Решение суда от 17.06.2011 года по иску о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства.



Мотивированное решение составлено

21 июня 2011 года

                                                                                 

                                                                              РЕШЕНИЕ

                                                        Именем Российской Федерации

     17 июня 2011 Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филатовой М.В.,

при секретаре Бурлаковой Л.В.,

с участием помощника прокурора Евграшина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа, Территориальному управлению по селу <адрес> о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном вдоль дороги Останино-Липовское на расстоянии 700 м. от села Останино у дороги справа на месте добычи щебня у реки <адрес>ю более 100 кв.м.,

установил:

     Режевской городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа, Территориальному управлению по селу <адрес> о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном вдоль дороги Останино-Липовское на расстоянии 700 м. от села Останино у дороги справа на месте добычи щебня у реки <адрес>ю более 100 кв.м., по следующим основаниям. В ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства органном местного самоуправления Режевского городского округа установлено, что на земельном участке, расположенном вдоль дороги Останино-Липовское на расстоянии 700 м. от села Останино у дороги справа на месте добычи щебня у реки Рассоха, имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Пунктами 10, 12 Устава Режевского городского округа к полномочиям органов местного самоуправления отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Режевского городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. П. 9 ст. 48 Устава Режевского городского округа к полномочиям уполномоченного органа в сфере управления городским хозяйством РГО отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. П. 10 ст. 49 Устава Режевского городского округа к полномочиям Уполномоченных органов в сфере управления сельскими территориями отнесены полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной территории. Земельный участок, на котором обнаружена свалка, находится в муниципальной собственности и одновременно включен в состав территории Режевского городского округа. Обращаясь в суд с иском, Режевской городской прокурор просил обязать администрацию Режевского городского округа, Управление Режевским городским хозяйством Режевского городского округа, а также Территориальное управление по <адрес> организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном вдоль дороги Останино-Липовское на расстоянии 700 м. от села Останино у дороги справа на месте добычи щебня у реки <адрес>ю более 100 кв.м.

     В судебном заседании представитель истца - помощник Режевского городского прокурора Евграшин А.С., поддержав исковые требования, пояснил суду, что в соответствии со ст. 16 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе, и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу положений ст.37 данного закона этот вопрос находится в компетенции администрации РГО, работу которой возглавляет Глава РГО. Согласно п.п. 9 п. 4 ст. 48 Устава Режевского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управления городским хозяйством Режевского городского округа, а в соответствии с п. 10 ст. 49 Устава Режевского городского округа к полномочиям Уполномоченных органов в сфере управления сельскими территориями отнесены полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной территории. Земельный участок, на котором обнаружена свалка, находится в муниципальной собственности и одновременно включен в состав территории Режевского городского округа, а также находится на территории, подведомственной Территориальному управлению по <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается актом о выявленных нарушениях при проверке соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимками с места расположения свалки, схемой границ ТУ по <адрес>, а также кадастровым планом данной территории. Согласно данным Режевского отдела Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок по адресу: <адрес>, вдоль дороги Останино-Липовское на расстоянии 700 м. от Останино на месте добычи щебня у реки Рассоха собственника не имеет, следовательно, им распоряжается муниципалитет. Вывод о том, что свалка находится на территории, подведомственной ТУ по <адрес>, сделан со слов Государственного инспектора Имаева В.У., у которого имеется достаточно большой опыт определения подведомственности земель тому или иному Территориальному управлению. Каких-либо иных доказательств нахождения свалки на подведомственной ТУ по <адрес> территории не имеется. Представитель истца также уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию Режевского городского округа, Управление Режевским городским хозяйством Режевского городского округа, а также Территориальное управление по <адрес> организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, вдоль дороги Останино-Липовское на расстоянии 700 м. от села Останино у дороги справа на месте добычи щебня у реки <адрес>ю более 100 кв.м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

     Представители ответчиков - администрации Режевского городского округа, а также ТУ по <адрес> в судебное заседание не явились, представив заявления с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.

     Представитель ответчика - юрисконсульт Управления городским хозяйством Режевского городского округа Петров А.М., действующий на основании постоянной доверенности, исковые требования не признал по тем основаниям, что в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования, обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В исковом заявлении указано, что свалка находится на землях лесного фонда, следовательно, эта земля является государственной собственностью, а не муниципальной. По этой причине Управление городским хозяйством Режевского городского округа не имеет права проводить на этой земле работы по ликвидации свалки. Вместе с тем, представитель ответчика признал то обстоятельство, что свалка находится в границах Режевского городского округа, это является нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем свалку необходимо ликвидировать. В случае возложения такой обязанности на Управление городским хозяйством его представитель просил суд предоставить срок для ее выполнения до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку этот срок является более разумным для исполнения. Что касается иска, предъявленного к ТУ по <адрес>, то он необоснован, поскольку доказательств нахождения свалки на подведомственной ТУ территории не представлено. Из акта о выявленных нарушениях и схемы к нему видно, что свалка находится за пределами границ ТУ по <адрес>, а из кадастрового паспорта земельного участка каких-либо сведений о месте нахождения свалки установить невозможно.

     Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не известив о причинах своей неявки.

     Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

     В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

     Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

     В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

     Согласно п.п. 1 и 2 ст. 13 N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

     Согласно ч. 3 ст. 8 вышеуказанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     В силу п. 2, п. 3 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливаются органами местного самоуправления.

     На основании п.п. 10, 12 ч. 1 ст. 6 Устава Режевского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Режевского городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     На основании ч. 1, п. 9, ч. 4 ст. 48 Устава Режевского городского округа уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа., и к его полномочиям, в том числе относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     В соответствии с ч. 1, п. 10 ч. 4 ст. 49 Устава Режевского городского округа уполномоченные органы местного самоуправления по сельским территориям - Территориальные управления сел Режевского городского округа (далее - Управления сел) являются территориальными органами местного самоуправления, наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа; к полномочиям Управлений сел относятся в частности организация мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной территории.

     Согласно уведомлению Режевского отдела Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок по адресу: <адрес>, вдоль дороги Останино-Липовское на расстоянии 700 м. от Останино на месте добычи щебня у реки Рассоха собственника не имеет, за конкретными лицами не закреплен, собственность на земельный участок не разграничена, следовательно, право распоряжения им осуществляется органами местного самоуправления.

     Из акта о выявленных нарушениях при проверке соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимков и схемы к нему (л.д.), следует также, что земельный участок, на котором расположена свалка, находится в пределах границ Режевского городского округа.

     Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, а также сведений о лицах, обязанных ликвидировать несанкционированные свалки на территории муниципального образования за счет собственных средств, ответчиками суду не представлено, тогда как ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона в споре должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

     Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.

     Ссылка представителя ответчика - Управления городским хозяйством Режевского городского округа на то, что свалка находится на землях лесного фонда, которые являются государственной собственностью, и за уборку которых органы местного самоуправления ответственности не несут, также ничем не подтверждена. По мнению суда, представленные истцом доказательства: акт о выявленных нарушениях при проверке соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимки, схема к нему, а также уведомление Режевского отдела Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии, прямо свидетельствуют о том, что земельный участок по адресу: <адрес>, вдоль дороги Останино-Липовское на расстоянии 700 м. от Останино на месте добычи щебня у реки Рассоха находится на территории муниципального образования - Режевского городского округа, собственника не имеет, следовательно, в соответствии с законодательством РФ организацию деятельности в области обращения с отходами на этой территории должны осуществлять органы местного самоуправления.

     Вместе с тем, истцом суду не представлено и доказательств, достоверно подтверждающих то обстоятельство, что свалка находится на подведомственной ТУ по <адрес> территории. Как пояснил в судебном заседании представитель истца, акт о выявленных нарушениях с указанием на то, что свалка находится на территории, подведомственной ТУ по <адрес>, составлен исходя только из устных сведений, сообщенных Государственным инспектором отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по <адрес> Имаева В.У., без какого-либо документального подтверждения. Такого документального подтверждения не имеется и на день рассмотрения дела судом.

     Между тем, согласно схеме территории ТУ по <адрес>, свалка находится за пределами границ населенного пункта - <адрес>, а представленный истцом кадастровый план не содержит каких-либо обозначений, позволяющих привязать месторасположение свалки к конкретному земельному участку.

     Статья 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

     Очевидно, что размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам.Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду, направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право, а также создающего угрозу нарушения данного права в будущем.

     При таких обстоятельствах, суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа, и именно на него должна быть возложена обязанность организации уборки свалки на земельном участке, расположенном вдоль дороги Останино-Липовское на расстоянии 700 м. от села Останино у дороги справа на месте добычи щебня у реки <адрес>ю более 100 кв.м., поскольку в соответствии с Уставом Режевского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесена к полномочиям Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управления городским хозяйством Режевского городского округа. На указанные цели из бюджета Режевского городского округа на 2011 год предусмотрено выделение денежных средств, распорядителем которых также является Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа.

     Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

     Иск Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

     Обязать Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном вдоль дороги Останино-Липовское на расстоянии 700 м. от села Останино у дороги справа на месте добычи щебня у реки <адрес>ю более 100 кв.м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

     Иск Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном вдоль дороги Останино-Липовское на расстоянии 700 м. от села Останино у дороги справа на месте добычи щебня у реки <адрес>ю более 100 кв.м., предъявленный к администрации Режевского городского округа, а также к Территориальному управлению по селу <адрес>, оставить без удовлетворения.

      Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней со дня его принятия в окончательной форме.

     

Судья:                                                                       М.В. Филатова.