Решение суда от 14.06.2011 года по иску о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности



     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        14 июня 2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Быкова А.Н.,

с участием прокурора Каюмовой Т.Н.,

при секретаре Тетериной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Режевского городского округа, <адрес> о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

        Режевской городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Режевского городского округа, ТУ по <адрес> о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности, указав, что при проведении проверки информации, поступившей из ГУ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по СО Отделение надзорной деятельности РГО поступила информация о соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях территориальных управлений Режевского городского округа, на территории территориальных управлений, установлено, что в здании территориального управления по <адрес> городского округа в нарушении ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03, НПБ 104-03 помещения не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией, в нарушение ППБ 01-03 п. 3, ГОСТ Р. 12.2.143-2009 план эвакуации людей на случай пожара отсутствует, в нарушении ППБ 01-03 табл. 1 не проводится проверка первичных средств пожаротушения (огнетушителей), в нарушение п. 60 ППБ 01-03 производится эксплуатация электросветильников со снятыми плафонами. На территории населенных пунктов <адрес> выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение НПБ 160-97. ППБ 01-03 п. 90 на территории населенных пунктов указатели источников наружного противопожарного водоснабжения не соответствуют требованиям правовых актов, в нарушение ППБ 01-03 п. 94 к искусственным и естественны водоисточникам не устроены подъезды (площадки, пирсы) с тверды покрытием размерами 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, в нарушение требований ППБ 01-03 П. 112 с целью исключения переброса огня на здания и сооружения не выполнены устройства защитных противопожарных минерализованных полос, пожарные водоемы, расположенные на территории указанных населенных пунктов, в нарушение п. 89 ППБ 01-03 не исправны, на территории указанных населенных пунктов в нарушение п. 114 ППБ 01-03 отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, в нарушении п. ППБ 01-03 п. 31 данные населенные пункты не обеспечены передвижной пожарной мотопомпой, в нарушение п. 21 ППБ 01-03терриитории населенных пунктов в пределах противопожарных разрывов не очищены от сухой травы, мусора, сухостоя. Обращаясь в суд с иском, прокурор просил обязать Администрацию Режевского городского округа, <адрес> устранить вышеуказанные нарушения Правил пожарной безопасности, выявленные на территории ТУ по <адрес> городского округа, в здании <адрес> городского округа, указанные в акте проверки федерального органа исполнительной власти от ДД.ММ.ГГГГ, предписании .

        В ходе рассмотрения гражданского дела помощник Режевского городского прокурора Каюмова Т.Н. уточнив исковые требования просила возложить на Администрацию Режевского городского округа, <адрес> в солидарном порядке обязанность обеспечить здание <адрес> городского округа планом эвакуации людей на случай пожара в соответствии с требованиями ГОСТа, провести проверку первичных средств пожаротушения (огнетушителей), обеспечить здание <адрес> Режевского городского округа автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией, обеспечить эксплуатацию электросветильников с плафонами. На территории населенных пунктов <адрес> обеспечить наличие указателей источников наружного противопожарного водоснабжения соответствующих требованиям правовых актов, к искусственным и естественны водоисточникам обустроить подъезды (площадки, пирсы) с тверды покрытием размерами 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, выполнить устройства защитных противопожарных минерализованных полос, обеспечить исправное состояние пожарных водоемов на территории указанных поселков, территорию населенных пунктов <адрес> городского округа обеспечить средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара, обеспечить населенные пункты <адрес> передвижными пожарными мотопомпами, обеспечить очистку территории населенных пунктов <адрес> от сухой травы, мусора, сухостоя.

        Представитель Администрации Режевского городского округа Савельева М.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направив письменный отзыв, в котором не согласившись с исковыми требованиями, указала, что в соответствии с п.6 ст.41 Устава Режевского городского округа в полномочия Администрации Режевского городского округа входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Режевского городского округа, деятельности муниципальной пожарной охраны. Согласно п.8 ч.4 ст.49 Устава Режевского городского округа в полномочия Уполномоченного органа местного самоуправления по сельским территориям - <адрес> <адрес> городского округа входит обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории. Так как проверка была проведена на сельской территории, в <адрес>, считает, что Администрация Режевского городского округа является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу. Кроме того, срок выполнения предписания на момент подачи искового заявления Режевским городским прокурором не закончился. Исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ, а последний срок выполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности по ТУ по <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем считает, что исковое заявление подано Режевским городским прокурором в нарушение п.7 ч.2 ст. 131 ГПК РФ.

        Начальник <адрес> Агафонова Т.В., не признав исковые требования прокурора, пояснила, что в ТУ по <адрес> была проведена проверка Главным государственным инспектором ОНД РГО по пожарному надзору, в результате которой были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Для устранения выявленных нарушений необходимы существенные вложения финансовых средств. <адрес> не имеет финансовых средств для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности, т.к. основными распорядителями финансовых средств является Администрация РГО и финансовое управление РГО.

        Начальник отделения надзорной деятельности Режевского городского округа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Толстых А.Н., направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.     

        Суд, выслушав доводы помощника прокурора Каюмовой Т.Н., объяснение начальника ТУ <адрес> Агафоновой Т.В., а также исследовав материалы дела, приходит к следующему.

        В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение в границах городского округа первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

        Как следует из ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» первичными мерами пожарной безопасности признается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

        Согласно ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Статьей 10 ФЗ «О пожарной безопасности» закреплено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности»:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

        Согласно ст. 2 Устава Режевского городского округа наименование муниципального образования - Режевской городской округ. Термины "городской округ", "муниципальное образование", применяемые в Уставе, имеют одинаковое значение.

Статьей 3 Устава Режевского городского округа определяющей состав территории Режевского городского округа закреплено, что городской округ - муниципальное образование, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. В состав территории Режевского городского округа входят город Реж, а также в соответствии с генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и других сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями: <адрес>

В соответствии с п. 26 ст. 6 Устава Режевского городского округа к вопросам местного значения Режевского городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа.

Как следует из п. 3 ст. 21, ст. 40 Устава Режевского городского округа Администрация Режевского городского округа, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления наделено полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных ст. 6 Устава, т.е. в том числе и по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа, а также полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

Пунктом 6 ст. 41 Устава Режевского городского округа прямо отнесено к полномочиям администрации Режевского городского округа обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Режевского городского округа, деятельности муниципальной пожарной охраны.

Согласно ч. 1 ст. 49 Устава Режевского городского округа Уполномоченные органы местного самоуправления по сельским территориям - Территориальные управления сел Режевского городского округа (далее - Управления сел) являются территориальными органами местного самоуправления, наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. Пунктом 8 ч. 4 ст. 49 Устава Режевского городского округа полномочиям Управлений сел относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории.

В соответствии с п. 31 Правил Пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, сельские населенные пункты, с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Как следует из п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. При наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). (п. 94 ППБ 01-03). Для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). (п. 112 ППБ 01-03). На территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. (п. 114 ППБ 01-03)

Защита автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией административных общественных зданий закреплено НОРМАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭВАКУАЦИЕЙ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ" (НПБ 104-03), утвержденными Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», а также НОРМАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ "ПЕРЕЧЕНЬ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ И ОБОРУДОВАНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАЩИТЕ АВТОМАТИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИЕЙ" (НПБ 110-03), утвержденнымиПриказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

        Наличие нарушений требований пожарной безопасности в <адрес> об устранении которых заявлено требование прокурором подтверждается актом проверки (л.д. ), предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д. ) и не оспаривается сторонами.

        Поскольку п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение в границах городского округа первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа, а в соответствии с требованиями ст.ст. 40 Устава Режевского городского округа Администрация Режевского городского округа наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 Устава, п.п. 26 п. 1 которой к вопросам местного значения прямо отнесено и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Режевского городского округа, суд находит доводы представителя Администрации Режевского городского округа о том, что Администрация Режевского городского округа является ненадлежащим ответчиком по делу несостоятельными.

        Из статей 6, 40, 41 Устава Режевского городского округа прямо следует, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Режевского городского округа отнесено к полномочиям как Администрации Режевского городского округа. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории отнесено п. 8 ч. 4 ст. 49 Устава Режевского городского округа и к полномочиям Управлений сел. При этом, согласно ст. 10 ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.

        При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования Режевского городского прокурора в части возложения в солидарном порядке на Администрацию Режевского городского округа и <адрес> обязанности по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности обоснованными и подлежащими удовлетворению.

        Доводы представителей ответчиков о том, что предписанием по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, внесенным начальником отделения надзорной деятельности Режевского городского округа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области Толстых А.Н. в адрес начальника <адрес> был установлен срок для их устранения до ДД.ММ.ГГГГ, который на момент предъявления прокурором иска не истек, не являются основанием для отказа прокурору в заявленных исковых требованиях. Кроме того, в судебном заседании установлено, что как на ДД.ММ.ГГГГ, так и в настоящее время указанные нарушения требований пожарной безопасности не устранены.

Федеральным законом не предусмотрен досудебный порядок обращения прокурора с требованием о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем доводы представителя Администрации РГО о нарушении прокурором п. 7 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ суд находит несостоятельными.

         Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд     

          

Р Е Ш И Л :

        Иск Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

        Возложить на Администрацию Режевского городского округа и <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ в солидарном порядке устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

- обеспечить здание <адрес> городского округа автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией;

- выполнить в здании <адрес> городского округа план эвакуации людей на случай пожара в соответствии с требованиями ГОСТа Р.12.2.143-2009;

- провести в здании <адрес> городского округа проверку первичных средств пожаротушения (огнетушителей);

- обеспечить эксплуатацию электросветильников с плафонами, предусмотренными конструкцией;

- на территории населенных пунктов <адрес> городского округа обеспечить наличие указателей источников наружного противопожарного водоснабжения соответствующих требованиям п. 90 Правил Пожарной безопасности в Российской Федерации (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, с четким нанесением цифры, указывающие расстояние до водоисточника);

- на территории населенных пунктов <адрес> городского округа к искусственным и естественны водоисточникам обустроить подъезды (площадки, пирсы) с тверды покрытием размерами 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

    - на территории населенных пунктов <адрес> городского округа выполнить устройства защитных противопожарных минерализованных полос;

- населенные пункты <адрес> обеспечить передвижными пожарными мотопомпами;

- на территории населенных пунктов <адрес> обеспечить исправное состояние пожарных водоемов;

- обеспечить очистку территории населенных пунктов <адрес> от сухой травы, мусора, сохостоя;

- обеспечить населенные пункты <адрес> средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае пожара.

        Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней с момента его вынесения в окончательной форме.

             Судья:                                                                                     Быков А.Н.