Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 апреля 2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Быкова А.Н.,
при секретаре Тетериной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Режевского городского округа об оспаривании решения Режевской городской Думы,
У С Т А Н О В И Л :
Режевской городской Думой 16.02.2011 г. принято Решение № 16 «О проведении опроса населения Режевского городского округа», в соответствии с которым Режевская Дума решила:
Провести опрос населения Режевского городского округа по теме: «Жители Режевского городского округа о местном самоуправлении».
Опрос провести методом анкетирования.
Утвердить бланк анкеты (прилагается).
Установить срок проведения опроса с 03 по 11 марта включительно.
Поручить постоянной депутатской комиссии по вопросам местного самоуправления провести опрос населении путем размещения анкетных листов в газете «Режевская весть», библиотеках Режевского городского округа.
Результаты опроса представить на мартовское заседание Думы.
Администрация Режевского городского округа обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанного Решения Режевской городской Думы. В обоснование заявления представитель Администрации Режевского городского округа Смирнов П.В. указал, что Решение Режевской городской Думы от 16.02.2011 г. № 16 является не основанным на нормах законодательства и подлежит отмене по следующим основаниям:
1. Пунктом 1 оспариваемого решения предусмотрено проведение опроса населения Режевского городского округа по теме: «Жители Режевского городского округа о местном самоуправлении». Проведение опроса граждан предусмотрено ст. 19 Устава Режевского городского округа на основании и в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ст. 31) для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления по вопросам местного значения. В перечне вопросов местного значения городского округа, установленном ст. 16 Федерального законом от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.6 Устава Режевского городского округа тема «Жители городского округа о местном самоуправлении» отсутствует.
2. Пунктом 2 оспариваемого решения предусмотрено проведение опроса методом анкетирования. Установление методики (т.е. порядка, процедуры) проведения опроса в нормативном правовом акте о назначении опроса граждан предусмотрено п.п. З п.5 ст.31 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Порядок и процедура, т.е. методика проведения опроса включает в себя в том числе и порядок учёта количества опросных листов и подсчёта голосов при соблюдении конституционных принципов публичности и гласности в деятельности органов местного самоуправления, с целью выявления истинной воли населения. Порядок и процедура (методика) проведения опроса граждан в оспариваемом решении не установлены.
3. Пунктом 3 оспариваемого решения утверждён бланк анкеты, в котором предлагается оценить деятельность органов местного самоуправления по десятибалльной шкале. Показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления согласно ст. 18.1 Федерального закона № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждаются Президентом РФ. Указом Президента РФ от 28.04.2008г. № 607 утверждён «Перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления» Показателем № 30 является «удовлетворенность населения медицинской помощью, качеством дошкольного образования, общего образования и дополнительного образования детей, деятельностью органов местного самоуправления городского округа, в том числе их информационной открытостью» и оценивается в процентах от числа опрошенных, а не по десятибалльной шкале.
4. Пунктом 5 оспариваемого решения предусмотрено проведение опроса постоянной депутатской комиссией Режевской Думы по вопросам местного самоуправления. Проводит опрос, назначенный Режевской Думой, согласно п.З ст. 19 Устава РГО, орган (органы) местного самоуправления РГО, уполномоченные Режевской Думой. Постоянные депутатские комиссии не входят в перечень органов местного самоуправления, предусмотренный ст.21 Устава РГО.
5. Установление минимальной численности жителей муниципального образования, участвующих в опросе, в нормативном правовом акте о назначении опроса граждан предусмотрено п.п.5 п.5 ст.31 Федерального закона от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Оспариваемым решением минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе, не установлена.
6. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, согласно п.7 ст.31 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проводится только за счёт местного бюджета. Объём и сроки финансирования мероприятий по подготовке и проведению опроса граждан оспариваемым решением не установлены. Использование депутатской комиссией иных источников финансирования мероприятий по подготовке и проведению опроса (в т.ч. личных средств депутатов) законодательством не предусмотрено.
Исходя из этого, представитель заявителя в своем заявлении просил признать Решение Режевской городской Думы от 16.02.2011 г. № 16 «О проведении опроса населения Режевского городского округа» незаконным и обязать Режевскую Думу отменить его в установленный судом срок.
В судебном заседании представитель администрации Режевского городского округа Смирнов П.А. заявление поддержал.
Представитель Режевской городской Думы Гараева С.Р. в судебном заседании с доводами заявления не согласилась, указала, что Решение Режевской Думы от 16.02.2011 года № 16 было принято в соответствии с Уставом Режевского городского округа. В соответствии со статьей 19 Устава Режевского городского округа опрос назначен и проведен по инициативе Представительного органа местного самоуправления - Режевской Думой, на основании и в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом РГО на всей территории Режевского городского округа для выявления мнения населения и его учета при принятии решений. По ее мнению, принятое решение является ненормативным актом, т.к. не содержит общеобязательные правила поведения, не рассчитано на многократное применение, общеобязательный характер отсутствует.Решение однократного применения, результаты данного решения носят рекомендательный характер. В настоящее время решение исполнено, никаких юридических последствий не влечет. В пункте 1 заявления Администрация РГО ссылается на отсутствие в статье 6 Устава Режевского городского округа такого вопроса местного значения как «Жители городского округа о местном самоуправлении». При принятии оспариваемого Решения «Жители городского округа о местном самоуправлении» было обозначено в качестве темы и анкеты опросного листа. Вопросы местного значения из статьи 6 Устава РГО нашли свое отражение в приложении - утвержденном бланке анкеты. В соответствии со ст. 19 Устава Режевского городского округа порядок назначения и проведения опроса граждан определяется Режевской Думой. Решением № 16 от 16.02.2011 года Режевская Дума назначила и определила порядок проведения опроса - метод анкетирования. Ссылку представителя Администрации режевского городского округа на показатели для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления отраженных в статье 18.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» считает необоснованной, поскольку проведенным опросом выявлялось мнение населения, а не давалась оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. Статья 19 Устава РГО не подпадает под действие статьи 18.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решением Режевской Думы № 16 от 16.02.2011 года проведение опроса поручено постоянной депутатской комиссии Режевской Думы по вопросам местного самоуправления. В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Устава РГО депутаты Режевской Думы могут создавать по своей инициативе постоянные депутатские комиссии в составе не менее трех человек по основным направлениям деятельности Режевской Думы. Порядок создания постоянных депутатских комиссий, их компетенция определяются регламентом Режевской Думы и Положениями об этих комиссиях. В соответствии с Регламентом Режевской Думы, утвержденным решением Режевской Думы от 16.04.2008 года № 12, статьей 27, из числа депутатов Дума образовывает постоянные депутатские комиссии Думы по основным направлениям деятельности. Постоянные депутатские комиссии Думы являются постоянно действующими органами Думы и подотчетны ей. Режевская Дума в соответствии со статьей 21 Устава РГО является Представительныморганом местного самоуправления. В соответствии с пунктом 4 статьи 31 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок и проведение опроса граждан определяется Уставом муниципального образования. В ст. 19 Устава Режевского городского округа отсутствует какое- либо указание на установление минимальной численности жителей Режевского городского округа, участвующих в опросе. Опрос жителей РГО, в том числе мероприятия связанные с подготовкой и проведением опроса, не потребовали финансирования.
Выслушав представителя заявителя, мнение представителя заинтересованного лица, а также исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Факт принятия Режевского городской Думой 16.02.2011 г.Решения № 16 «О проведении опроса населения Режевского городского округа» заинтересованным лицом не оспаривается, подтверждается копией указанного документа (л.д. ХХ).
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Статьей 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сформулирован перечень вопросов местного значения городского округа. К таковым, в том числе, относятся вопросы:
- владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;
- организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
- создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
- участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организации охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;
- обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;
- организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа ;
- организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
- организации оказания на территории городского округа (за исключением территорий городских округов, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов ( п. 14);
- создания условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания ;
- организации библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа;
- создания условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- обеспечения условий для развития на территории городского округа физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа;
- создания условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
- организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
- организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
- организации благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со ст. 31 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Опрос граждан может проводится по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: дата и сроки проведения опроса; формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; методика проведения опроса; форма опросного листа; минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется: за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 19 Устава Режевского городского округа порядок назначения и проведения опроса граждан определяется Режевской Думой.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Устава РГО депутаты Режевской Думы могут создавать по своей инициативе постоянные депутатские комиссии в составе не менее трех человек по основным направлениям деятельности Режевской Думы. Порядок создания постоянных депутатских комиссий, их компетенция определяются регламентом Режевской Думы и Положениями об этих комиссиях. В соответствии с Регламентом Режевской Думы, утвержденным решением Режевской Думы от 16.04.2008 года № 12, статьей 27, из числа депутатов Дума образовывает постоянные депутатские комиссии Думы по основным направлениям деятельности. Постоянные депутатские комиссии Думы являются постоянно действующими органами Думы и подотчетны ей. Режевская Дума в соответствии со статьей 21 Устава РГО является Представительныморганом местного самоуправления.
Как видно из текста оспариваемого заявителем Решения, оно содержит сведения о сроке проведения опроса - с 03 по 11 марта включительно; сформулированы 12 вопросов, предлагаемых при проведении опроса, которые в соответствии со ст. 31 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к вопросам местного значения городского округа; определена методика проведения опроса - методом анкетирования; утвержден бланк опросного листа (анкеты). Указанным Решением не определена минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе, что не может свидетельствовать о существенном несоблюдении установленного порядка принятия Решения Режевской Думой.
В судебном заседании установлено, что опрос жителей Режевского городского округа в соответствии с оспариваемым Решением Режевской Думы, в том числе мероприятия связанные с подготовкой и проведением опроса, не потребовали финансирования. Указанное Решение однократного применения, результаты данного решения носят рекомендательный характер. В настоящее время решение исполнено, никаких юридических последствий как для Администрации Режевского городского округа, так и иных лиц оно не повлекло.
Доводы заявителя на содержание в бланке анкеты предложения оценить деятельность органов местного самоуправления по десятибалльной шкале для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, отраженных в статье 18.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», являются необоснованными, поскольку проведенным опросом выявлялось мнение населения, а не давалась оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений органов местного самоуправления, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов местного самоуправления, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме, так и в произвольной. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения.
В судебном заседании установлено, что оспариваемое Решение принято Режевской Думой в пределах полномочий, установленных Уставом Режевского городского округа и норм ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При принятии указанного решения был соблюден порядок его принятия, существенного несоблюдения установлено порядка принятия Решения Режевской Думой, свидетельствующего и незаконности оспариваемого решения судом не установлено, заявителем таких доводов в обоснование заявления не приведено. Содержание оспариваемого решения Режевской Думы соответствует Устава Режевского городского округа и нормам ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Принятым Режевской Думой решением № 16 от 16.02.2011 г. «О проведении опроса населения Режевского городского округа» права и свободы Администрации Режевского городского округа или иных лиц не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, на них не возложена какая-либо обязанность, не привлечен кто-либо к ответственности. Оспариваемое Решение не содержит властного волеизъявления, порождающего правовые последствия для конкретных граждан или Администрации Режевского городского округа, поскольку результаты опроса граждан носят рекомендательный характер.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявления администрации Режевского городского округа в силу ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.194, 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления администрации Режевского городского округа об оспаривании Решения Режевской Думы № 16 от 16.02.2011 года «О проведении опроса населения Режевского городского округа», отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский облсуд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья А.Н. Быков