Дело 2-422 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15.06.2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Костенко С.А., при секретаре Вяткиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Муниципальному унитарному предприятию «Режевское водопроводно-канализационное хозяйство» о признании действий незаконными и понуждению к устранению нарушений закона, У С Т А Н О В И Л : Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов Свердловской области обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Режевское водопроводно-канализационное хозяйство» (далее МУП «Реж-Водоканал») о признании действий незаконными и возложении обязанности устранить нарушения закона, указывая, что в ходе прокурорской проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, выявлено, что МУП «Реж-Водоканал» допускает грубые нарушения действующего водного законодательства, выражающиеся в отсутствии у предприятия нормативов допустимых сбросов, решения о предоставлении водного объекта в пользование. Согласно Уставу МУП «Реж-Водоканал», основным направлением деятельности предприятия является водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод. МУП «Реж-Водоканал» является водопользователем, согласно отчету за 2010 год производит сбросы загрязненных недостаточно очищенных сточных вод в реку Реж в объеме 3035, 58 тыс. м3. В нарушение требований ст. 1, 19, 39, 44, 55, 60 Водного Кодекса РФ МУП «Реж-водоканал» осуществляет сброс в водные объекты с нарушением правил водопользования - без разработанных нормативов допустимого сброса, без решения о предоставлении водного объекта в пользование. Бездействие ответчика, выражающееся в не оформлении необходимых разрешительных документов, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, могут привести к иным экологически неблагоприятным последствиям. Кроме того, бездействие ответчика, выражающееся в не оформлении необходимых разрешительных документов нарушает права Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водный объект - река Реж находится в собственности Российской Федерации. Бесконтрольное пользование водным объектом со стороны ответчика нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта. Ссылаясь на положения ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми одним из способов защиты нарушенных прав является понуждение ответчика к исполнению обязанности в натуре, прокурор просит признать незаконными действия МУП «Реж-Водоканал» по осуществлению сброса сточных вод в реку Реж в отсутствие нормативов допустимых сбросов, решения о предоставлении водного объекта в пользование. Прокурор просит также обязать МУП «Реж-Водоканал» в срок не течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить проект нормативов допустимых сбросов и решение о предоставлении водного объекта в пользование. Представитель ответчика МУП «Реж-Водоканал» Мясоедова В.Ю., полностью признала исковые требования прокурора, указывая, что предприятие осуществляет свою деятельность в отсутствие проекта нормативов допустимых сбросов и решения о предоставлении водного объекта в пользование. В настоящее время проводятся работы, направленные на получение указанных документов, для чего потребуется срок, превышающий 6 месяцев. Суд, выслушав доводы объяснения представителя МУП «Реж-Водоканал», исследовав материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - река Реж находится в собственности Российской Федерации. Как следует из ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности отнесены поверхностные и подземные воды. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Из смысла ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что одним из принципов охраны окружающей среды является обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Согласно ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации). Соответственно при сбросе загрязненных, без очистки, ливневых сточных вод в поверхностные водные объекты: либо непосредственно в водный объект либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, предприятие является водопользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение. Порядок получения решения установлен ст.22,23 Водного кодекса Российской Федерации, п.5 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №844. Так, предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае - Министерства природных ресурсов Свердловской области). Указанное решение у МУП «Водоканал» отсутствует, что не оспаривается представителем ответчика. В соответствии с ч.1 ст. 21 ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Для достижения нормативов качества окружающей среды законом установлено требование об определении для каждого источника загрязнений нормативов предельно допустимых воздействий, к которым относятся и сбросы загрязняющих веществ в водоемы.( ст.22,23 указанного ФЗ). Ст.18 Федерального закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. В соответствии со ст. ст. 39, 44 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения, использовать водный объект для сброса сточных вод с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды. Статьей 55 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии с п. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 1 п. 6 ст. 60 Кодекса, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию. В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем МУП «Реж-Водоканал» то, что МУП «Реж-водоканал» осуществляет сброс в реку Реж с нарушением правил водопользования - без разработанных нормативов допустимого сброса, решения о предоставлении водного объекта в пользование. Указанные разрешительные документы являются неотъемлемыми элементами системы государственного регулирования в сфере водопользования, обеспечивающими соблюдение конституционного права граждан на благоприятную среду. Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, могут привести к иным экологически неблагоприятным последствиям. При изложенных обстоятельствах суд считает возможным исковые требования прокурора удовлетворить, а также возложить на МУП «Реж-Водоканал» обязанность в срок не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить необходимые документы, поскольку как установлено в судебном заседании меньший срок будет явно недостаточен для оформления и получения МУП «Реж-Водоканал» необходимых разрешительных документов. Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Муниципальному унитарному предприятию «Режевское водопроводно-канализационное хозяйство» Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Муниципальному унитарному предприятию «Режевское водопроводно-канализационное хозяйство» о признании действий незаконными и понуждению к устранению нарушений закона удовлетворить. Признать незаконным действия Муниципального унитарного предприятия «Реж-Водоканал» по осуществлению сброса сточных вод в реку Реж в отсутствие проекта нормативов допустимого сброса, решения о предоставлении водного объекта в пользование. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Реж-Водоканал» в срок не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить проект нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду и решение о предоставлении водного объекта в пользование. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме. Судья: Костенко С.А.