Мотивированное решение изготовлено 30.04.2011 Дело 2-279
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25.04.2011. Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Костенко С.А., при секретаре Клевакиной Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоршинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа о понуждении к устранению нарушения законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Егоршинский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа (далее УГХ) о понуждении к устранению нарушения законодательства, указывая, что Егоршинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на территории железнодорожного вокзала и привокзальной площади ст.Реж, расположенной в г.Реж по ул.Вокзальной.
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований ст.15 указанного Закона на расположенной в 50м от здания вокзала стоянке автотранспортных средств отсутствуют места для парковки специальных транспортных средств инвалидов.
Прокурор просит обязать ответчиков определить место для личного автотранспорта инвалидов, расположив его на расстоянии не далее 50м от входа в железнодорожный вокзал, с шириной парковочного места не менее 3,5м с установкой соответствующего дорожного знака.
В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Целоусова Т.А. доводы искового заявления поддержала и уточнила исковые требования, сообщив, что просит обязать ответчика УГХ Режевского городского округа определить место для личного автотранспорта инвалидов на расположенной в 50м от здания вокзала парковке путем установления места расположения дорожного знака 6.4 «Место стоянки» с табличкой 8.17 «Инвалид».
Представитель Администрация Режевского городского округа Савельева М.С. иск не признала, указала, что Администрация не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии со ст.48 Устава Режевского городского округа организация дорожной деятельности на территории округа входит в полномочия УГХ Режевского городского округа.
Ответчик УГХ Режевского городского округа своего представителя в суд не направило, представило отзыв, в котором указало, что в соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание население, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидом беспрепятственно пользоваться их услугами. В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» обязанности по утверждению в установленном порядке нормативных актов по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам связи и общественному транспорту отнесена к Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству путей сообщения Российской Федерации, Министерству связи Российской Федерации с Министерством строительства Российской Федерации.
По указанным основаниям представитель ответчика считает, что определение мест для стоянки специальных транспортных средств инвалидов около железнодорожного вокзала, в том числе и установка дорожных знаков, входит в обязанности Российской железной дороги.
Также представитель ответчика указывает, что согласно п.6.6 Правил благоустройства, обеспечения санитарного содержания населенных мест, обращения с отходами на территории Режевского городского округа, утвержденных Решением Режевской Думы от 17.11.2004 №56 (ред.21.04.2010), автомобильные дороги оборудуются дорожными знаками в соответствии с утвержденной отделением ГИБДД Режевского ОВД в установленном порядке дислокацией. Ответственность за наличие и содержание дорожных знаков несут организации, обслуживающие улично-дорожную сеть, в соответствии с Постановлением главы Режевского городского округа «О закреплении автомобильных дорог и улиц города за предприятиями». Действующей дислокации дорожных знаков, утвержденной Режевским ГИБДД, в настоящее время нет, УГХ Режевского городского округа объявило аукцион на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах в г.Реж. После проведения аукциона и заключения контракта исполнитель сможет дать оценку требованиям прокуратуры и учесть их при составлении проекта.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Одной из мер социальной защиты инвалидов является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (ст.15 Закона).
В соответствии с указанной нормой Закона, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
В соответствии с п.3.11 СНиП 35-01-2001 места стоянки автотранспортных средств инвалидов должны обозначаться дорожными знаками, принятыми в международной практике. Места для стоянки должны располагаться не далее 50м от зданий, ширина зоны для парковки должна составлять не менее 3,5м.
Как установлено из представленных истцом доказательств, в 50м от здания железнодорожного вокзала расположена стоянка автотранспорта, при этом на стоянке не организованы места для парковки транспортных средств инвалидов.
Таким образом, имеет место нарушение требований ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Ст.21,22 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О безопасности дорожного движения" устанавливают, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Перечень вопросов местного значения городского округа приведен в статье 16 указанного Федерального закона, в который входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.48 Устава Режевского городского округа, уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа (далее - Управление городским хозяйством) является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Управление городским хозяйством обладает правами юридического лица в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и настоящим Уставом. К полномочиям Управления городским хозяйством относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Режевского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд не принимает доводы представителя ответчика УГХ Режевского городского округа о необходимости возложения обязанности организации установки соответствующих дорожных знаков на Российскую железную дорогу. Из приведенных представителем ответчика правовых норм следует, что они регулируют правоотношения в области проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений (в данном случае, здания вокзала, объектов инфраструктуры около вокзала). В данном случае прокурор ставит вопрос об организации дорожного движения около здания вокзала.
Из плана Отдела архитектуры Администрации Режевского городского округа следует, что асфальтированная площадка, расположенная в 50м от здания вокзала, которую возможно использовать под парковочные места (л.д.ХХ), находится на территории г.Режа. Доказательств передачи указанной асфальтированной площадки в ведение Российских железных дорог ответчиком не представлено.
Кроме этого, как следует из отзыва УГХ Режевского городского округа, оно является заказчиком при заключении муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах в г.Реж. Соответственно, УГХ Режевского городского округа вправе поставить перед исполнителем одним из обязательных условий внесение в проект места установки дорожных знаков на асфальтированной площадке, расположенной в 50м от здания вокзала, определяющих места парковки транспортных средств инвалидов.
После установления в дислокации указанного места парковки, т.е. выполнения УГХ Режевского городского округа обязанности по организации дорожного движения, в случае нахождения указанной площадки в ведении какого-либо юридического лица, данное лицо по требованию УГХ Режевского городского округа будет обязано осуществить установку дорожного знака.
Соответственно имеются правовые основания для удовлетворения иска прокурора.
Учитывая данные о том, что заключение муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах в г.Реж планируется не ранее 23-27.05.2011, после чего потребуется время на выполнение проекта, суд полагает необходимым установить более длительный срок для исполнения решения суда, чем предложил прокурор. Суд полагает разумным установить таковой срок до 01.09.2011.
Руководствуясь ст.194,196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Управление городским хозяйством Режевского городского округа в срок до 01.09.2011 определить место для личного автотранспорта инвалидов на расположенной в 50м от здания вокзала парковке путем установления места расположения дорожного знака 6.4 «Место стоянки» с табличкой 8.17 «Инвалид».
Решения может быть обжаловано в Свердловский облсуд через Режевской городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Костенко С.А.