Решение суда от 08.02.2011г. по иску о включении в стаж периодов работы и назначении трудовой пенсии



Мотивированное решение изготовлено 09.02.2011года.

2-138

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.02.2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Федоровских С.Н.,

при секретаре Вяткиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гиматдиновой Д.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж Свердловской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии,

установил:

Гиматдинова Д.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж (далее ГУ УПФР в г. Реж) о включении в специальный стаж периодов работы в должности медсестры в детском комбинате №хх ХХХХ завода, нахождения на курсах усовершенствования с отрывом от производства, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что у нее медицинское образование, специальность - медицинская сестра. Она работает в Областной больнице «ХХХХХ» также медицинской сестрой, стаж лечебной деятельности составляет более 30 лет. Хх.хх.2010г. обратилась в ГУ УПФР в г. Реж с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. В назначении пенсии было отказано, так как в требуемый для начисления пенсии стаж лечебной деятельности не были включены период работы в должности медсестры в детском комбинате №хх ХХХХХ завода с хх.хх.1984г. по хх.хх.1985г., периоды нахождения на курсах усовершенствования с отрывом от производства: с хх.хх.1996г. по хх.хх.1996г., с хх.хх.2001г. по хх.хх.2001г., с хх.хх.2007г. по хх.хх.2007г. Отказ в назначении пенсии нарушает ее конституционные права. Работая в качестве медицинской сестры в детском комбинате №хх она фактически занималась только лечебной и лечебно-профилактической деятельностью, обеспечивала санитарное, физическое и психологическое благополучие детей, находящихся в учреждении. Курсы усовершенствования являются составляющим работы медицинской сфере. Она направлялась на курсы по распоряжению работодателя с оформлением командировки, производилась оплата. Ее обязанность повышение квалификации имеется в должностной инструкции. В п.5 разъяснений Минтруда РФ указано, что подлежит включению в специальный трудовой стаж период выполнения работы вне рабочего места, но с целью обеспечения выполнения основных функций. Повышение квалификации является составляющей ее работы в должности медсестры. Без указанных курсов она не являлась бы квалифицированной медсестрой и могла подвергнуть риску жизнь и безопасность пациентов.

Истица Гиматдинова Д.В. иск поддержала, дополнительно пояснила, что она работала медицинской сестрой в Режевской больнице, после рождения ребенка перешла работать также медсестрой в детский сад №хх «ХХХХ». Детский сад называли комбинатом, она думает, что это бытовое название. Она, работая медсестрой, была полный рабочий день занята только лечебной и лечебно-профилактической деятельностью, так как ежедневно осматривала детей в детском саду, проводила вакцинацию, закаливание детей, вела прием внезапно заболевших детей, детей с травмами и ушибами. Проходя курсы усовершенствовании, она трудовых отношений с лечебными учреждениями не прервала, действовала строго в соответствии с должностной инструкцией. Она просит назначить досрочную трудовую пенсию с хх.хх.2010г. и с этого времени производить выплату пенсии.

Представитель ответчика - ГУ УПФР в г. Реж Попова М.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения устанавливается на основании подп.20 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ». При рассмотрении заявления Гиматдиновой Д.В. расчет специального трудового стажа производился по более выгодному для нее варианту. Специальный стаж истицы составил на день подачи заявления 29 лет 05 месяцев 14 дней. В специальный трудовой стаж пенсионный орган не зачел периоды, когда истица находилась на курсах повышения квалификации, поскольку данные периоды не включены в перечень периодов для назначения досрочной трудовой пенсии, поименованных в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. Наименование «детский комбинат» не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. №395.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из протокола комиссии № хх от хх.хх.2010г. по рассмотрению наиболее сложных и спорных вопросов ГУ УПФР в г. Реж, Гиматдиновой Д.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку на дату подачи заявления - хх.хх.2010г., она не имела необходимого специального стажа. Подсчет специального стажа для назначения пенсии произведен и с учетом норм постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, и с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г., составил 29 лет 05 месяцев 14 дней.

На момент обращения Гиматдиновой Д.В. в ГУ УПФР в г. Реж действовал Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года. Согласно подп. 20 п.1 ст. 27 указанного закона, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости необходимый специальный стаж составляет 30 лет. При этом п. 3 ст. 28 Закона предусмотрено, что Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Как следует из копии трудовой книжки истицы, в спорные периоды нахождения на курсах усовершенствования она работала в МУЗ «ХХХХ больница» и в СОГУЗ «СБВЛ «ХХХХ» в должности медсестры.

В судебном заседании установлено, что в период нахождения на курсах повышения квалификации Гиматдинова Д.В. трудовых отношений с лечебными учреждениями не прерывала. Из уточняющих справок СО ГУЗ «СБВЛ «ХХХХ» от хх.хх.2010г., МУЗ «ХХХХХХ районная больница» от хх.хх.2010г. следует, что истица направлялась на курсы усовершенствования в спорные периоды на основании приказов главного врача.

В судебном заседании истица представила должностную инструкцию медсестры, пояснив, что обучаясь на курсах усовершенствования, она действовала в строгом соответствии со своей должностной инструкцией, так как повышение квалификации является ее обязанностью. Истица представила свидетельство о прохождении повышения квалификации, из которого следует, что она проходила повышение квалификации по специализации, непосредственно связанной с ее лечебной деятельностью. Суд полагает, что доводы истицы являются обоснованными и подтверждены документально.

Действующим трудовым законодательством, а именно ст. 197 ТК РФ работнику также гарантируется право на повышение квалификации.

Кроме того, ни Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», ни иные федеральные законы непосредственно не содержат запретов по включению в специальный стаж периодов нахождения работника на курсах повышения квалификации, а подзаконными актами Правительства Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации установление таких ограничений предусмотренного ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» права отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно п.3 ст. 55 Конституции РФ, не допустимо. В Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, на которые имеется ссылка в протоколе комиссии ГУ УПФР в г. Реж, нет прямого указания на запрещение включения в специальный трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Представитель ответчика не оспаривала тот факт, что Гиматдинова Д.В. работала в учреждениях здравоохранения и занималась лечебной деятельностью, и, повышая квалификацию, не прекращала трудовых отношений с учреждением здравоохранения. Более того, все периоды ее лечебной деятельности в специальный лечебный стаж был зачтен.

Таким образом, требование Гиматдиновой Д.В. о включении в стаж лечебной деятельности периодов нахождения на курсах усовершенствования, подлежит удовлетворению в полном объеме.

В период с хх.хх.1984г. по хх.хх.1985г. истица работала медсестрой в детском комбинате №хх «ХХХХ» ХХХХХХ завода. Представитель ответчика пояснила, что данный период не был включен в специальный трудовой стаж, поскольку наименование «детский комбинат» не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. №395.

Действительно, как следует из копии трудовой книжки, истица в спорный период работала медсестрой детского комбината №хх ХХХХХХХ завода. Как пояснила истица фактически детское учреждение все называли как детский сад «ХХХХХ».

Согласно архивной справке №хх от хх.хх.2010г. в отчетах детских дошкольных учреждений по форме 85К за 1984-1985г.г. детское дошкольное учреждение «ХХХХ» обозначено как ясли-сад №хх.

В период работы медсестрой в детском комбинате № хх действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и работа в должности медсестры в детских яслях, детских садах, ясли-садах указана в данном Положении. Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Указанное Постановление действовало на территории РФ до издания постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. №953, поэтому к спорным правоотношениям подлежит применению закон, действовавший на момент возникновения данных правоотношений.

В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Данное положение устанавливает запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Этот запрет касается прав и свобод, признаваемых Конституцией РФ, международно-правовыми нормами, законами и подзаконными нормативными актами. Умаление законом прав и свобод граждан в данном контексте может означать необоснованное ограничение их объема или действия по кругу лиц, во времени, сокращение гарантий или усечение механизмов правовой защиты.

Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу отмену для этих лиц, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, ч.1-2 ст.19, ч.1 ст.39, ч.ч.2,3 ст. 59 Конституции РФ.

Кроме того, номенклатура учреждений здравоохранения, на которую ссылается представитель ответчика, утверждена приказом Минздрава РФ от 03.11.1999г. №395, Гиматдинова Д.В. работала в детском учреждении задолго до принятия указанной Номенклатуры.

Таким образом, период работы истицы в должности медсестры в детском комбинате №хх ХХХХХ завода с хх.хх.1984г. по хх.хх.1985г. подлежит включению в специальный трудовой стаж.

С учетом указанных периодов специальный трудовой стаж истицы превысил 30 лет, потому истица имеет право на назначение и выплату досрочной трудовой пенсии со дня подачи заявления в пенсионный орган, то есть с хх.хх.2010г.

Руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197,198, 199, 98 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Гиматдиновой Д.В. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж Свердловской области включить в специальный трудовой стаж Гиматдиновой Д.В., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности медсестры в детском комбинате №хх ХХХХХХ завода с хх.хх.1984г. по хх.хх.1985г., периоды нахождения на курсах усовершенствования с отрывом от производства: с хх.хх.1996г. по хх.хх.1996г., с хх.хх.2001г. по хх.хх.2001г., с хх.хх.2007г. по хх.хх.2007г., назначить Гиматдиновой Д.В. досрочную трудовую пенсию с хх.хх.2010 года, выплату которой производить с хх.хх.2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж Свердловской области в пользу Гиматдиновой Д.В. госпошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: Федоровских С.Н.