Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 июня 2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Быкова А.Н., с участием прокурора Каюмовой Т.Н., при секретаре Тетериной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л : Режевской городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности, указав, что при проведении проверки информации, поступившей из ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по СО Отделение надзорной деятельности РГО поступила информация о соблюдения требований пожарной безопасности на территории коллективных садов, подверженных угрозе лесных пожаров на территории Режевского городского округа. Постановлением Правительства Свердловской области «О мерах по обеспечению готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к пожароопасному периоду» от 31.03.2011 г. № 3512-пп, определен перечень садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, подверженных угрозе распространения лесных пожаров. На территории Режевского городского округа таких коллективных сада три - «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». В ходе проверки установлено, что коллективные сады не готовы к пожароопасному периоду. На территории коллективного сада «<данные изъяты>» в нарушение требований п. 114 ППБ 01-03 отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, в нарушение п. 112 ППБ 01-03 с целью исключения переброса огня на здания и сооружения не выполнены устройства защитных противопожарных минерализованных полос, в нарушение п. 94 ППБ 01-03 к искусственным и естественным водоисточникам не устроены подъезды (площадки, пирсы) с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. На территории коллективного сада «<данные изъяты>» в нарушение требований п. 112 ППБ 01-03 с целью исключения переброса огня на здания и сооружения не выполнены устройства защитных противопожарных минерализованных полос, в нарушение п. 114 ППБ 01-03 отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей а случае пожара, в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в коллективном саду для целей пожаротушения нет пожарных мотопомп, в нарушение п. 94 ППБ 01-03 к искусственным и естественным водоисточникам не устроены подъезды (площадки, пирсы) с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. На территории коллективного сада «<данные изъяты>» в нарушение требований п. 112 ППБ 01-03 с целью исключения переброса огня на здания и сооружения не выполнены устройства защитных противопожарных минерализованных полос, в нарушение п. 114 ППБ 01-03 отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей а случае пожара, в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в коллективном саду для целей пожаротушения нет пожарных мотопомп, в нарушение п. 94 ППБ 01-03 к искусственным и естественным водоисточникам не устроены подъезды (площадки, пирсы) с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Начальником отделения надзорной деятельности Режевского городского округа ГУ Министерства РФ по ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области в адрес главы Режевского городского округа направлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ и предписание №, от подписи которых он отказался. Обращаясь в суд с иском, Режевской городской прокурор просил обязать Администрацию Режевского городского округа устранить вышеуказанные нарушения Правил пожарной безопасности, выявленные на территории коллективных садов «<данные изъяты>», «<данные изъяты>4», «<данные изъяты>», указанные в акте проверки федерального органа исполнительной власти от ДД.ММ.ГГГГ, предписании №. В ходе рассмотрения гражданского дела помощник Режевского городского прокурора Каюмова Т.Н. уточнив исковые требования просила возложить на Администрацию Режевского городского округа обязанность обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара территорию коллективных садов «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «Автомобилист», с целью исключения переброса огня на здания и сооружения выполнить устройства защитных противопожарных минерализованных полос в коллективных садах «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», в коллективном саду «<данные изъяты>» обустроить к естественному водоисточнику река Бобровка, а в коллективных садах «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» обустроить к искусственным водоисточникам подъезды (площадки, пирсы) с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, территорию коллективных садов «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» для целей пожаротушения обеспечить пожарными мотопомпами. Представитель Администрации Режевского городского округа Савельева М.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направив письменный отзыв, в котором не согласившись с исковыми требованиями, указала, что в соответствии с п.6 ст.41 Устава Режевского городского округа в полномочия Администрации Режевского городского округа входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Режевского городского округа, деятельности муниципальной пожарной охраны. Статьей 46 Устава Режевского городского округа полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Режевского городского округа, а также осуществление в пределах своей компетенции управления муниципальными землями, участие в проведении земельной реформы, осуществление земельного контроля за использованием земель Режевского городского округа находятся у Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом - Комитете по управлению имуществом Режевского городского округа, В соответствии с п. 24 ч. 4 ст. 48 Устава Режевского городского округа организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Режевского городского округа находится в полномочиях уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управления городским хозяйством Режевского городского округа, в связи с чем ходатайствовала о привлечении Комитета по управлении имущество Режевского городского округа и Управления городским хозяйством Режевского городского округа к участию в деле в качестве соответчиков. Представитель Комитета по управлению имуществом Режевского городского округа, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, Иванова Н.А., направила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Комитета по управлению имуществом Режевского городского округа, указав, что в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение в границах городского округа первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Представитель Управления городским хозяйством Режевского городского округа, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, Шашков Э.Ю., направил в суд письменный отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления городским хозяйством Режевского городского округа, указав, что УГХ РГО не является надлежащим ответчиком по данному делу. Начальник отделения надзорной деятельности Режевского городского округа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Толстых А.Н., направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, выслушав доводы помощника прокурора Каюмовой Т.Н., а также исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение в границах городского округа первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Как следует из ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» первичными мерами пожарной безопасности признается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Статьей 10 ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования. Согласно ст. 2 Устава Режевского городского округа наименование муниципального образования - Режевской городской округ. Термины "городской округ", "муниципальное образование", применяемые в Уставе, имеют одинаковое значение. Статьей 3 Устава Режевского городского округа определяющей состав территории Режевского городского округа закреплено, что городской округ - муниципальное образование, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. В состав территории Режевского городского округа входят город Реж, а также в соответствии с генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и других сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями: <адрес> ключ, <адрес> В соответствии с п. 26 ст. 6 Устава Режевского городского округа к вопросам местного значения Режевского городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа. Как следует из п. 3 ст. 21, ст. 40 Устава Режевского городского округа Администрация Режевского городского округа, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления наделено полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 Устава, т.е. в том числе и по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа, а также полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. Пунктом 6 ст. 41 Устава Режевского городского округа прямо отнесено к полномочиям администрации Режевского городского округа обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Режевского городского округа, деятельности муниципальной пожарной охраны. В соответствии с п. 31 Правил Пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Как следует из п. 94 ППБ 01-03 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). (п. 112 ППБ 01-03). На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. (п. 114 ППБ 01-03) Наличие нарушений требований пожарной безопасности в коллективных садах «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» об устранении которых заявлено требование прокурором подтверждается актом проверки (л.д. № предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. №) и не оспаривается сторонами. При этом, как установлено в судебном заседании коллективные сады «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» отсутствуют в Едином государственном реестре юридических лиц и не состоят на учете в ИФНС г.Режа. Потребительский садоводческий кооператив «<данные изъяты>» зарегистрирован <данные изъяты>.1996 г. постановлением Главы администрации г.Режаи состоит на налоговом учете, однако в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствует. Поскольку п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение в границах городского округа первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа, а в соответствии с требованиями ст.ст. 40 Устава Режевского городского округа Администрация Режевского городского округа наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 Устава, п.п. 26 п. 1 которой к вопросам местного значения прямо отнесено и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку установлено, что коллективные саду «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» находятся в границах Режевского городского округа. Из статей 6, 40, 41 Устава Режевского городского округа прямо следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа отнесено к полномочиям как Администрации Режевского городского округа. Полномочия Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом - Комитет по управлению имуществом Режевского городского округа (КУИ РГО) определены ст. 46 Устава Режевского городского округа, а полномочия уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа (УГХ РГО) установлены ст. 48 Устава Режевского городского округа. Указанными нормами Устава Режевского городского округа установлены полномочия КИУ РГО И УГХ РГО в сфере управления муниципальным имуществом и полномочиями в сфере городского хозяйства соответственно. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа не относятся к полномочиям КУИ РГО или УГХ РГО. При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования Режевского городского прокурора в части возложения на Администрацию Режевского городского округа обязанности по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Возложить на Администрацию Режевского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно: - обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара территорию коллективных садов «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>»; - с целью исключения переброса огня на здания и сооружения выполнить устройства защитных противопожарных минерализованных полос в коллективных садах «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>»; - в коллективном саду «<данные изъяты>» обустроить к естественному водоисточнику река Бобровка, а в коллективных садах «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» обустроить к искусственным водоисточникам подъезды (площадки, пирсы) с твердым покрытием размерами 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; - территорию коллективных садов «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» для целей пожаротушения обеспечить пожарными мотопомпами. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме. Судья: Быков А.Н. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.