Решение суда от 18.01.2011г. по иску об оспаривании Постановления Главы Режевского городского округа



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 января 2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Быкова А.Н.,

с участием помощника Режевского городского прокурора Каюмовой Т.Н.

при секретаре Тетериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Режевского городского прокурора об оспаривании Постановления Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 г. № 1825 «Об утверждении Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больницы» умерших в Режевском городском округе»,

У С Т А Н О В И Л :

Режевской городской прокурор обратился в суд с заявлением об оспаривании Постановления Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 г. № 1825 «Об утверждении Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больницы» умерших в Режевском городском округе», указав, что Режевским городским прокурором проведена антикоррупционная экспертиза постановления Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 № 1825 «Об утверждении Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больница» умерших в Режевском городском округе», которое опубликовано в газете «Режевская весть». Проверкой установлено несоответствие положений нормативно-правового акта действующему законодательству, а именно: отнесенные к компетенции органа местного самоуправления вопросы организации похоронного дела, создания и порядка осуществления деятельности специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории Режевского городского округа решены в оспариваемом пункте 5 Постановления, 1.3. Порядка с нарушением требований норм Закона «О погребении и похоронном деле», Гражданского кодекса. Нарушение состоит в том, что право на осуществление транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больница» умерших в Режевском городском округе предоставлено исключительно специализированной службе МУП «Ритуал». Кроме того, пунктом 5 Постановления определены обязанности оперативного дежурного отдела внутренних дел: «оперативным дежурным отдела внутренних дел Режевского городского округа и отделения скорой медицинской помощи МУЗ «ЦРБ» в обязательном порядке сообщать о теле умершего в круглосуточную дежурную диспетчерскую службу МУП «Ритуал». Указанные обязанности не предусмотрены действующим законодательством, а именно: ни Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 1 декабря 2005 г. N 985, ни Федеральным законом «О милиции». Указанное положение также указывает на преференцию МУП «Ритуал» по вопросам, не входящим в гарантированный перечень услуг. Пункт 2.2 Порядка указывает на наличие в перечне документов при приеме заказа доставки тела умершего протокола осмотра тела умершего работником правоохранительных органов. Указанное положение о возложении обязанности на сотрудника правоохранительных органов противоречит действующему законодательству, в том числе УПК РФ не содержит такой обязанности. Согласно ст.32 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. В данном случае главой Режевского городского округа даны властные указания по вопросам не входящим в компетенцию органа местного самоуправления. По выявленным нарушениям действующего законодательства в адрес главы Режевского городского округа хх.хх.2010 г. принесен протест. Хх.хх.2010 г. получен ответ главы Режевского городского округа на протест. Из анализа текста указанного ответа следует, что с протестом Глава не был достаточно ознакомлен, так как имеются ссылки, что протест внесен не на постановление, а на проект. Протест внесен на Постановление администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 № 1825, текст которого опубликован в газете «Режевская весть» от 16.10.2010 № 121.Для проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, иные проекты нормативно-правовых актов в указанной сфере правоотношений Режевскому городскому прокурору не направлялись. Кроме того, в ответе указано на отсутствие возложенной п.2.2. Порядка обязанности на работника правоохранительного органа по предоставлению протокола осмотра тела умершего. Протокол осмотра трупа является процессуальным документом. Действующим законодательством не предусмотрено возложение на дежурного диспетчера специализированных служб право требования процессуальных документов, а у сотрудника правоохранительных органов отсутствует право предоставления соответствующих документов в какую-либо диспетчерскую службу. Прокурором было направлено требование об изменении нормативно-правового акта с целью исключения выявленных коррупционных факторов от хх.хх.2010 г., однако до настоящего времени ответ из администрации не поступил. Обращаясь в суд с заявлением Режевской городской прокурор просил Обязать Главу Режевского городского округа привести в соответствие Постановление Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 г. № 1825 «Об утверждении Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больница» умерших в Режевском городском округе».

В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Каюмова Т.Н., уточнив заявленное требование просила обязать главу Режевского городского округа привести в соответствие с действующим законодательством п.п. 1.3. и 2.2. «Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больницы» умерших в Режевском городском округе», утвержденного Постановлением Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 г. № 1825, пояснив, что прокурором не заявляется требование о признании указанного постановления полностью или в части недействующим. Как должны быть сформулированы оспариваемые положения и нормы Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больницы» умерших в Режевском городском округе чтобы они соответствовали требованиям действующего законодательства пояснить затрудняется и полагает, что Администрацией Режевского городского округа самостоятельно должны быть сформулированы положения и нормы Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больницы» умерших в Режевском городском округе, которые бы не противоречили действующему законодательству. Выявленные коррупционные факторы по ее мнению проявляются в том, что в пункте 1.3. Порядка право на осуществление транспортировки и доставки в морг умерших безальтернативно предоставлено исключительно специализированной службу МУП «Ритуал», что по ее мнению нарушает права граждан осуществлять доставку в морг умерших самостоятельно или обратиться за такой услугой в любую другую организацию. Пунктом 2.2. Порядка в перечень документов при приеме заказа доставки тела умершего в морг, включен протокол осмотра тела умершего работником правоохранительных органов, что также не соответствует требованиям законодательства, т.к. обязывает сотрудников правоохранительных органов представлять родственникам умерших протокол осмотра тела умершего.

Представитель администрации Режевского городского округа Пакулина В.К., действующая на основании доверенности, не согласившись с заявленным прокурором требованиям, пояснила, что в пункт 5 оспариваемого Постановления Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 г. № 1825 Постановлением Администрации Режевского городского округа от 19.11.2010 г. № 2195 «О внесении изменений в постановление Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 г. № 1825 «Об утверждении Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больница» умерших в Режевском городском округе» были внесены изменения, в соответствии с которыми оперативным дежурным отдела внутренних дел Режевского городского округа рекомендовано сообщать о теле умершего в круглосуточную дежурную диспетчерскую службу МУП «Ритуал», т.е. из указанного пункта исключена формулировка о возложении обязанности не оперативных дежурных отдела внутренних дел Режевского городского округа сообщать о теле умершего в круглосуточную дежурную диспетчерскую службу МУП «Ритуал». Перевозка в морг тела умершего в соответствии с п. 1.3. Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больница» умерших в Режевском городском округе осуществляется МУП «Ритуал» круглосуточно на безвозмездной основе, т.е. ни коим образом не ограничивает конкуренцию и не обязывает иные организации, осуществляющие данный вид деятельности, осуществлять такую перевозку и не исключает возможность такой перевозки, также как не обязывает граждан, нуждающихся в перевозке умершего в морг обращаться исключительно в МУП «Ритуал». Пункт 2.2 Порядка не предусматривает наличие в обязательном порядке у заказчика доставки тела умершего в морг при обращении к дежурному диспетчеру МУП «Ритуал» протокола осмотра тела умершего работником правоохранительных органов, а указывает на наличие у заказчика одного из перечисленных в данном пункте таких 4 документов как:

  1. протокол осмотра тела умершего работником правоохранительных органов
  2. медицинское заключение о смерти, выданное амбулаторно-поликлиническим учреждением по месту жительства
  3. направление на патологоанатомическое вскрытие, выданное медицинским работником
  4. постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы, выданное работником правоохранительных органов. Считает, что п. 2.2 Порядка не возлагает на сотрудника правоохранительных органов обязанности составления протокола осмотра тела умершего в каждом случае, а также не устанавливает для граждан обязанности представления такого протокола.

Суд, выслушав доводы прокурора, мнение представителя администрации Режевского городского округа, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Статьей 9 ФЗ «ФЗ О погребении и похоронном деле» гарантировано оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Статьей 29 Закона «О погребении и похоронном деле» установлено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с указанным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения; порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Пунктом 14 ст. 6 Устава Режевского городского округа организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Режевского городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.

Анализ приведенных норм свидетельствует, что, орган местного самоуправления вправе принимать нормативные акты, регулирующие вопросы организации деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Транспортировка и доставка в морг тела умершего непосредственно связаны с оказанием ритуальных услуг. Возложение на специализированную службу по вопросам похоронного дела в Режевском городском округе - МУП «Ритуал» организации перевозке тел умерших круглосуточно на безвозмездной основе следует признать организацией деятельности такой службы, которую вправе осуществлять Администрация Режевского городского округа, как орган местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании из объяснений представителя Администрации Режевского городского округа, прокурора, а также подтверждается Постановлением Администрации Режевского городского округа № 2195 от 19.11.2010 г., указанным Постановлением в пункт 5 Постановления Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 г. № 1825 внесены изменения, в соответствии с которым формулировка о возложении обязанности не оперативных дежурных отдела внутренних дел Режевского городского округа сообщать о теле умершего в круглосуточную дежурную диспетчерскую службу МУП «Ритуал» исключена, оперативным дежурным ОВД г.Режа рекомендовано сообщать о теле умершего в круглосуточную дежурную диспетчерскую службу МУП «Ритуал».

Возложение пунктом 1.3. Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больница» умерших в Режевском городском округе на МУП «Ритуал» осуществление перевозки умерших в морг круглосуточно на безвозмездной основе не нарушает законных прав и интересов граждан или юридических лиц, поскольку ни коим образом не ограничивает конкуренцию и не обязывает иные организации, осуществляющие данный вид деятельности, осуществлять такую перевозку и не исключает возможность такой перевозки, также как не обязывает граждан, нуждающихся в перевозке умершего в морг обращаться исключительно в МУП «Ритуал». Указанный пункт Порядка направлен на обеспечение и реализацию возможности обращения граждан круглосуточно и на безвозмездной основе в специализированную службу по вопросам похоронного дела в Режевском городском округе - МУП «Ритуал» для осуществления перевозки тела умершего.

Пункт 2.2 Порядка содержит перечень из четырех документов, о наличии одного из которых обязан уточнить дежурный диспетчер у заказчика при приеме заказа доставки тела умершего в морг. Указанный перечень содержит такой документ как протокол осмотра тела умершего работником правоохранительных органов. Указанный пункт Порядка не возлагает обязанности на заказчика доставки тела умершего в морг представления всех 4 документов, отраженных в перечне или протокола осмотра тела умершего работником правоохранительных органов и не содержит обязанности работников правоохранительных органов оформления и представления протоколов осмотра тела умершего кому-либо. Наличие в обязательном порядке у заказчика доставки тела умершего в морг при обращении к дежурному диспетчеру МУП «Ритуал» протокола осмотра тела умершего работником правоохранительных органов указанным пунктом Порядка не предусмотрено. Указанный пункт Порядка, указывая на наличие у заказчика протокола осмотра тела умершего работником правоохранительных органов как одного из четырех перечисленных в данном пункте документов, наличие которого необходимо при оформлении заказа доставки тела умершего в морг не ограничивает права граждан, а предоставляет им право представления любого из указанных в данном пункте документов.

Таким образом, как считает суд Постановление Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 г. № 1825 «Об утверждении Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больницы» умерших в Режевском городском округе», Постановление Администрации Режевского городского округа № 2195 от 19.11.2010 г. «О внесении изменений в постановление Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 г. № 1825 «Об утверждении Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больницы» умерших в Режевском городском округе» приняты в пределах полномочий Администрации Режевского городского округа, установленных Уставом Режевского городского округа и нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Оспариваемые прокурором положения Постановления Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 г. № 1825 «Об утверждении Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больницы» умерших в Режевском городском округе» не противоречат нормам действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов граждан, в связи с чем суд находит требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Режевского городского прокурора об оспаривании Постановления Администрации Режевского городского округа от 30.09.2010 г. № 1825 «Об утверждении Порядка транспортировки и доставки в морг МУЗ «Центральная районная больницы» умерших в Режевском городском округе» отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме.

Решение изготовлено в совещательной комнате судьей лично машинописным способом.

Судья А.Н. Быков

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2011 г.