Решение суда от 03.06.2011 года по иску о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю по вине работника



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        03 июня 2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Быкова А.Н.,

при секретаре Тетериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Открытого акционерного общества «Режевской хлебокомбинат» к Кочетову И.А. о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю по вине работника,

У С Т А Н О В И Л :

        Открытое акционерное общество «Режевской хлебокомбинат»(далее по тексту ОАО «Режхлеб») обратилось в суд с иском к Кочетову И.А. о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю по вине работника, указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут, на 58-ом километре автодороги Екатеринбург-Реж-Алапаевск, Кочетов И.А., управляя грузовым автомобилем <данные изъяты> гос.номер <данные изъяты>, принадлежащим ОАО «Режевской хлебокомбинат», в нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения совершил наезд на автомобиль <данные изъяты> гос. номером <данные изъяты> принадлежащий ФИО4 В результате столкновения легковой автомобиль <данные изъяты> получил значительные повреждения, оцененные в 244347 рублей. Страховая компания ООО «Росгосстрах» возместило потерпевшему причиненные убытки в полном объеме, в связи с чем, у страховой компании возникло право суброгации к ОАО «Режевской хлебокомбинат» в части суммы превышающей страховое возмещение. В ноябре 2010 года от ООО «Росгосстрах» в адрес ОАО «Режевской хлебокомбинат» поступило предложение о возмещении ущерба, которое понесло ООО «Росгосстрах» при возмещении ущерба потерпевшему ФИО4 Гражданская ответственность ОАО «Режевской хлебокомбинат», на момент совершения ДТП, была застрахована в ООО «Росгосстрах». Страховое возмещение в пределах лимита ответственности ОСАГО 120000 рублей было зачтено в счет погашения причиненного Кочетовым И.А. материального ущерба. Соответственно оставшаяся часть требуемой суммы составляет 124347 рублей (244347 - 120000 =124 347 рублей). ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Режевской хлебокомбинат» удовлетворило требование страховой компании ООО «Росгосстрах» по возмещению убытков путем перечисления денежной суммы в размере 124347 рублей на расчетный счет Страховой компании. С момента исполнения по возмещению стороне убытков, у предприятия возникло право регресса к лицу непосредственно причинившему вред. Имущественный ущерб водителем Кочетовым И.А. был причинен во время исполнения трудовых обязанностей, который возмещен предприятием в соответствии со ст. 1072 ГК РФ, в связи с чем, ОАО «Режхлеб» полагает о наличии права обратного требования (регресса) к водителю Кочетову И.А. в размере выплаченного возмещения. Обращаясь в суд с иском, ОАО «Режхлеб» просило взыскать с Кочетова И.А. в свою пользу 124347 рублей в возмещение материального ущерба, причиненного работодателю по вине Кочетова И.А., а также 3686 рублей 94 копеек в возмещение судебных расходов, понесенных по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд.

        Представитель истца - Степшина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив суду, что Кочетов И.А. должен возместить причиненный ОАО «Режхлеб» материальный вред в полном объеме, а не в размере среднего заработка.      

        Ответчик Кочетов И.А. не признав исковые требования в полном объеме, суду пояснил, что работает в ОАО «Режхлеб» <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он исполнял свои трудовые обязанности и <данные изъяты> автомобилем марки <данные изъяты> гос.номер <данные изъяты>, принадлежащим ОАО «Режевской хлебокомбинат» по маршруту Реж-Березовский-Реж. Около 13 часов, на 58-ом километре автодороги Екатеринбург-Реж-Алапаевск, он по неосторожности допустил наезд на автомобиль <данные изъяты> гос. номером <данные изъяты> принадлежащий ФИО4, который в результате столкновения получил механические повреждения. Не согласен с тем, что ответственность за совершение указанного ДТП полностью лежит на нем, т.к. со стороны ОАО «Режхлеб» на протяжении длительного времени допускался ряд нарушений режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренного «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха <данные изъяты>. В момент ДТП он находился в физически утомленном состоянии, что несмотря несовместимо с <данные изъяты>, требующим концентрации внимания и психомоторной реакции. За нарушением ПДД, повлекшее столкновение транспортных средств он не был привлечен к административной или уголовной ответственности. Кроме того, считает, что с ним как с <данные изъяты> не мог быть заключен договор о полной материальной ответственности.

        Выслушав представителя истца, доводы ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии со ст. 232 ТК РФ сторона трудового договора, причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

        Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами (ст. 233 ТК РФ).

        Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю установлена ст. 238 ТК РФ, в соответствии с которой работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

        Согласно ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ и иными федеральными законами.

        Как следует из положений ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

        В статье 243 ТК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев полной материальной ответственности работника перед работодателем, в том числе: когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; умышленного причинения ущерба; причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда; причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом; разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами; причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

        Согласно ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной материальной ответственности работников, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

        В приложении N 1 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85 приведен ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ И РАБОТ, ЗАМЕЩАЕМЫХ ИЛИ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТНИКАМИ, С КОТОРЫМИ РАБОТОДАТЕЛЬ МОЖЕТ ЗАКЛЮЧАТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ДОГОВОРЫ О ПОЛНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕДОСТАЧУ ВВЕРЕННОГО ИМУЩЕСТВА.

        Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

        В соответствии со ст. 195 ГПК РФ суд разрешает дело по заявленным требованиям.

        В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона в споре должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

        Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.

        Кочетов И.А. состоит с ОАО «Режхлеб» в трудовых отношениях, что подтверждается приказом о его приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты> готовой продукции (л.д. ), приказом от ДД.ММ.ГГГГ о его переводе с должности грузчика готовой продукции на должность <данные изъяты> (л.д.

        В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ с Кочетовым И.А. был заключен договор о полной материальной ответственности, в соответствии с условиями которого Кочетов И.А. принял на себя полную материальную ответственность за недостачу вверенного ему работодателем имущества, а также за ущерб, возникший у Работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам (л.д.).

         Как следует из путевого листа (л.д. ) и не оспаривается сторонами, ДД.ММ.ГГГГ Кочетов И.А. исполнял свои трудовые обязанности <данные изъяты> и управляя автомобилем марки <данные изъяты> гос.номер <данные изъяты>, принадлежащим ОАО «Режевской хлебокомбинат» по маршруту Реж-Березовский-Реж.

        Управляя ДД.ММ.ГГГГ, около 13 часов на 58-км. автодороги Екатеринбург-Реж-Алапаевск указанным автомобилем в направлении от <адрес> к <адрес>, Кочетов И.А. в нарушение п. 10.1 ПДД РФ не справился с управлением, допустил неуправляемый занос и столкновение со встречным автомобилем <данные изъяты>, гос.рег.знак <данные изъяты> под управлением ФИО6, что подтверждается материалами проверки сообщения о ДТП, проведенной сотрудниками ГИБДД. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ ст.инспектором по ИАЗ ОВ ДПС ГИБДД ОВД по Режевскому городскому округу Шишкановым А.К. вынесено определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении по факту указанного ДТП в связи с отсутствием в действиях Кочетова И.А. состава административного правонарушения. По результатам медицинского освидетельствования Кочетова И.А., проведенного врачом МУЗ «ЦРБ» <адрес> в день ДТП ДД.ММ.ГГГГ, состояние опьянения Кочетва И.А. не установлено.

        При столкновении автомобиля управляемого Кочетовым И.А. с автомобилем марки <данные изъяты>, гос.рег.знак <данные изъяты>, последнему были причинены механические повреждения. Поскольку автомобиль , гос.рег.знак был застрахован в ООО «Росгосстрах» по договору от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Росгосстрах» в соответствии с условиями договора страхования было выплачено ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» страховое возмещение в размере 244347 рублей в возмещение вреда причиненного повреждением автомобиля Форд Фокус, что подтверждается платежным поручением, актом о страховом случае, соглашением. (л.д. )

        Гражданская ответственность ОАО «Режхлеб» как владельца автомобиля <данные изъяты> гос.номер <данные изъяты>, на момент столкновения автомобилей была застрахована в ООО «Росгосстрах», страховое возмещение в пределах 120000 руб., предусмотренное ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, было зачтено в счет погашения причиненного материального ущерба. Оставшуюся сумму в размере 124347 рублей ОАО «Режхлеб» ДД.ММ.ГГГГ перечислило ООО «Росгосстрах» в возмещение вреда, причиненного Кочетовым И.А. в результате указанного ДТП, что подтверждается соответствующим платежным поручением.

        Как считает суд, оснований для возложения на Кочетова И.А. материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба, т.е. в сумме 124347 рублей в данном случае не имеется, поскольку ОАО «Режхлеб» не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации либо иными федеральными законами Кочетов И.А. как работник ОАО «Режхлеб» может быть привлечен к ответственности в полном размере причиненного ущерба. В ходе рассмотрения дела прямо установлено, что вред ОАО «Режхлеб» был причинен Кочетовым И.А. при исполнении им своих трудовых обязанностей водителя по неосторожности, а не в результате недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу, не в результате умышленного причинения ущерба; разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом Кочетов И.А. не находился в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, что подтверждается актом его освидетельствования врачом МУЗ «ЦРБ» <адрес>. За нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности столкновение автомобилей, Кочетов И.А. не привлекался к административной или уголовной ответственности. В материалах дела отсутствуют документы о наличии в действиях Кочетова И.А. умысла на причинение материального ущерба как ОАО «Режхлеб», так и иным лицам, или состава административного проступка или состава преступления.

Наличие заключенного между ОАО «Режхлеб» и Кочетовым И.А. договора о полной индивидуальной материальной ответственности не может являться основанием для возложения на Кочетова И.А. материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба, т.к. ОАО «Режхлеб» не доказана правомерность заключения с работником Кочетовым И.А. договора о полной материальной ответственности, поскольку как следует из ст. 244 ТК РФ, ПЕРЕЧЕНЯ ДОЛЖНОСТЕЙ И РАБОТ, ЗАМЕЩАЕМЫХ ИЛИ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТНИКАМИ, С КОТОРЫМИ РАБОТОДАТЕЛЬ МОЖЕТ ЗАКЛЮЧАТЬ ПИСЬМЕННЫЕ ДОГОВОРЫ О ПОЛНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕДОСТАЧУ ВВЕРЕННОГО ИМУЩЕСТВА, утвержденного Постановление Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности", такие договоры заключаются о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества. Кроме того, указанный Перечень не содержит должностей водителей и работ по управление автотранспортными средствами.

При изложенных обстоятельствах, как считает суд, Кочетов И.А. должен нести материальную ответственность перед ОАО «Режхлеб» в соответствии с требованиями ст. 241 ТК РФ в пределах своего среднего месячного заработка.

        Как следует из справки ОАО «Режхлеб» (л.д. ) размер среднего месячного заработка Кочетова И.А. на момент ДТП и причинения им вреда составлял 17280 рублей 50 копеек, в связи с чем именно лишь в указанном размере подлежат удовлетворению исковые требования ОАО «Режхлеб».

        При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования ОАО «Режхлеб» подлежащими удовлетворению лишь частично.

        При обращении в суд с иском истцом уплачена государственная пошлина, расходы по оплате которой подлежат взысканию в пользу ОАО «Режхлеб» с Кочетова И.А., в соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ, в размере пропорциональном удовлетворенной части иска - то есть в сумме 691 руб. 22 коп.

        Руководствуясь ст. ст. 194, 197-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

        Иск Открытого акционерного общества «Режевской хлебокомбинат» к Кочетову И.А. о возмещении материального ущерба, причиненного работодателю по вине работника удовлетворить.

        Взыскать с Кочетова И.А. в пользу Открытого акционерного общества «Режевской хлебокомбинат» 17280 (семнадцать тысяч двести восемьдесят) рублей 50 копеек в возмещение материального ущерба, причиненного работодателю, а также 691 (шестьсот девяносто один) рубль 22 копейки в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче иска в суд.

        Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме.

        Решение изготовлено в совещательной комнате судьей лично машинописным способом

             Судья                                                                           А.Н. Быков