Решение от 18.05.2011 года по иску о признании действий незаконными и возложении обязанности.



     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        18 мая 2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Быкова А.Н.,

с участием прокурора Целоусовой Т.А.,

при секретаре Тетериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах Режевского городского округа к Муниципальному унитарному предприятию «Реж-Водоканал» о признании действий незаконными и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

        Режевской городской прокурор в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов Свердловской области обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Реж-Водоканал»о признании действий незаконными и возложении обязанности, указав, что в ходе проверки, проведенной Режевской городской прокуратурой в марте 2011 года, выявлено, что МУП «Реж-Водоканал» допускает грубые нарушения действующего водного законодательства, выражающиеся в отсутствии у предприятия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Согласно Устава МУП «Реж-Водоканал», основным направлением деятельности предприятия является водоснабжение, сбор, очистка и распределение воды, удаление и обработка сточных вод и отходов. МУП «Реж-Водоканал» является водопользователем, согласно отчету за 2010 год производит сбросы загрязненных недостаточно очищенных сточных вод в важный объект - реку Реж в объеме 3035, 58 тыс. мЗ. В нарушение требований ст. 1, 19, 39, 44, 55, 60 Водного Кодекса РФ МУП «Реж-водоканал» осуществляет сброс в водные объекты с нарушением правил водопользования - без очистки, без разрешения на сброс. Бездействие ответчика, выражающееся в не оформлении необходимых разрешительных документов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, могут привести к иным экологически неблагоприятным последствиям. Кроме того, бездействие ответчика, выражающееся в не оформлении необходимых разрешительных документов нарушает права Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водный объект - река Реж находится в собственности Российской Федерации. Бесконтрольное пользование водным объектом со стороны ответчика нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта. Ссылаясь на нормативно закрепленную обязанность водопользователя получить в соответствующих государственных органах разрешительную документацию, в соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ избирая в качестве способа защиты нарушенных прав понуждение ответчика к исполнению обязанности в натуре, обращаясь в суд с иском Режевской городской прокурор просил признать незаконными действия МУП «Реж-Водоканал» по осуществлению сброса недостаточно очищенных сточных вод в реку Реж в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, а также обязать МУП «Реж-Водоканал» в срок не позднее четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

        В ходе рассмотрения гражданского дела помощник Режевского городского прокурора Целоусова Т.А., в судебном заседании поддержав исковые требования, просила при возложении на МУП «Реж-Водоканал» обязанности получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду установить срок не 4, а 6-7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя тем, что 4-х месячного срока будет явно недостаточно для получения МУП «Реж-водоканал» разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

        Представитель ответчика МУП «Реж-Водоканал» Мясоедова В.Ю., действующая на основании доверенности, частично признав исковые требования прокурора, суду пояснила, что предприятие МУП «Реж-Водоканал» было образовано ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Администрации Режевского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в целях удовлетворения общественных потребностей населения Режевского городского округа по обеспечению населения холодным водоснабжением, водоотведением, обеспечения круглосуточного контроля за устойчивостью и бесперебойной работой жилищно-коммунальных предприятий города. Предприятие было включено в реестр муниципальных предприятий. Учредителем МУП «Реж-Водоканал» является Управление городским хозяйством Режевского городского округа. Вновь созданному предприятию передано муниципальное имущество для осуществления вышеуказанной деятельности на правах хозяйственного ведения. В состав переданного имущества входит комплекс канализационных сетей, зданий и сооружений для сбора, транспортировки и очистки хоз-фекальных стоков. До ДД.ММ.ГГГГ эксплуатацией городских очистных сооружений канализации занималось Унитарное муниципальное предприятие «Гамма», до УМП «Гамма» (до ДД.ММ.ГГГГ) очистные сооружения эксплуатировались ООО «Гавань». Проект НДС был разработан только на УМП «Гамма» (2010 г). Несмотря на отсутствие НДС предприятие МУП «Реж-Водоканал» осуществляет лабораторный контроль за качеством стоков, поступающих на очистные сооружения, технологией очистки стоков на разных этапах очистки, качеством стоков после очистки -на выпуске в реку Реж, т.е. осуществляет производственный контроль количества сбросов загрязняющих веществ в водный объект - реку Реж. При этом результаты сравниваются с величинами НДС, разработанными для УМП «Гамма», так как очистка стоков на городских очистных сооружениях происходит в соответствии с регламентом, независимо от названия эксплуатирующего предприятия. Для исключения попадания затрат по проекту НДС в тарифы по водоотведению, договор на разработку будет проходить через Администрацию Режевского городского округа. На сегодняшний день готовятся документы для проведения ДД.ММ.ГГГГ конкурса на выполнение проекта НДС со сроками - декабрь 2011 год. Параллельно разрабатываемому проекту НДС, предприятие дополнительно готовит материалы для оформления и получения решения.

        Представитель отдела по охране окружающей среды и природопользованию Администрации Режевского городского округа - Рыбакова Д.Р., действующая на основании доверенности в судебном заседании поддержав исковые требования прокурора, полагали их законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что для оформления необходимых разрешительных документов МУП «Реж-Водоканал» потребуется срок не менее 7 месяцев.

        Управление городским хозяйством Режевского городского округа, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика в суд своего представителя не направило. Начальник УГХ Режевского городского округа Шашков Э.Ю. направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя УГХ РГО, не представив возражений против исковых требований прокурора.     

        Суд, выслушав доводы помощника прокурора Кувалдиной Е.В., объяснения представителей МУП «Реж-Водоканал», отдела по охране окружающей среды и природопользованию Администрации Режевского городского округа, а также исследовав материалы дела, приходит к следующему.

        Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

        В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водный объект - река Реж находится в собственности Российской Федерации.

        Как следует из ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности отнесены поверхностные и подземные воды.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Из смысла ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что одним из принципов охраны окружающей среды является обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов в соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» определены как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами. Водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ).

        Соответственно при сбросе загрязненных, без очистки, ливневых сточных вод в поверхностные водные объекты: либо непосредственно в водный объект либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, предприятие является водопользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение.

В соответствии со ст. ст. 39, 44 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые очистные сооружения, использовать водный объект для сброса сточных вод с соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьей 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 п. 6 ст. 60 Кодекса, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию.

В судебном заседании установлено и не оспаривается представителем МУП «Реж-Водоканал» то, что МУП «Реж-водоканал» осуществляет сброс в реку Реж с нарушением правил водопользования - без разрешения на сброс.

При этом, разрешительные документы (разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект, нормативы допустимых сбросов для сброса сточных вод) являются неотъемлемыми элементами системы государственного регулирования в сфере водопользования, обеспечивающими соблюдение конституционного права граждан на благоприятную среду.

Отсутствие указанных документов создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, могут привести к иным экологически неблагоприятным последствиям.

        В обоснование заявленных исковых требований признания незаконными действий МУП «Реж-Водоканал» по осуществлению сброса недостаточно очищенных сточных вод в реку Реж каких-либо доказательств прокурором не представлено. Каких-либо исследований в части очистки сточных вод, на основании которых можно было сделать вывод о достаточности или недостаточности очистки сточных вод, не проводилось в связи с чем, суд находит доводы прокурора в данной части несостоятельными, поскольку они не подтверждены доказательствами, которые могут быть приняты в качестве надлежащих, относимых и допустимых средств доказывания.

        При изложенных обстоятельствах суд считает возможным исковые требования прокурора удовлетворить в части признания незаконным действий МУП «Реж-Водоканал» по осуществлению сброса сточных вод в реку Реж в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, а также возложить на МУП «Реж-Водоканал» обязанность в срок не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, поскольку как установлено в судебном заседании меньший срок будет явно недостаточен для оформления и получения МУП «Реж-Водоканал» необходимых разрешительных документов..

        Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд     

          

Р Е Ш И Л :

        Иск Режевского городского прокурора в интересах Режевского городского округа к Муниципальному унитарному предприятию «Реж-Водоканал»о признании действий незаконными и возложении обязанности удовлетворить частично.

        Признать незаконным действия Муниципального унитарного предприятия «Реж-Водоканал» по осуществлению сброса сточных вод в реку Реж в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

        Возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Реж-Водоканал» обязанность в срок не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.         

        Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме.

             Судья:                                                                                     Быков А.Н.