Решение суда от 02.06.2011 года по иску защите чести, достоинства и деловой репутации, возмещении морального вреда.



Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ      дело 2-450

                        Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.06.2011 Режевской городской суд в составе председательствующего судьи Костенко С.А., при секретаре Клевакиной Э.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайритдиновой О.Н. к Некрасовой Г.И. о защите чести, достоинства и деловой репутации, возмещении морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Хайритдинова О.Н. обратилась в суд с иском Некрасовой Г.И. о защите чести, достоинства и деловой репутации, возмещении морального вреда. В обоснование иска истец указала, что в течение длительного времени ответчик Некрасова Г.И. допускает оскорбительные высказывая в ее адрес, унижая ее честь и достоинство, нанося вред ее деловой репутации. Таковые действия были совершены ответчиком при следующих обстоятельствах.

В октябре 2010 в здании администрации Территориального управления по <адрес>, где истец Хайритдинова О.Н. находилась как участник переписи населения, Некрасова Г.И. попросила ее заплатить долг за коммунальные услуги, при этом настаивала, чтобы она незамедлительно съездила на велосипеде домой за деньгами. Получив отказ, Некрасова Г.И. сказала, что «может подмочить ее (Хайретдиновой О.Н.) репутацию».

ДД.ММ.ГГГГ утром истец Хайритдинова О.Н. на улице встретила Некрасову Г.И., которая попыталась вручить ей письмо МУП «<данные изъяты>», содержащее ответ на ее заявление. Она отказалась получать письмо, т.к. очень торопилась, о чем сказала ответчику, возвратив письмо. При этом письмо упало на землю. Некрасова Г.И. оскорбительным и грубым тоном крикнула ей вслед: «<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ днем в здании администрации Территориального управления по <адрес>, в момент оплаты истцом Хайритдиновой О.Н. коммунальных услуг Некрасова Г.И. в присутствии посторонних людей допустила ее адрес следующие высказывания в грубой и оскорбительной форме, унижающие ее честь и достоинство: «<данные изъяты>». Хайритдинова О.Н. указывает, что после этих оскорблений она находилась в стрессовом состоянии, поэтому, выйдя на улицу, упала и повредила ногу. Затем у нее поднялось давление, по поводу чего она обратилась к врачу.

Истец Хайритдинова О.Н. просит обязать ответчика принести извинения за допущенные оскорбительные высказывания путем опубликования их за свой счет в газете «<данные изъяты>», выходящей в <адрес>. Также истец просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 20000 руб., указывая, что неправомерными действиями ответчика ей причинены нравственные и физические страдания. Она испытала чувство унижения, обиды от оскорблений Некрасовой Г.И., у нее ухудшилось состояние здоровья.

Ответчик Некрасова Г.И. иск не признала, указала, что никаких оскорбительных высказываний в адрес Хайритдиновой О.Н. не допускала, честь и достоинство истца не унижала. Она работает в МУП «<данные изъяты>» специалистом по работе с населением по предупреждению об оплате задолженность за оказанные коммунальные услуги. В течение 2010-2011 у Хайритдиновой О.Н. образовалась задолженность за оказанные коммунальные услуги, поэтому она неоднократно напоминала истцу об этом. В октябре 2010 в здании администрации Территориального управления по <адрес>, она действительно просила Хайритдинову О.Н. незамедлительно оплатить задолженность, т.к. у МУП не имелось денег, а было необходимо выдать заработную плату работникам. При этом никаких оскорблений в адрес Хайритдиновой О.Н. не высказывала, унизительными словами не называла. ДД.ММ.ГГГГ

она действительно пыталась вручить Хайритдиновой О.Н. письмо МУП «Ремстройбыт», однако истец скомкала письмо и выбросила его. Оскорбительных и грубых слов в адрес истца она не произносила. ДД.ММ.ГГГГ днем в здании администрации Территориального управления по <адрес>, в момент оплаты истцом Хайритдиновой О.Н. коммунальных услуг она также никаких высказываний в грубой и оскорбительной форме, унижающие честь и достоинство Хайритдиновой О.Н. не допускала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.

Статьей 152 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено право каждого на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации от распространенных не соответствующих действительности порочащих сведений.

Обстоятельствами, имеющими в силу ст.152 Гражданского кодекса Российской Федерации значение для дела, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Порочащими, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь идостоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

П.1 ст.152 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает способ защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина в случае, если вред этим неимущественным благам причинен путем распространения не соответствующих действительности порочащих сведений. Анализ этой нормы показывает, что она может быть применена лишь для случая, когда содержанием сведений являются сообщения о фактах, но не мнение, выражающее их оценку. Только сообщение о факте может соответствовать либо полностью или частично не соответствовать действительности. Несоответствие мнения действительности является фактически несовпадением мнения конкретного лица с мнением других лиц (действительным мнением).

В силу ст.ст.28,29 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на свободу мысли и слова; и никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них, в том числе и путем опровержения.

Применительно к свободе массовой информации на территории России действует ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно ч. 1 которой каждый человек имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи, отражающие личное мнение, по вопросу, представляющему общественный интерес, без какого-либо вмешательства в это со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Однако, мнение должно быть изложено в форме, не умаляющей честь и достоинство личности, а именно, без употребления оскорбительных выражений. Если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь и достоинство или деловую репутацию истца, он имеет право на обращение с заявлением о привлечении лица к уголовной ответственности за оскорбление, а затем, в случае установления вины, право на обращение с иском о компенсации морального вреда за нанесенное оскорбление.

Анализируя приведенные в обоснование иска доводы представителя истца, возражения ответчика, суд приходит к следующему.

Свидетель ФИО4 пояснила, что в октябре 2010 в здании администрации Территориального управления по <адрес>, Некрасова Г.И. действительно просила Хайритдинову О.Н. незамедлительно оплатить задолженность по коммунальным услугам, на отказ последней сказала, что может подмочить ее репутацию.

Свидетель ФИО5 сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ днем в здании администрации Территориального управления по <адрес>, в момент оплаты истцом Хайритдиновой О.Н. коммунальных услуг Некрасова Г.И. сказала, что истец говорит умные слова.

Анализируя приведенные истцом высказывания, суд приходит к следующему.

Истцом Хайритдиновой О.Н. не доказан факт распространения ответчиком Некрасовой Г.И. каких-либо сведений об истце, носящих порочащий характер и не соответствующих действительности.

Указанные истцом высказывания ответчика не содержат никаких сообщений о фактах или событиях, которые не имели места в реальности, содержащих утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота.

Утверждения ответчика о том, что Хайретдинова О.Н. не умеет считать, носят общий и оценочный характер, являются субъективным суждением ответчика Некрасовой О.Н., в связи с чем не могут быть проверены на наличие или отсутствие такого факта.

Также суд не принимает доводы истца об оскорбительном и унизительном характере приведенных высказываний ответчика Некрасовой Г.И.

Оскорбление - это унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме. При оскорблении унижение чести и достоинства выражается в отрицательной оценке личности потерпевшего.

Приведенные истцом высказывания не выражали отрицательную оценку личности Хайритдиновой О.Н., никак не унижали ее честь и достоинство.

Суд приходит к выводу, что спорные высказывания не могут быть предметом для осуществления истцом судебной защиты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так называемый «язвительный» тон ответчика и возникновение у истца переживаний, вызванных субъективным восприятием описываемых ей ситуаций, не могут являться основанием полагать о том, что действия ответчика носили неправомерный характер, были направлены на унижение чести и достоинства истца и причинение морального вреда.

Доказательств получения телесных повреждений и наступления заболевания вследствие неправомерных действий ответчика Некрасовой Г.И., истцом также не представлено.

Соответственно, указанными действиями ответчика Некрасовой Г.И. не были нарушены личные неимущественные права истца Хайритдиновой О.Н., т.е. нет оснований для компенсации морального вреда, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.194,196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                 Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Хайритдиновой О.Н. к Некрасовой Г.И. о защите чести, достоинства и деловой репутации, возмещении морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский облсуд через Режевской городской суд в течение 10 дней.

Судья           Костенко С.А.