель заинтересованного лица - Управления Роспотребнадзора по Рязанской области, извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В направленном в адрес суда заявлении указал, что заявленные требования поддерживает, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав объяснения прокурора, представителя администрации муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, исследовав материалы дела, считает требования Рязанского межрайонного природоохранного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Статей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ч.4 и ч.5 ст.18 Федерального закона 33.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.19 Федерального закона 33.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Статьями 3.3.3., 3.3.4, 5.5-5.7 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» предусмотрено, что оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку. По периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер. Чистка колодца (каптажа) должна производиться пользователями по первому требованию центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора, но не реже одного раза в год с одновременным текущим ремонтом оборудования и крепления. После каждой чистки или ремонта должна производиться дезинфекция водозаборных сооружений хлорсодержащими реагентами и последующая их промывка. Чистка, дезинфекция и промывка водозаборных сооружений и устройств производится за счет средств органов местного самоуправления, коллективных и индивидуальных пользователей. В силу п.4.1 указанных СанПин по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам.

Согласно п.п.1.5, 4.3 Санитарных правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно -противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 г. N 18, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. При осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области была проведена проверка деятельности администрации муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, в ходе которой был выявлен ряд нарушений по организации водоснабжения на территории поселения. Так, в селе <адрес> <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес> осуществляется нецентрализованное водоснабжение населения. При этом в указанных населенных пунктах длительное время не проводились ремонт, чистка, дезинфекция и промывка общественных шахтных колодцев, а оголовки колодцев в <адрес> (колодец №2) и в <адрес> не оборудованы навесами. Отмостки по периметру колодцев в <адрес>, в <адрес> и в <адрес> частично разрушены, требуется их восстановление. Вокруг колодцев отсутствуют ограждения. Помимо этого, администрацией поселения не организован производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из источников нецентрализованного водоснабжения в <адрес>, <адрес>, д<адрес>, в <адрес> и в <адрес> и объектов централизованного водоснабжения <адрес>. По результатам проверки был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, при осуществлении государственного контроля, проведенного Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области, в рамках которого был произведен отбор проб воды из общественных шахтных колодцев в <адрес>, <адрес>, питьевая вода не соответствовала установленным нормативам по микробиологическим показателям, из колодца в <адрес> - по мутности, из колодца в <адрес> и в <адрес> - по содержанию нитратов, жесткости, что подтверждается протоколами лабораторных исследований качества питьевой воды из общественных шахтных колодцев ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии по Рязанской области №№ №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки для устранения нарушения было дано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ В ходе проведенной Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области проверки исполнения вышеуказанного предписания ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ранее выданное предписание не исполнено, о чем был составлен акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Управлением Роспотребнадзора по Рязанской области в отношении Главы администрации муниципального образования - Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области был составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ из сообщения Управления Роспотребнадзора по Рязанской области № о данных нарушениях стало известно заявителю, после чего прокурор обратился в суд с настоящим заявлением.

Данные факты, по мнению суда, свидетельствуют о нарушении администрацией МО - Вышетравинское сельское поселение вышеуказанных требований законодательства по организации на территории поселения водоснабжения, в результате чего населению подается питьевая вода небезопасная в эпидемиологическом отношении, небезвредная по своему химическому составу и которая имеет неблагоприятные органолептические свойства, что может негативно отразиться на здоровье людей (неопределенного круга лиц, персонифицировать который невозможно). Данные действия администрации МО - Вышетравинское сельское поселение нарушают права и свободы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В связи с указанными обстоятельствами суд полагает необходимым обязать администрацию муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области организовать на территории муниципального образования водоснабжение в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно: в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда обязать администрацию муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области провести чистку, дезинфекцию и промывку общественных шахтных колодцев в <адрес>, <адрес>, <адрес>, в <адрес> и в <адрес> Рязанского района Рязанской области; - организовать производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из общественных шахтных колодцев в соответствии с требованиями санитарного законодательства и представить в адрес управления Роспотребнадзора по Рязанской области протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды из общественных шахтных колодцев <адрес>, <адрес>, <адрес>, в <адрес> и в <адрес> Рязанского района Рязанской области; в четырехмесячный срок со дня вступления в силу решения суда обязать администрацию муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области оборудовать оголовки общественных шахтный колодцев в <адрес> колодец № 2, в <адрес> навесами; восстановить по периметру колодцев в <адрес> колодец № 2 в <адрес> и в <адрес> отмостки; оборудовать общественные шахтные колодцы в <адрес>, <адрес>, <адрес>, в <адрес> и в <адрес> Рязанского района Рязанской области ограждениями.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Рязанского межрайонного природоохранного прокурора в порядке ст., ст.45, 254, 255 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным действия администрации муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области по организации водоснабжения на территории Вышетравинского сельского поселения удовлетворить.

Признать незаконным действие администрации муниципального образования - Вышетравинское сельское поселении Рязанского муниципального района Рязанской области по организации на территории поселения водоснабжения с нарушениями действующего федерального законодательства.

Обязать администрацию муниципального образования - Вышетравинское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области организовать на территории муниципального образования водоснабжение в соответствии с требованиями природоохранного и санитарного законодательства, а именно:

в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда:

- провести чистку, дезинфекцию и промывку общественных шахтных колодцев в <адрес>, <адрес>, <адрес>, в <адрес> и в <адрес> Рязанского района Рязанской области;

- организовать производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из общественных шахтных колодцев в соответствии с требованиями санитарного законодательства и представить в адрес управления Роспотребнадзора по Рязанской области протоколы лабораторных исследований качества питьевой воды из общественных шахтных колодцев с. <адрес> Рязанского района Рязанской области;

в четырехмесячный срок со дня вступления в силу решения суда:

- оборудовать оголовки общественных шахтный колодцев в <адрес> колодец № 2, в <адрес> навесами;

- восстановить по периметру колодцев в п<адрес> колодец № 2, в <адрес> и в <адрес> отмостки;

- оборудовать общественные шахтные колодцы в с. <адрес>, <адрес>, д<адрес>, в д<адрес> и в п<адрес> Рязанского района Рязанской области ограждениями.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья: подпись.

Копия верна: судья: О.В. Арсеньева.