Решение суда от 23.06.2011 года по иску о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов призводства и потребления



                                                                      

                                                                   РЕШЕНИЕ

                                              Именем Российской Федерации

     23 июня 2011 Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филатовой М.В.,

при секретаре Бурлаковой Л.В.,

с участием помощника прокурора Каюмовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа, Территориальному управлению по селу <адрес> о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном в <адрес> на выезде из <адрес> в сторону д. Мостовой справа от дороги на расстоянии 200 м. от села площадью более 100 кв.м.,

установил:

     Режевской городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа, Территориальному управлению по селу <адрес> о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке находящейся на земельном участке, расположенном в <адрес> на выезде из <адрес> в сторону д. Мостовой справа от дороги на расстоянии 200 м. от села площадью более 100 кв.м., по следующим основаниям. В ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства органном местного самоуправления Режевского городского округа установлено, что на данной территории находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью более 100 кв.м. Пунктами 10, 12 Устава Режевского городского округа к полномочиям органов местного самоуправления отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Режевского городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. П. 9 ст. 48 Устава Режевского городского округа к полномочиям уполномоченного органа в сфере управления городским хозяйством РГО отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. П. 10 ст. 49 Устава Режевского городского округа к полномочиям Уполномоченных органов в сфере управления сельскими территориями отнесены полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной территории. Земельный участок, на котором обнаружена свалка, находится в муниципальной собственности и одновременно включен в состав территории Режевского городского округа. Обращаясь в суд с иском, Режевской городской прокурор просил обязать администрацию Режевского городского округа, Управление Режевским городским хозяйством Режевского городского округа, а также Территориальное управление по <адрес> организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном в <адрес> на выезде из <адрес> в сторону д. Мостовой справа от дороги на расстоянии 200 м. от села площадью более 100 кв.м.,

     В судебном заседании представитель истца - помощник Режевского городского прокурора Каюмова Т.Н., поддержав исковые требования, пояснила суду, что в соответствии со ст. 16 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе, и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу положений ст.37 данного закона этот вопрос находится в компетенции администрации РГО, работу которой возглавляет Глава РГО. Согласно п.п. 9 п. 4 ст. 48 Устава Режевского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управления городским хозяйством Режевского городского округа, а в соответствии с п. 10 ст. 49 Устава Режевского городского округа к полномочиям Уполномоченных органов в сфере управления сельскими территориями отнесены полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной территории. Земельный участок, на котором обнаружена свалка, находится в муниципальной собственности и одновременно включен в состав территории Режевского городского округа, а также находится на территории, подведомственной Территориальному управлению по <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается актом о выявленных нарушениях при проверке соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимками с места расположения свалки, схемой границ ТУ по <адрес>, а также Альбомом планов земель Липовского сельского совета, ведомостью площадей угодий по контурам в черте населенного пункта Мостовая, схемой к нему, кадастровым планом данной территории. Согласно данным Режевского отдела Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок по адресу: <адрес>, на выезде из <адрес> в сторону д. Мостовой справа от дороги на расстоянии 200 м. от села, собственника не имеет, следовательно, им распоряжается муниципалитет. Представитель истца также уточнила исковые требования и просила суд обязать администрацию Режевского городского округа, Управление Режевским городским хозяйством Режевского городского округа, а также Территориальное управление по <адрес> организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Уточнение связано с тем, что для организации таких работ необходимо выделение из местного бюджета денежных средств, а заседание Городской Думы по вопросам внесения поправок в бюджет запланировано на сентябрь 2011 года.

     Представитель ответчика - администрации Режевского городского округа, в судебное заседание не явился, направив заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

     Представитель ответчика - юрисконсульт Управления городским хозяйством Режевского городского округа Петров А.И., действующий на основании постоянной доверенности, пояснил, что поскольку прокурором представлены документы, подтверждающие отсутствие у земельного участка какого-либо собственника, а также нахождение земельного участка в пределах границ Режевского городского округа, иск об организации уборки этой территории от свалки является обоснованным. Управление городским хозяйством Режевского городского округа является органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, и именно к его полномочиям относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Однако срок для выполнения этих работ следует установить до ДД.ММ.ГГГГ, так как потребуется выделение УГХ денежных средств, и вопрос этот решится только в сентябре 2011 года. К ТУ по <адрес> иск предъявлен необоснованно, поскольку специальных полномочий у этих органов по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не имеется, распорядителем денежных средств оно не является.

     Представитель ответчика - начальник Территориального управления по <адрес> Родионов В.Н. поддержал свой отзыв на исковое заявление, каких-либо дополнительных доказательств в подтверждение возражений по иску не представил. В данном отзыве указано, что согласно п. 3.10 Положения об Уполномоченном органе местного самоуправления по сельской территории - Территориальном управлении по <адрес> городского округа в его полномочия входит организация мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной территории - землях населенных пунктов. Из акта проверки, искового заявления следует, что несанкционированная свалка бытовых отходов в <адрес> выявлена на землях сельскохозяйственного назначения, у которых есть свой хозяин, он то и несет ответственность за захламление земель и использование их не по назначению. В бюджете ТУ по <адрес> на уборку несанкционированных свалок, находящихся на землях сельскохозяйственного назначения, денежных средств не предусмотрено. По указанным основаниям представитель ТУ по <адрес> просил в суд в иске, предъявленном к ТУ по <адрес> отказать, поскольку ТУ является по делу ненадлежащим ответчиком.

     Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> - Государственный инспектор отдела земельного контроля Управления Россельхознадзора по <адрес> Имаев В.У. в судебное заседание не явился, не известив о причинах неявки.

     Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

     В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

     Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

     В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

     Согласно п.п. 1 и 2 ст. 13 N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

     Согласно ч. 3 ст. 8 вышеуказанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     В силу п. 2, п. 3 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливаются органами местного самоуправления.

     На основании п.п. 10, 12 ч. 1 ст. 6 Устава Режевского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Режевского городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     На основании ч. 1, п. 9, ч. 4 ст. 48 Устава Режевского городского округа уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа., и к его полномочиям, в том числе относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     В соответствии с ч. 1, п. 10 ч. 4 ст. 49 Устава Режевского городского округа уполномоченные органы местного самоуправления по сельским территориям - Территориальные управления сел Режевского городского округа (далее - Управления сел) являются территориальными органами местного самоуправления, наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа; к полномочиям Управлений сел относятся в частности организация мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной территории.

     Согласно кадастровому плану (выписке из государственного кадастра недвижимости), а также уведомлению Режевского отдела Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок по адресу: <адрес>, на выезде из <адрес> в сторону д. Мостовой справа от дороги на расстоянии 200 м. от села собственника не имеет, за конкретными лицами не закреплен, собственность на земельный участок не разграничена, следовательно, право распоряжения им осуществляется органами местного самоуправления. Из акта о выявленных нарушениях при проверке соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимков к нему (л.д. ), представленным истцом схемами, обозревавшимися в судебном заседании, следует также, что земельный участок, на котором расположена свалка, находится в пределах границ д. <адрес>, которая на основании ст. 3 Устава Режевского городского округа входит в состав территории Режевского городского округа, а в соответствии подп. 1.4 п. 4 Положения об уполномоченном органе местного самоуправления по сельской территории - Территориальном управлении по <адрес> городского округа (утв. Решением Режевской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ), является территорией, подведомственной ТУ по <адрес>. На основании подп. 3.10 п. 3 настоящего Положения, Управление по селу Липовское в соответствии с возложенными на него задачами в том числе выполняет функцию по организация мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной территории. Аналогичное полномочие предоставлено ТУ по <адрес> и Уставом Режевского городского округа.

     Факт нахождения земельного участка, на котором расположена свалка, в пределах границ Режевского городского округа, а также на территории, подведомственной Территориальному управлению по <адрес>, подтверждается и Альбомом планов земель Липовского сельского <адрес>, ведомостью площадей угодий по контурам в черте населенного пункта Мостовая.

     Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиками суду не представлено, тогда как ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждая сторона в споре должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

     Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.

     Оснований сомневаться в достоверности представленных истцом доказательств у суда не имеется, они соответствуют требованиям относимости, допустимости, непосредственно исследовались в судебном заседании и никем не опровергнуты.

     Статья 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. В соответствии с п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.

     Очевидно, что размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам.Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду, направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право, а также создающего угрозу нарушения данного права в будущем.

     При таких обстоятельствах, суд полагает, что надлежащими ответчиками по данному делу являются Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа, а также Уполномоченный орган местного самоуправления по сельской территории - Территориальное управление по селу <адрес> и именно на них должна быть возложена обязанность организации уборки территории, находящейся на земельном участке, расположенном в <адрес> на выезде из <адрес> в сторону д. Мостовой справа от дороги на расстоянии 200 м. от села площадью более 100 кв.м. от отходов производства и потребления, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в соответствии с Уставом Режевского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесена к полномочиям Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управления городским хозяйством Режевского городского округа, а организация мероприятий по охране окружающей среды на подведомственной территории - к полномочиям Уполномоченного органа местного самоуправления по сельской территории - Территориального управления по <адрес>. На указанные цели из бюджета Режевского городского округа на 2011 год предусмотрено выделение денежных средств, распорядителем которых является Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа.Срок для организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки, предложенный истцом, является разумным, оснований для его увеличения суд не усматривает.

     Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

     

     Иск Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

     Обязать Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа, а также Уполномоченный орган местного самоуправления по сельской территории - Территориальное управление по селу <адрес> организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном в <адрес> на выезде из <адрес> в сторону д. Мостовой справа от дороги на расстоянии 200 м. от села площадью более 100 кв.м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

     Иск Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельном участке, расположенном в <адрес> на выезде из <адрес> в сторону д. Мостовой справа от дороги на расстоянии 200 м. от села площадью более 100 кв.м., предъявленный к администрации Режевского городского округа, оставить без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней со дня его принятия в окончательной форме.

     

Судья:                                                        подпись