Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Быкова А.Н.,
с участием помощника Режевского городского прокурора Каюмовой Т.Н.,
при секретаре Тетериной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Режевской городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения «Центральная районная больница» (далее по тексту МУЗ ЦРБ) о признании действий незаконными и понуждении к совершению действий, указав следующее.
Среднесписочная численность работников МУЗ ЦРБ составляет 846 человек. В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона РФ «О занятости населения в РФ» №1032-1 от 19.04.1991 г., ст. 21 Федерального закона РФ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 1 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. №246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области», квота для трудоустройства инвалидов в МУЗ ЦРБ должна составлять 25 рабочих мест. Указанная квота МУЗ ЦРБ не соблюдается. По состоянию на ноябрь 2010 года в счет установленной квоты на предприятии трудоустроено 23 инвалидов. В нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» иные специальные рабочие места для инвалидов на данном предприятии не созданы. Несмотря на внесение 03.03.2010 г. Режевским городским прокурором в адрес руководителя МУЗ ЦРБ представления об устранении нарушений действующего законодательства о занятости инвалидов в Российской Федерации, до настоящего времени данные нарушения не устранены, рабочие места для инвалидов не созданы. Полагая, что указанными действиями МУЗ ЦРБ незаконно ущемляются гарантированные законодательством права и законные интересы инвалидов в области занятости, обращаясь в суд с иском, Режевской городской прокурор просил признать действия МУЗ ЦРБ по невыполнению квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия незаконными и обязать МУЗ ЦРБ в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на предприятии рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия и направить данную информацию в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Режевской центр занятости».
В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Каюмова Т.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Чанчина О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования признала в части признания незаконными действий МУЗ ЦРБ по невыполнению в ноябре 2010 г. квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия, пояснив, что в соответствии со ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. МУЗ ЦРБ не имеет возможности создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов. Однако, в счет установленной квоты МУЗ ЦРБ выделяет рабочие места в счет установленной квоты. Признает, что в ноябре и декабре 2010 г. в МУЗ ЦРБ в счет установленной квоты для трудоустройства инвалидов было трудоустроено менее 25 инвалидов и при этом вакансий для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в Режевской ЦЗ заявлено не было. В настоящее время в МУЗ ЦРБ в счет установленной квоты выделено 25 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, трудоустроено 24 инвалида и все необходимые сведения о выделении еще 1 рабочего места уборщика территории для трудоустройства инвалида в счет установленной квоты предоставляются в Режевской ЦЗ.
Представитель третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - специалист Государственного учреждения занятости населения Свердловской области «Режевской центр занятости» Шарова Т.В., поддержав исковые требования прокурора, суду пояснила, что МУЗ ЦРБ в течение 2010 г. предоставляло сведения в Режевской ЦЗ о выполнении квоты приема на работу инвалидов. В соответствии с установленной квотой в МУЗ ЦРБ должно быть выделено или создано для трудоустройства инвалидов 25 рабочих мест. МУЗ ЦРБ представлялись сведения о трудоустройстве инвалидов в количестве меньшем установленной квоты и при этом не заявлялось о наличии вакансий для трудоустройства инвалидов. За январь 2011 г. МУЗ ЦРБ представило в Режевской ЦЗ сведения о том, что в счет установленной квоты трудоустроено 24 инвалида и имеется 1 вакансия для трудоустройства инвалида на должность уборщика территории детской поликлиники.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 13 ФЗ РФ «О занятости населения в РФ» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.
В силу ст. 21 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Пунктом 2 Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. №246-ПП «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области» для организаций, расположенных на территории Свердловской области, в которых по результатам аттестации всех рабочих мест по условиям труда более 50 % признаны условно аттестованными, а условия труда - противопоказанными для трудоустройства инвалидов, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере 2 % от среднесписочной численности работников.
Как следует из ст. 24 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Статьей 25 ФЗ «О занятости населения в РФ» прямо закреплено, что работодатели, содействуя проведению государственной политики занятости населения, обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Как установлено в судебном заседании из пояснений прокурора, представителя ответчика, представителя ГУ «Режевской центр занятости», а также из представленных письменных доказательств (л.д. 7, 11-14) в МУЗ ЦРБ в период с ноября 2010 г. по декабрь 2010 г. было выделено лишь 24 рабочих места для инвалидов, недовыполнение квоты составляло 1 рабочее место.
Поскольку в требуемом объеме (25 рабочих мест) вакантных рабочих мест для приема на работу инвалидов в МУЗ ЦРБ в указанный период не было создано или выделено и МУЗ ЦРБ не представляло в ГУ «Режевской центр занятости» сведения о наличии вакансии для инвалидов, инвалиды, состоящие на учете центре занятости для трудоустройства на данное предприятие на квотируемые места не направлялись. По этим основания суд находит доводы прокурора о признании незаконными действий МУЗ ЦРБ по невыполнению в ноябре и декабре 2010 г. квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия обоснованными. Неисполнение МУЗ ЦРБ в ноябре и декабре 2010 г. норм перечисленного выше законодательства по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, грубо нарушало гарантированные законодательством права и законные интересы инвалидов Режевского городского округа в области занятости. Не располагая информацией, предоставляемой МУЗ ЦРБ в ГУ «Режевской центр занятости» о наличии вакансии для трудоустройства инвалидов, инвалиды, состоящие на учете в ГУ «Режевской центр занятости» были лишены возможности самостоятельно предъявить подобный иск в защиту своих интересов.
Однако, как установлено в судебном заседании и объективно подтверждается информацией, представленной МУЗ ЦРБ в Режевской ЦЗ за январь 2011 г., МУЗ ЦРБ выделило в счет установленной квоты 25 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, из которых 24 рабочих места заняты трудоустроенными в МУЗ ЦРБ инвалидами, а на 1 вакантную должность уборщика территории детской поликлиники представлены сведения в Режевской ЦЗ.
Указанные доказательства прямо свидетельствуют о выделении МУЗ ЦРБ в счет установленной квоты рабочих мест для трудоустройства инвалидов и устранении тем самым до начала судебного разбирательства имевших место ранее нарушений норм ФЗ «О занятости населения в РФ», Постановления Правительства Свердловской области от 31.03.2005 г. «Об установлении квот для приема на работу инвалидов в организациях, расположенных на территории Свердловской области».
При данных обстоятельствах суд находит исковые требования Режевского городского прокурора подлежащими удовлетворению лишь в части признания незаконными действий МУЗ ЦРБ по невыполнению в ноябре и декабре 2010 г. квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия.
Основания для возложения на МУЗ ЦРБ обязанности в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу создать рабочие места для инвалидов в счет установленной квоты в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия и направить данную информацию в Государственное учреждение занятости населения Свердловской области «Режевской центр занятости» отсутствуют, поскольку как установлено в судебном заседании до начала судебного разбирательства МУЗ ЦРБ выделило в счет установленной квоты 25 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, трудоустроило 24 инвалида и на 1 вакантную должность уборщика территории детской поликлиники представило сведения в Режевской ЦЗ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Режевского городского прокурора удовлетворить частично.
Признать действия Муниципального учреждения здравоохранения «Центральная районная больница» по невыполнению в ноябре и декабре 2010 года квоты для приема на работу инвалидов в количестве не менее 3 % от среднесписочной численности штата предприятия незаконными.
В удовлетворении остальной части исковых требований Режевского городского прокурора отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Решение изготовлено судьей лично в совещательной комнате машинописным способом.
Судья А.Н.Быков
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2011 года.