РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.10.2010 года Режевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Федоровских С.Н.,
при секретаре Вяткиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Битени С.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж Свердловской области о включении в специальный трудовой стаж периода, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии,
установил:
Битеня С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж (далее ГУ УПФР в г. Реж) о включении в специальный трудовой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что она хх.хх.2010г. обратилась в ГУ УПФР в г. Реж с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, но в назначении пенсии было отказано по тем основаниям, что в специальный стаж не был зачтен отпуск по уходу за ребенком свыше полутора лет с хх.хх.1990г. по хх.хх.1990г. Она полагает, что отказ является необоснованным, нарушающим ее конституционные права. Статьей 27 п.1 подп.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено право на пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Все остальные нормативные акты являются подзаконными. Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в стаж на основании совместного постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года. Она просит включить спорный период в ее специальный стаж, обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную пенсию с хх.хх.2010г.
В судебном заседании истец Битеня С.В. иск поддержала, дополнительно показала, что она писала заявление на отпуск до двух лет, поскольку до хх.хх.1992г. в специальный стаж засчитывались отпуска по уходу за ребенком до трех лет, и она не могла предполагать, что пенсионное и трудовое законодательство настолько существенно изменится. На период отпуска она трудовых отношений со школой не прерывала.
Представитель ответчика - ГУ УПФР в г. Реж Куликова С.О., действующая на основании доверенности, иск не признала, представила отзыв, в котором указано, что включение в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет не предусмотрено действующим законодательством. Расчет специального стажа произведен по более выгодному для истицы варианту в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2001г. № 781, составил 24 года 08 месяцев 24 дня.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из решения об отказе в назначении пенсии № ххх от хх.хх.2010г., в назначении пенсии Битеня С.В. отказано в связи с отсутствием у заявительницы необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Стаж ее педагогической деятельности исчислен с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2001г. № 781, составил 24 года 08 месяцев 24 дня.
На момент обращения Битеня С.В. в ГУ УПФР в г. Реж - хх.хх.2010г., действовал Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года. Согласно подп. 10 п.1 ст. 28 указанного закона, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости необходимый специальный стаж составляет 25 лет.
Пенсионным органом при назначении пенсии применялись Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 и одновременно, в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г., нормативные правовые акты, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, то есть до 31.12.2001г. При назначении пенсии Битеня С.В. для нее был более выгоден вариант с применением действующего законодательства.
Согласно подп. 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет. Ни Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ», ни Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ» не содержит перечень работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными правовыми нормативными актами. Так, согласно ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Согласно п. 5 настоящих Правил, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Таким образом, ныне действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Вместе с тем, данным правовым нормам (ст. 56 ТК РФ и п. 4 Правил) не придана обратная сила, в связи с чем, они не могут распространяться на отношения, возникшие до вступления их в законную силу. Между тем, в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ, действовавшей до вступления в законную силу изменений, внесенных в нее 25.09.1992г., т.е. до 06.10.1992 года, отпуска по уходу за ребенком включались в общий, непрерывный трудовой стаж работника и в стаж работы по специальности, что не противоречило Закону РФ « О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990г. В разъяснении Минтруда РФ от 22.05.1996г. №5 содержится прямое указание на включение в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992г. Конвертация приобретенных до 01.01.2002г. пенсионных прав медицинским работникам закреплена в п.11 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Поэтому включение в стаж работы истицы периодов отпусков по уходу за ребенком с правом назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости закону не противоречит.
Представитель ответчика ссылалась в отзыве также на Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, однако в данных Правилах нет прямого указания на то, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет не подлежат включению в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Вывод представителя ответчика об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления Битеня С.В. о включении в специальный стаж также периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения им полутора лет, нельзя признать правильными, поскольку он основан на ошибочном толковании и применении норм материального права.
До вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Спорный период нахождения Битеня С.В. в отпуске по уходу за ребенком имел место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25.09.1992 года. В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Суд полагает, что не включение спорного периода в специальный стаж Битеня С.В. существенно нарушает ее конституционные права, установленные ст. 6, 15, 17, 18, 19, 55 Конституции Российской Федерации, поскольку Битеня С.В. в 1989 году рассчитывала, что указанный период будет зачтен в ее специальный трудовой стаж, предполагала, что с учетом этого она имеет возможность выйти досрочной на пенсию, и не могла предвидеть, что пенсионное и трудовое законодательство существенно изменится не в ее пользу.
Руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Битеня С.В. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж Свердловской области включить в специальный трудовой стаж Битеня С.В., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период с хх.хх.1990г. по хх.хх.1990г. - отпуск по уходу за ребенком свыше полутора лет, назначить Битеня С.В. досрочную трудовую пенсию, выплату которой производить с хх.хх.2010г.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж Свердловской области в пользу Битеня С.В. госпошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения.
Решение изготовлено лично судьей в совещательной комнате печатным способом.
Судья: Федоровских С.Н.