Изготовлено 28.12.2010. дело 2-902
Заочное
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.12.2010 Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Костенко С.А., при секретаре Клевакиной Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах Назаровой Д.И. к Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, Администрации Режевского городского округа о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Назарова Д.И. хх.хх.хх года рождения является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Режевской городской прокурор в интересах Назаровой Д.И. обратился в суд с иском о предоставлении жилого помещения, указывая, что на основании Постановления главы МО «Режевской район» № хх от хх.хх.1997 Назарова Д.И. была определена в Детский дом как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения за Назаровой Д.И. закреплено не было, она была зарегистрирована по адресу нахождения детского дома по ул.ХХХ,хх в г.ХХХ. Назарова Д.И. состоит на учете в Администрации Режевского городского округа в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании Постановления главы Администрации Режевского городского округа №хх от хх.хх.2008. После пребывания в детском доме Назарова Д.И. в связи с работой в ГУЗ «ХХХ» вселена в общежитие указанного учреждения по адресу г.ХХ ул.ХХХ, д.х. Ссылаясь на положения ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", прокурор просит возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения не менее норм предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Режевского городского округа, распределить построенное (приобретенное) жилое помещение Назаровой Д.И. и передать его в муниципальную собственность. Также прокурор просит обязать Администрацию Режевского городского округа после выделения указанного жилого помещения предоставить его Назаровой Д.И. по договору социального найма.
В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Каюмова Т.Н. и истец Назарова Д.И. иск поддержали в полном объеме. Назарова Д.И. дополнила, что в настоящее время находится в отпуске по уходе за ребенком, проживает в г.ХХ в снимаемой квартире.
Ответчик Министерство строительства и архитектуры Свердловской области своего представителя в суд не направило, возражений по существу иска не представило.
Представитель ответчика Администрации Режевского городского округа (далее Администрация РГО) Пакулина В.К. представила отзыв, в котором указала, что жилищным отделом Администрации сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Хх.хх.2009 указанный список (по состоянию на 01.01.2010) был направлен в адрес Свердловского областного государственного учреждения «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» (далее СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства»). Хх.хх.2010 СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сообщило в Администрацию РГО о количестве построенных (приобретенных) жилых помещений на территории Режевского городского округа для обеспечения указанной категории граждан на 2010. хх.хх.2010 Администрация РГО направила свои предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам, исходя из количества построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений, в соответствии с очередностью списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Представитель ответчика полагает, что Администрация РГО в рамках своих полномочий надлежащим образом исполняет свои обязанности по ведению учета граждан из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель третьего лица СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» Федорук А.В. направила отзыв, в котором указала, что СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» не является органом исполнительной власти, на который Законом возложена обязанность обеспечения лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» выполняет поручения Правительства Свердловской области по реализации Постановления Правительства Свердловской области №646-ПП от 20.04.2010 «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета». В 2010 в рамках выделенных Правительством Свердловской области денежных средств СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» заключило государственный контракт на строительство трех квартир в г.Реже.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009), имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Из абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Определением Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 № 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года N 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Субъектом Российской Федерации Свердловская область не принято до настоящего времени в установлено федеральном законом порядке закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений.
Постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета» определен порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, в соответствии с которым органы местного самоуправления, предоставляют жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма только после проведения определенных процедур, возложенных на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
В силу п.3 Порядка обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 20 апреля 2010 года № 646-ПП, (далее Порядок) уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, в соответствии с Законом является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
П.8 Порядка предусмотрено, что жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Согласно п. 12 Порядка распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и архитектуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения. Подготовка приказов министра строительства и архитектуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, осуществляется Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в течение 5 рабочих дней от даты получения от СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» сведений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений.
Таким образом, именно Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительством Свердловской области, осуществляется направление средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также распределение этих жилых помещений.
Органы муниципальной власти указанным Порядком наделены полномочиями по заключению договоров социального найма с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после поступления построенных (приобретенных) жилых помещений в муниципальную собственность.
Постановлением главы МО «Режевской район» № хх от хх.хх.1997 Назарова Д.И. была определена в Детский дом как ребенок, оставшийся без попечения родителей.
Постановлением главы Администрации Режевского городского округа №хх от хх.хх.2008 Назарова Д.И. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, не имеющее закрепленного за ней жилого помещения.
Данный факт ответчиками не оспаривается.
Из справки ГУЗ «ХХХ» от хх.хх.2010 следует, что Назарова Д.И. работает в указанном медицинском учреждении с хх.хх.2008 по настоящее время, ей в связи с работой предоставлено койкоместо в общежитии по адресу г.ХХ ул.ХХХ, д.хх.
Соответственно Назарова Д.И. относящаяся к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющая закрепленного жилого помещения, с момента окончания пребывания в учреждении профессионального образования имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм на основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Администрацией РГО Назарова Д.И. внесена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, на 01.01.2010. Всего в список внесено 82 человека. Указанный список был направлен в СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» хх.хх.2010.
Из письма СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» от хх.хх.2010 следует, что в соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры Свердловской области от 13.05.2010 №36-А, на территории Режевского городского округа планируется строительство 3 жилых помещений для обеспечения граждан льготной категории «дети-сироты».
Хх.хх.2010 администрацией РГО в адрес СОГУ «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства» направлено предложение по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений для обеспечения граждан льготной категории «дети-сироты» с указанием лиц, в число которых Назарова Д.И. не включена.
Таким образом, принятие решения о направлении средств областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения и распределении его Назаровой Д.И. Министерством строительства и архитектуры Свердловской области в 2010 не запланировано. При данных обстоятельствах имеются предусмотренные основания для удовлетворения иска.
В соответствии с положениями ч.2 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Соответственно обоснованны доводы прокурора о том, что построенное (приобретенное) жилое помещение для Назаровой Д.И. должно быть не менее норм предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Режевского городского округа. Предоставленное Назаровой Д.И. по договору найма специализированного жилого помещения от 25.07.2008 для временного проживания место в общежитии, не соответствует требованиям, предъявляемым к помещениям, предоставляемым гражданам органами исполнительной власти по месту жительства на основании ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Т.е. наличие у Назаровой Д.И. временного места жительства не влияет на ее право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из требований ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, усматривается, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также не может быть поставлено в зависимость от каких-либо иных условий, в том числе и от отсутствия у субъекта Российской Федерации денежных средств на приобретение жилых помещений.
В связи с изложенным не могут быть приняты во внимание п.п.5,11 Порядка, в соответствии с которыми средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения, а распределение этих жилых помещений производится на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, в связи с тем, что указанный порядок ставит разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке в зависимость от количества выделенных на это денежных средств и от предложений органов местного самоуправления, и приводит к нарушению прав лиц, не включенных в списки с предложениями органов местного самоуправления, но имеющих право на обеспечение жилым помещением по данному основанию.
Руководствуясь ст.194,196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Режевского городского прокурора в интересах Назаровой Д.И. удовлетворить.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для Назаровой Д.И. хх.хх.хх года рождения, не менее норм предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Режевского городского округа, распределить построенное (приобретенное) жилое помещение Назаровой Д.И., и передать указанное жилое помещение в муниципальную собственность.
Обязать Администрацию Режевского городского округа после распределения Министерством строительства и архитектуры Свердловской области жилого помещения Назаровой Д.И. и передачи его в муниципальную собственность, предоставить это жилое помещение Назаровой Д.И. по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в Свердловский облсуд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме, а также в течение 7 дней с момента получения копии решения ответчиком может быть подано заявление о пересмотре решения.
Судья Костенко С.А.