Мотивированное решение изготовлено 08.05.2011 года. 2-349
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03.05.2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Федоровских С.Н.,
при секретаре Вяткиной Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривошеевой Н.П. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж Свердловской области о включении в стаж периодов работы, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии,
установил:
Кривошеева Н.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж (далее ГУ УПФР в г. Реж) о включении в стаж периодов работы, назначении и выплате досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что 24.03.2011года подала ответчику заявление о назначении досрочной трудовой пенсии, представила необходимые документы, однако в назначении досрочной пенсии было отказано в связи с недостаточность специального трудового стажа, который для нее должен составлять не менее 25 лет. Недостаток стажа выявился из-за отказа ответчика учесть в стаже периоды работы с хх.хх.1984г. по хх.хх.1986г в должности ХХХХ в детских яслях №хх Режевской центральной больницы; с хх.хх.1994г. по хх.хх.1996г. в должности ХХХ детского дома смешанного типа Управления образования г. Режа; с хх.хх.1996г. по хх.хх.1999г. в должности ххх детского дома-школы №хх «хх» Управления образования г. Реж. Она считает данное решение незаконным. Работая в должности хх, она фактически занималась ххх деятельностью, так как работала ххх. В ее обязанности входила ххх. В детском доме она начала работать ххх с 1994 года и по настоящее время продолжает работать в том же детском доме и в той же должности, ее обязанности не изменились.
В судебном заседании Кривошеева Н.П. иск поддержала, дополнила, что в 1984 году она устроилась на работу в детские ясли № хх Режевской центральной больницы ххх, фактически это была должность ххх, поскольку она, как ххх вела контроль занятий, составляла планы работы, проводила утренники, родительские собрания, работала с воспитателями. Кроме того, она работала и как ххх «на группе», замещала ххх, которые находились в отпусках или болели. Они работали по программе Васильевой. Дети, посещающие ясли, были в возрасте до трех лет. Ранее детские ясли относились к больнице, а потом их передали Химическому заводу. На тот момент ясли были отделены от детских садов и существовали самостоятельно. В яслях работали медицинские работники, нянечки, воспитатели. Работы было много. В первый год у всех воспитателей в трудовых книжках стояла запись «медсестра», а она была записана ххх, так как ей приходилось заниматься и с детьми, и с воспитателями. Она искала документы по педагогической работе в яслях, но ничего не могла найти. Должностной инструкции ххх нет, в Управлении образования ей дали должностную инструкцию ххх, пояснив, что должностные обязанности совпадают. Она также работала хх и замещала ххх. При устройстве на работу она писала заявление о приеме в качестве ххх в ясли. С должности ххх ее перевели на должность ххх, но в трудовой книжке запись не сделали, с приказом о переводе ее не ознакомили. Это произошло, когда она вышла из декретного отпуска. Она считает, что ххх и ххх - понятия тождественные. В детском саду «ххх» она работала хххх, потом на его базе сделали детский дом смешанного типа Управления образования, в него входил детский дом и детский сад. В детский сад ходили дети, как имеющие родителей, так и оставшиеся без попечения родителей. Потом на базе детского сада открыли детский дом смешанного типа, а потом уже и полностью открыли детский дом «ххх», а детей, имеющих родителей, перевели в другие детские сады. Наименования учреждения постоянно менялись, но ее работа не менялась, здание, в котором они работали, оставалось тем же самым. Она до настоящего времени продолжает работать в детском доме с детьми: учит с ними уроки, одевает, умывает их, посещает школу, чтобы узнать об успеваемости, ходит с ними на собрания, занимается. Практически воспитатели заменяют детям родителей, объем обязанностей значительно больше, чем у обычного воспитателя. Детский дом «ххх» - это муниципальное учреждение. Ее вины в том, что учреждение не стало своевременно юридическим лицом, что ее неправильно оформили на работу, не имеется, поскольку она такие вопросы решать не имела возможности.
Представитель ответчика Попова М.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что при рассмотрении заявления Кривошеевой Н.П. с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 и Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П стаж на соответствующих видах работ составляет 17 лет 11 месяцев 23 дня. Не включили в стаж период работы истицы с хх.хх.1984 года по хх.хх.1986 год в должности хххх в детских яслях №хх Режевской ЦРБ. Указанная должность не предусмотрена «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Также указанное наименование должности не предусмотрено «Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, равно как и «Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067. Также не включили период работы с хх.хх.1994 г. по хх.хх.1996 г.г. - ххх детского дома смешанного типа УО г. Режа; с хх.хх.1996 г. по хх.хх.1999 г. - ххх детского дома - школы № хх «ххх» УО г. Режа. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 все образовательные учреждения должны являться юридическими лицами. На момент вступления в законную силу закона «Об образовании» (30.07.1992 г.) детский дом не имел статуса юридического лица, а являлся структурным подразделением Управления образования Администрации г. Режа. Период с хх.хх.1987 г. по хх.хх.1987 год - отпуск без сохранения заработной платы. На основании п. 5 разъяснения Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 5, утвержденного постановлением Министерства труда России от 22.05.1996 года № 29 в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды ежегодных и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Свидетель Т.. показала, что в детских яслях № хх ЦРБ она работала с 1985 года и до их закрытия хххх яслями. Когда она пришла, Кривошеева Н.П. уже работала ххх, её работа в основном была связана с детьми. Кривошеева Н.П. проводила прогулки с детьми, подготавливала их в детский сад. Они работали мы по программе Васильевой. Должностной инструкции хххх не было, ххххх, кроме Кривошеевой Н.П. не было. Кривошеева Н.П. фактически работала хх, она вела все разработки по воспитательной деятельности. Однако на подменах она работала и как ххх. Как Кривошеева Н.П. стала ххх, она не знает, это все решалось в больнице через отдел кадров. Трудовые книжки находились в отделе кадров больницы. Их постоянно переводили, перемещали, но записи в трудовых книжках они не видели. Штатное расписание было в отделе кадров. Она как ххх не знала, кто имеет право на льготную пенсию, не знала, как должны правильно именоваться должности работников, так как имеет хххх образование. В детском доме «хх» она работает с момента его образования ххх работником. Когда он именовался детским домом - школой, его посещали дети района, в том числе и те, кто остался без попечения родителей. Потом наименования учреждения начали изменять, однако работа не менялась. Кривошеева Н.П. работала и работает ххх в группе, работы у неё значительно больше, чем у ххх детского сада. Они заменяют детям детского дома родителей.
Как видно из решения об отказе в назначении пенсии ГУ УПФР в г. Реж № 223 от 30.03.2011 года, в назначении пенсии Кривошеевой Н.П. отказано в связи с отсутствием у заявительницы необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Стаж ее ххх деятельности исчислен и с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года, и постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, составил 17 лет 11 месяцев 23 дня (л.д. хх).
На момент обращения Кривошеевой Н.П. в ГУ УПФР в г. Реж - 24.03.2011 года, действовал Закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года. Согласно подп. 19 п.1 ст. 27 указанного закона, для назначения досрочной трудовой пенсии по старости необходимый специальный стаж составляет 25 лет.
Пенсионным органом при назначении пенсии применялись Списки и Правила, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, а также Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.
Пенсионный фонд не включил в специальный стаж истца период с 05.03.1984г. по 31.12.1986г в должности инструктора-педагога в детских яслях №6 Режевской центральной больницы, указывая, что такого наименования должности нет ни в одном из имеющихся списков.
Как следует из копии трудовой книжки, приказов в указанный период истица действительно работала ххх детских яслей №хх.
Из пояснений истицы, свидетеля Т. следует, что фактически истица в должности ххх работала ххх и выполняла обязанности, предусмотренные для ххх, а именно, она осуществляла ххххх воспитателями, контролировала их деятельность, сама работала в качестве хххх непосредственно с детьми.
Истица представила должностную инструкцию хххх, пояснив, что именно такие должностные обязанности имелись у нее в период работы.
В период работы Кривошеевой Н.П. в должности ххх действовало постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет». Согласно указанному постановлению право на досрочную пенсию имели хххх, работающие в детских яслях. Указанное постановление утратило силу только с 01 октября 1993 года.
Действительно, не точно была указана инспектором отдела кадров должность истицы «ххх», она не соответствовала штатному расписанию, в перечень педагогических работников была включена должность хххх, должности ххх не имелось. Однако вины истца в этом не имеется.
Таким образом, период работы истца в должности хххх с хх.хх.1984г. по хх.хх.1986г. подлежит включению в специальный трудовой стаж.
Однако период работы с хх.хх.1986г. по хх.хх.1986г. в специальный трудовой стаж включен быть не может, поскольку, как следует из приказа по Режевской центральной районной больнице №хх от хх.хх.1986г., истица после выхода из декретного отпуска приступила к работе в качестве ххх в детских яслях №хх. Истица подтвердила, что она была переведена ххх, однако работа в должности хххх в Перечне учреждений, организаций и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 не поименована.
В период с хх.хх.1994г. по хх.хх1996г. истица работала в должности ххх детского дома смешанного типа Управления образования г. Режа; с хх.хх.1996г. по хх.хх. 1999г. - в должности хххх детского дома-школы №хх «ХХХ» Управления образования г. Реж.
Согласно уточняющим справкам Управления образования РГО, ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Режевской детский дом», Кривошеева Н.П. работала ххх в детском доме с хх.хх.1994г. по хх.хх.1996г., в детском доме-школе «ХХХ» с хх.хх.1996г. по хх.хх.1999г., в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом-школа №хх «ХХХ» с хх.хх.1999г. по хх.хх.02., с хх.хх.2006г. по настоящее время она работает в ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Режевской детский дом».
С хх.хх.99г. МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом-школа №хх «ХХХ» является юридическим лицом и с этого времени период работы истицы включен в ее специальной трудовой стаж.
Однако из показаний истицы, свидетеля, из уточняющей справки, Кривошеева Н.П. весь спорный период работала на одном и том же месте, в одной и то же должности, при этом переименования учреждений на характер и объем ее обязанностей не влиял.
Представитель ответчика указала, что она также не оспаривает тот факт, что истица занималась ххх деятельностью, однако в спорные периоды ее работы учреждение не являлось юридическим лицом.
Из показаний представителя ответчика и отзыва следует, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10.07.1992г., на момент вступления в силу Закона «Об образовании» все образовательные учреждения должны являться юридическими лицами. По мнению представителя ответчика, в данном случае необходимо руководствоваться Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года, в пункте 5 которых перечислен исчерпывающий перечень подразделений государственных и муниципальных организаций. «Детский дом», «детский дом-школа» в указанном перечне отсутствуют. Вместе с тем, ранее действовавший Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях для детей независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу ст. 8, 19, 35, 37, 39, 55 Конституции РФ форма собственности, как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей.
Вины Кривошеевой Н.П. в том, что детские учреждения не приобрели статус юридического лица, не имеется, поскольку указанные вопросы не входили в ее компетенцию.
Статья 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» непосредственно связывает назначение досрочной трудовой пенсии с ххх деятельностью.
Суд полагает, что не включение спорных периодов работы с хх.хх.1984г. по хх.хх.1986г. должности ххх в детских яслях №хх, с хх.хх.1994г. по хх.хх.1996г. в должности ххх детского дома смешанного типа Управления образования г. Режа; с хх.хх.1996г. по хх.хх.1999г. - в должности ххх детского дома-школы№хх «ХХХ» Управления образования г. Реж. в специальный стаж Кривошеевой Н.П. существенно нарушает ее конституционные права, установленные ст. 6, 15, 17, 18, 19, 55 Конституции Российской Федерации, поскольку Кривошеева Н.П. рассчитывала, что указанные периоды будут зачтены в ее специальный трудовой стаж, предполагала, что с учетом этого она имеет возможность выйти досрочно на пенсию, и не могла предвидеть, что пенсионное и трудовое законодательство существенно изменится не в ее пользу.
В соответствии с п.3 статьи 4 ФЗ №173-ФЗ обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии). Кривошеева Н.П. указала, что просит назначить ей досрочную трудовую пенсию с 24.03.2011г., однако в судебном заседании установлено, что на момент подачи заявления и на момент рассмотрения дела в суде она права на назначение досрочной трудовой пенсии не имеет, поскольку не имеет стажа работы по ххх специальности в размере 25 лет, и право на досрочную трудовую пенсию соответственно, возникает у нее позднее.
Суд также не вправе в соответствии с действующим пенсионным законодательством признавать право истца на назначение досрочной пенсии и обязать пенсионный орган назначить и выплачивать указанную пенсию в будущем периоде. При возникновении у Кривошеевой Н.П. права на досрочную пенсию, она может обратиться с заявлением в пенсионный орган.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих доводов и возражений. Суд рассмотрел дело по представленным сторонам доказательствам
По указанным основаниям иск подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. 194, 195, 196, 197,198, 199, 98 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Кривошеевой Н.П удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж Свердловской области включить в специальный трудовой стаж Кривошеевой Н.П., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы с хх.хх.1984г. по хх.хх.1986г. в должности ххх в детских яслях №хх Режевской центральной районной больницы, с хх.хх.1994г. по хх.хх.1996г. в должности ххх детского дома смешанного типа Управления образования г. Режа; с хх.хх.1996г. по хх.хх.1999г. - в должности воспитателя детского дома-школы №хх «ХХХ» Управления образования г. Реж.
В удовлетворении остальной части иска Кривошеевой Н.П. отказать.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Реж Свердловской области в пользу Кривошеевой Н.П. государственную пошлину в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья: Федоровских С.Н.