Решения суда от 29.04.2011 г. по иску о признании права на меры социальной поддержки.



Мотивированное решение изготовлено 04. 05.2011г. 2-343

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29.04.2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Федоровских С.Н, при секретаре Бурлаковой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминых П.С. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по Режевскому району о признании права на меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Кузьминых П.С. обратилась с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения по Режевскому району (далее Управлению соцзащиты) о признании права на меры социальной поддержки, указав, что с 1945 года она стала проживать с участником Великой Отечественной войны Р., 1919 года рождения. Они жили в с.ххх ХХХХ района. Так как она была несовершеннолетней, то в регистрации брака им было отказано. Впоследствии у них родилось 6 детей, Р., имея ранения, часто болел, поэтому брак они так и не зарегистрировали. Р. умер хх.хх.1962 года. Она растила одна детей. В начале января 2011 года она узнала, что в соответствии с законом «О ветеранах» имеет право, как вдова участника ВОв, на обеспечение жилым помещением, однако в управлении социальной защиты населения ей отказали, поскольку они не состояли в браке и она не является членом семьи умершего участника войны. Однако она проживала с Р. совместно с 1945 г. по день смерти, они вели общее хозяйство, потому с учетом ст. 31, 69 ЖК РФ она является членом семьи Р. Истица просит признать за ней права, установленные Федеральным законом «О ветеранах», для членов семьи умерших участников Великой Отечественной войны, после смерти Р.

В судебном заседании истец Кузьминых П.С. иск уточнила, просила признать за ней право на получение льгот, установленных ФЗ «О ветеранах» как для вдовы умершего хх.хх.1962 года участника Великой Отечественной войны Р., дополнительно пояснила, что Р. являлся для нее мужем. Он как пришел с войны, так они и стали жить вместе одной семьей. Ей было 16 лет, потому в сельсовете отказались брак регистрировать, а затем было некогда это сделать, то дети рождались, то муж болел. В то время на регистрацию брака не обращали внимания, в основном все жили без регистрации. О том, что существует закон, они не знали. Всех детей муж записал на себя, она в свидетельствах о рождении детей также была указана как Р, фамилия Р. указана и в ее трудовой книжке, и в других документах. Ни она, ни ее муж льготами не пользовались, сейчас она является тружеником тыла. Они жили бедно, снимали жилье в с.ххх, была корова, овцы, чтобы семью кормить, другого имущества не нажили. В основном работал муж, она также работала между рождением детей. У них был общий доход. Затем муж заболел, ослеп, она его выхаживала, однако в 1962 году он умер. Она одна растила детей, замуж не вышла. Она получала пенсию по потере кормильца на детей. Она купила дом в с. ххх, живет в доме одна, ей тяжело, воды рядом нет, носит воду из реки. Ей помогают сотрудники соцзащиты. Дом нуждается в уходе, она ремонт в силу возраста не может делать. Она никуда не обращалась за льготами, хотя все ей говорили, что их надо получать. Сейчас она нуждается в жилье, потому пошла в суд.

Представитель ответчика Якимова И.В., действующая на основании доверенности, показала, что она с иском не согласна, поскольку в соответствии с законом «О ветеранах» право на льготы имеют члены семьи умершего участника войны, а истица членом семьи не является. Гражданский брак признавался только до июля 1944 года, затем признавались только зарегистрированные браки. Истица находилась с Р. в фактических брачных отношениях.

Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Свидетель С. показала, что истица ее родственница. Ей известно, что Кузьминых П.С. проживала в гражданском браке с участником войны Р. Он с войны пришел израненный, она за ним ухаживала. У них родилось 6 детей, они очень бедно жили. После смерти мужа, истица всех детей «подняла». Они всегда жили одной семьей, имели общий доход.

Свидетель С. показал, что он знал Р., Р. с женой приезжал к нему на свадьбу. Он не знал в то время, что они не в браке, воспринимал их как одну семью, они дарили общий подарок, вместе сидели. Когда Р. умер, он приезжал на похороны, хоронила его Кузьминых П.С., она очень переживала, тут же находились их дети.

Свидетель П. показала, что она знает Р. и Кузьминых П.С. с 1960 года. Они жили в своем доме в с.ххх, жили дружно, воспитывали детей, оба работали, вели хозяйство. Она считала, что у них семья.

Свидетель К.. показала, что она дочь истицы, она была маленькой, когда умер папа. Она помнит, что до его смерти родители жили вместе, папа работал. Она спрашивала у мамы, почему они не зарегистрировали брак и мама ей также отвечала, что было другое время, на это не обращали внимание. Она видела у папы на теле шрамы, он был контужен на войне. Они жили бедно. После смерти папы мама всех детей вырастила, дала им образование, замуж не вышла. О том, что папа является участником войны, имеется запись в книге памяти. У нее имелась справка из военного архива г. Подольска о периоде службы папы, однако данную справку она передала в сельсовет, когда оформляли мемориал, и справку потеряли. Сейчас она сделала запрос повторно. В архивах г. Подольска они обнаружили данные об отце в интернете, все совпало, кроме отчества «хх» «ххх».

В судебном заседании установлено из показаний истца, свидетелей, регистрационной карточки Ленинградского пересылочного пункта, книги памяти «От Режа до Берлина» (том 3), что Р., 1919 года рождения, уроженец с.ХХ, действительно являлся участником Великой Отечественной войны (далее ВОв), был призван на срочную службу в ряды Красной Армии в 1939 году, был мобилизован в ее начале, служил и воевал на Ленинградском фронте, дошел до Берлина.

Р. умер хх.хх.1962 года (л.д.хх)

Кузьминых П.С. обратилась с иском о признании за ней права на льготы, установленные законом «О ветеранах», как вдове умершего участника Великой Отечественной войны.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семей погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствие с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются определенным категориям граждан, в том числе супруге умершего участника ВОв, не вступившей в повторный брак.

Удостоверение на право пользования мерами социальной поддержки членам семьи умершего участника ВОв выдается в соответствии с п.2.16 Постановления «Об утверждении инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Вов, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах».

Удостоверение выдается по обращению граждан на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственные отношения к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом п.2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах»). Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой «вдова (мать, отец) погибшего воина», а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.

В соответствии с п.2 ст.1, ст. 10 СК РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния, права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

На основании п.19 Указа Президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания мать-героиня и учреждения ордена материнская слава и медаль материнства» от 08.07.1944г., установлено, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов, предусмотренные кодексами законом о браке, семье и опеки союзных республик. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания настоящего Указа могут оформить свои отношения путем регистрации брака с указанием срока фактической совместной жизни.

В судебном заседании установлено, что Кузьминых П.С. состояла в фактических брачных отношениях с Р.

Согласно ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Аналогичные положения содержались и в Жилищном кодексе РСФСР.

Кузьминых П.С. утверждала, что она фактически являлась супругой Р. при его жизни, а после смерти стала его вдовой.

В судебном заседании из показаний истицы, свидетелей, установлено, что с 1945 года Кузьминых П.С. и Р. фактически проживали одной семьей, вели общее хозяйство, у них имелось совместное имущество. Свидетели С, П. показали, что они воспринимали Р. как одну семью.

У Р. и Кузьминых П.С. родилось шестеро детей, в свидетельствах о рождении которых, отцом указан Р., а матерью - Рычкова П.С.

При оформлении пенсии в 1978 г. Кузьминых П.С. вынуждена была обратиться в суд, поскольку в трудовой книжке она также была указана как Рычкова П.С.

Согласно информации ТУ по с. Клевакинское на основании похозяйственных книг за 1946-1948г.г. Р. и Кузьминых П.С. действительно жили одной семьей в частном доме и имели шестерых совместных детей.

Указанные доказательства свидетельствуют о том, что хотя Р. Кузьминых П.С. не состояли в зарегистрированном браке, фактически у них была семья.

Суд признает обоснованными доводы истца относительно того, что в послевоенные годы многие жили не в браке, об изменении законов не знали. Действительно, требования к официальной регистрации брачных отношений стали предъявляться только с июля 1944 года, до этого, с 1926 года официальными брачными отношениями признавались и фактические браки.

Разрешая данный спор, суд учитывает исключительные обстоятельства, имеющиеся по данному делу, поскольку это были военные и послевоенные годы.

В судебном заседании установлено из показаний свидетелей и истицы, что семья Р. жила очень бедно, за период с 1945г. по 1962г. Кузьминых П.С. родила шестерых детей, потому основным кормильцем в семье являлся Р., а Кузьминых П.С. находилась фактически на его иждивении.

Таким образом, установлено, с учетом представленных доказательств, исключительных обстоятельств, значимости рассматриваемого дела, что Кузьминых П.С. фактически являясь вдовой умершего участника Великой Отечественной войны Рычкова М.А., и находясь на его иждивении до смерти Р., имеет право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах». После смерти Р. Кузьминых П.С. замуж не вышла.

Руководствуясь ст. 194, 195,196,197, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать право Кузьминых П.С. на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», как вдове умершего хх.хх.хххх года участника Великой Отечественной войны Р.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья: С.Н. Федоровских