Решение суда от 08.12.2010г. по иску о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушение законодательства в области безопасности дорожного движения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 декабря 2010 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Быкова А.Н.,

с участием прокурора Каюмовой Т.Н.,

при секретаре Тетериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению городским хозяйством Режевского городского округа, Территориальному управлению по селу Глинское Режевского городского округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л :

Режевской городской прокурор обратился в суд с иском к Управлению городским хозяйством Режевского городского округа, Территориальному управлению по селу Глинское Режевского городского округао признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения, указав, что в ходе проведения Режевской городской прокуратурой проверки безопасности следования учащихся д.Ощепково в образовательное учреждение на автобусном маршруте №1 перевозки учащихся МОУ СОШ № 23 «с. Глинское - д. Ощепково - с. Глинское» было выявлено, что в нарушение требований п. 4.39 Строительных норм и правил 2.05.02- 85 на участке дороги с 0 км до 0,4 км по ул. Победы с. Глинское отсутствует тротуар на участке дороги в пределах населенного пункта; в нарушение требований п. 5.2.25 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на подходах к МОУ СОШ №23 отсутствуют дорожные знаки 1.23 ПДД РФ «Дети»; на участке дороги в д. Ощепково по ул. Ильича с 0 км - 1,2 км отсутствует тротуар на участке дороги в пределах населенного пункта (п.п. 4.39 СНиП 2.05.02-85); на участке дороги в д. Ощепково по ул. Кирова с 0км - 0,35 км отсутствует тротуар на участке дороги в пределах населенного пункта (п.п. 4.39 СНиП 2.05.02-85); на участке дороги в д. Ощепково по ул. Клубная с 0 км-0,6 км на разворотном кольце отсутствует тротуар на участке дороги в пределах населенного пункта (п.п. 4.39 СНиП 2.05.02-85); на участке дороги в д. Ощепково на ул. Клубная с 0,35 км- 0,6 км соответствии с требованиями п.п. 2.5 СНиП 2.05.02-85 необходимо предусмотреть обустройство дороги наружным уличным освещением. Соблюдение требований оборудования проезжей части согласно требований Строительных норм и правил и ГОСТа напрямую касается безопасности участников дорожного движения, в том числе школьников, следующих по данной дороге в образовательное учреждение, однако на протяжении длительного времени указанные нарушения не устраняются, о чем свидетельствуют многочисленные акты проверок, представленные службой ГИБДД г. Режа. Обращаясь в суд с иском, Режевской городской прокурор просил признать бездействие Территориального Управления по с.Глинское и Управления городским хозяйством незаконным и обязать Территориальное Управления по с.Глинское и Управление городским хозяйством Режевского городского округа в срок до 01.12.2010 г. устранить выявленные нарушения.

В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Каюмова Т.Н., уточнив исковые требования, просила признать бездействие Территориального Управления по с.Глинское и Управления городским хозяйством незаконным и обязать Территориальное Управления по с.Глинское и Управление городским хозяйством Режевского городского округа в срок до 31.12.2010 г. организовать освещение улицы Клубная с 0,35 км до 0,6 км. в д.Ощепково, в срок до 30.06.2011 г. организовать движение пешеходов по тротуарам на участке дороги с 0 км. до 0,4 км. по ул.Победы в с.Глинское, на участке дороги по ул.Ильича с 0 км. до 1,2 км. в д.Ощепково, на участке дороги по ул.Кирова с 0 км до 0,35 км в д.Ощепково, на участке дороги по ул.Клубная с 0 км. до 0,6 км. В обоснование исковых требований пояснила, что сотрудниками ГИБДД проводились неоднократные проверки соблюдения требований оборудования проезжей части улицы Победы в с.Глинское и улиц Клубная, Ильича, Кирова в д.Ощепково пешеходными дорожками или тротуарами согласно требований Строительных норм и правил и ГОСТа в целях обеспечения безопасности участников дорожного движения, в том числе школьников, следующих по дороге в образовательное учреждение, однако на протяжении длительного времени выявленные нарушения не устраняются о чем свидетельствуют акты проверок от 23 и 24 ноября 2009 г., от 20 августа 2010 г. Согласно ст. 48, 49 Устава Режевского городского округа Управление городским хозяйством Режевского городского округа и Территориальное управление по с.Глинское наделены полномочиями оборудования проезжей части согласно требований Строительных норм и правил и ГОСТа для обеспечения безопасности участников дорожного движении.

Начальник Территориального Управления по с.Глинское Данилов С.И., представитель ТУ по с.Глинское Жуков В.В. не признали исковые требования, суду пояснили, что согласно ст. 49 Устава Режевского городского округа Территориальное управление по с.Глинское как Уполномоченный орган местного самоуправления по сельской территории наделено полномочиями по организации эксплуатации жилищного фонда, всех объектов коммунального и дорожного хозяйства, по организации благоустройства населенных пунктов (населенного пункта), привлечение на договорной основе к этой работе предприятий, учреждений, организаций, а также населения; осуществление озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов, создание места отдыха граждан. На участке ул.Победы от ул.Космонавтов в с.Глинское не имеется пешеходного тротуара вообще, на улицах Кирова, Клубная и Ильича в д.Ощепково также не имеется тротуаров и необходимо их строительство для чего нужно осуществить согласования, проектирование такого строительства. Такими полномочиями ТУ с.Глинское не наделено. На улице Клубной в д.Ощепково в районе разворотной площадки для школьного автобуса имеется освещение, которое осуществляется тремя фонарями. Считают, что организовать строительство отсутствующих пешеходных дорожек в с.Глинское и д.Ощепково уполномочено УГХ.

Начальник Управления городским хозяйством Режевского городского округа Э.Ю. Шашков направил в суд письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя УГХ РГО, а также указал, что с исковыми требованиями УГХ РГО не согласно и считает себя ненадлежащим ответчиком, т.к. согласно п. 2.1. Положения об уполномоченном органе местного самоуправления по сельской территории - Территориальном управлении по селу Глинское Режевского городского округа, утвержденного Решением Режевской Думы от 28.09.2005 г. N 55, целью работы Управления по селу Глинское является осуществление комплекса мер по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий, финансовых основ и гарантий для развития местного самоуправления на территории села Глинское, села Першино, деревни Голендухино, деревни Ощепково, деревни Чепчугово, поселка Спартак. Основными задачами Управления по селу Глинское являются: развитие местного самоуправления на подведомственной территории, решение вопросов местного значения, отнесенных к компетенции Управления по селу Глинское действующим законодательством, Уставом Режевского городского округа, иными нормативными правовыми актами Режевского городского округа, обеспечение зашиты прав и законных интересов жителей подведомственной территории. Управление городским хозяйством осуществляет координационные действия в области жилищно-коммунального хозяйства РГО. Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных к муниципальных служащих" заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. Внем, в частности, должно бытьуказано,какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия). В исковом заявлении четко не отражены права и законные интересы граждан, которые нарушены бездействиями органов местного самоуправления. Не указано, какие нормы права нарушены УГХ и Территориальным управлением по селу Глинское.

Представитель ГИБДД ОВД по Режевскому городскому округу, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Черепанов А.Е., поддержав исковые требования, суду пояснил, что отделением ГИБДД ОВД по Режевскому городскому округу неоднократно проводились проверки соблюдения требований оборудования проезжей части улицы Победы в с.Глинское и улиц Клубная, Ильича, Кирова в д.Ощепково согласно требований Строительных норм и правил и ГОСТа в целях обеспечения безопасности участников дорожного движения, в том числе школьников, следующих по дороге в образовательное учреждение. На протяжении длительного времени выявленные нарушения не устранялись о чем свидетельствуют акты проверок от 23 и 24 ноября 2009 г., от 20 августа 2010 г. Из выявленных ранее нарушений в с.Глинское на ул.Победы на подходах к МОУ СОШ № 23 были установлены дорожные знаки 1.23 ПДД РФ «Дети». На момент последней проверки освещение улице Клубной в д.Ощепково на пути следования к разворотной площадке для школьного автобуса не имелось. Имеется ли освещение в настоящее время как утверждает начальнику ТУ по с.Глинское Данилов С.И. он сказать не может, т.к. необходимо выехать на место для проверки данного обстоятельства. В с.Глинское на участке ул.Победы от автобусной остановки для высадки школьников на ул.Космонавтов по пути следования к школе частично отсутствует пешеходный тротуар, в связи с чем школьники вынуждены выходить на проезжую часть дороги ул.Победы при следовании к школе. На улицах Клубная, Кирова и Ильича в д.Ощепково пешеходные тротуары отсутствуют, в связи с чем для следования к автобусной остановке на разворотной площадке школьники также вынуждены выходить на проезжую часть дороги.

Представитель администрации Режевского городского округа, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Пакулина В.К. направила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Режевского городского округа.

Суд, выслушав доводы помощника прокурора Каюмовой Т.Н., объяснение представителей Территориального Управления по с.Глинское, отделения ГИБДД ОВД по Режевскому городскому округу, а также исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 4. ст. 6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Частями пятыми статей 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов изначально было отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений (соответственно уровню муниципальных образований - в границах населенных пунктов поселения, вне границ населенных пунктов поселения либо в границах городского округа) за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.

14 ноября 2007 г. вступил в силу Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ. Этот Закон впервые законодательно регламентировал вопросы дорожной деятельности в Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к элементам обустройства автомобильных дорог отнесены сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса. Пунктом 6 названной статьи дорожная деятельность определена как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом как следует из п. 12 содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Классификация автомобильных дорог закреплена в ст. 5 названного Закона, в соответствии с п. 11 которой автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Из пункта 9 ст. 6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности закреплены в ст. 13 названного Закона, в соответствии с п. 6 которой к таким полномочиям в тои числе относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно п. 3 ст. 15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Из подп. 5 п. 3 ст. 16 Закона следует, что разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог городского округа выдается органом местного самоуправления в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Как следует из ч. 1 ст. 34 Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Анализ приведенных норм ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" однозначно свидетельствует, что обеспечение автодорог дорожными знаками, светофорами, объектами, предназначенными для освещения автомобильных дорог, пешеходными дорожками и тротуарами, и другими устройствами для регулирования дорожного движения (которые названы элементами обустройства автодорог и как таковые входят в состав автодорог), в т.ч. установка и содержание этих устройств на автодорогах местного значения, относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 48 Устава Режевского городского округа Управление городским хозяйством Режевского городского округа является Уполномоченным органом местного самоуправления в сфере городского хозяйства к полномочиям которого относятся: развитие инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающей жилищную сферу; организация транспортного обслуживания населения; разработка маршрутов и графиков движения местного транспорта; привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории городского округа; организация перевозки и контроль обслуживания населения; организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов; организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Режевского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управление городским хозяйством является главным распорядителем средств местного бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов местного бюджета.

В соответствии со ст. 49 Устава Режевского городского округа Уполномоченные органы местного самоуправления по сельским территориям Территориальные управления сел Режевского городского округа являются территориальными органами местного самоуправления, наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

К полномочиям Управлений сел относятся: организация эксплуатации жилищного фонда, всех объектов коммунального и дорожного хозяйства; организация благоустройства населенных пунктов (населенного пункта), привлечение на договорной основе к этой работе предприятий, учреждений, организаций, а также населения; осуществление озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов, создание места отдыха граждан.

В судебном заседании установлено, что на ул.Победы в с.Глинское от ул.Космонавтов до школы частично отсутствует пешеходная дорожка или тротуар, а на улицах Клубная, Ильича, Кирова в д.Ощепково пешеходные дорожки или тротуары отсутствуют полностью, отсутствуют объекты, предназначенные для освещения дороги улицы Клубная в д.Ощепково. Обеспечение дорог на указанных улицах с.Глинское и д.Ощепково пешеходными дорожками или тротуарами, а также обеспечение объектами, предназначенными для освещения дороги улицы Клубная в д.Ощепково в соответствии с требованиями ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также ст. 49 Устава Режевского городского округа относится к компетенции уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управлению городского хозяйства Режевского городского округа.

Полномочия ТУ по с.Глинское в соответствии со ст. 49 Устава Режевского городского округа ограничены организацией эксплуатации названных элементов обустройства автодорог. Организация эксплуатации элементов обустройства дорог возможна лишь при наличии имеющихся элементов обустройства дорог. При отсутствии в с.Глинское и в д.Ощепково названных выше элементов обустройства дорог (пешеходных дорожек или тротуаров, объектов, предназначенных для освещения дорог) организовать их эксплуатацию ТУ по с.Глинское фактической возможности не имеет.

При таких обстоятельствах, как считает суд, надлежащим ответчиком по данному делу является Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа и именно на него должна быть возложена обязанность обеспечения дороги на улицах с.Глинское и д.Ощепково пешеходными дорожками или тротуарами, а также обеспечения объектами, предназначенными для освещения дороги улицы Клубная в д.Ощепково.

В настоящее время оснований для удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности установки на подходах к МОУ СОШ № 23 в с.Глинское дорожных знаков 1.23. ПДД РФ «Дети» не имеется, поскольку в судебном заседании из объяснений начальнику ТУ по с.Глинское Данилова С.И. и полностью согласующихся с ними объяснений представителя отделения ГИБДД ОВД по Режевскому городскому округу Черепанова А.Е. прямо установлено, что такие дорожные знаки после предъявления прокурором иска в суд установлены и имеются.

Суд находит обоснованными возражения начальника Управления городским хозяйством Режевского городского округа в части отсутствия оснований для признания бездействия УГХ РГО незаконными.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных к муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия органа местного самоуправления. К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Исковые требования прокурора в части признания бездействия ответчика незаконным мотивировано тем, что несмотря на неоднократное выявление актами проверок отсутствие обеспечения дороги на улицах с.Глинское и д.Ощепково пешеходными дорожками или тротуарами, а также отсутствие обеспечения объектами, предназначенными для освещения дороги улицы Клубная в д.Ощепково указанные нарушения не устранялись.

Однако, как следует из актов от 23 и 24 ноября 2009 г., от 20.08.2010 г. ответственность за устранение данных нарушений, как считает суд, необоснованно возлагалась на ТУ с.Глинское, а не УГХ РГО. В соответствии с техническими заданиями, выявленные при проведении 23.11.2009 г. проверки нарушения, а именно отсутствие дорожных знаков, необходимость оборудования разворотной площадки для автобуса и обустройство остановочного пункта, оборудование остановочного пункта наружным освещением, УГХ РГО исполнило, что нашло свое подтверждение в объяснениях данных начальником ТУ по с.Глинское Даниловым С.И. и представителем отделения ГИБДД ОВД по Режевскому городскому округу Черепановым А.Е.

При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования Режевского городского прокурора подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа обязанность в срок до 30.06.2011 г. организовать движение пешеходов по тротуарам на участке дороги с 0 км. до 0,4 км. по ул.Победы в с.Глинское, на участке дороги по ул.Ильича с 0 км. до 1,2 км. в д.Ощепково, на участке дороги по ул.Кирова с 0 км до 0,35 км в д.Ощепково, на участке дороги по ул.Клубная с 0 км. до 0,6 км, обеспечив дороги на указанных улицах с.Глинское и д.Ощепково пешеходными дорожками или тротуарами.

Возложить на Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа обязанность в срок до 31.12.2010 г. организовать освещение улицы Клубная с 0,35 км до 0,6 км. в д.Ощепково, обеспечив объектами, предназначенными для освещения.

В остальной части исковых требований Режевского городского прокурора отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья: Быков А.Н.

Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2010 года.

Дело № 2-944/2010