Решение суда от 05.07.2011 года по иску о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых отходов.



Дело г.                   

                                                                            РЕШЕНИЕ

                                                             Именем Российской Федерации

     5 июля 2011 года Режевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Филатовой М.В.,

при секретаре Бурлаковой Л.В.,

с участием помощника прокурора Евграшина А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в <адрес> за железнодорожным переездом в районе <адрес> на расстоянии 300 м. от переезда в направлении автодороги Екатеринбург-Алапаевск вдоль полевой дороги протяженностью более 200 м. общей площадью более 600 кв.м.,

установил:

     Режевской городской прокурор обратился в суд с иском к администрации Режевского городского округа, Управлению городским хозяйством Режевского городского округа о понуждении организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в <адрес> за железнодорожным переездом в районе <адрес> на расстоянии 300 м. от переезда в направлении автодороги Екатеринбург-Алапаевск вдоль полевой дороги протяженностью более 200 м. общей площадью более 600 кв.м., указав, что в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства органами местного самоуправления Режевского городского округа установлено, что на данной территории обнаружена несанкционированная свалка бытовых отходов. Пунктами 10, 12 Устава Режевского городского округа к полномочиям органов местного самоуправления отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Режевского городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Земельный участок, на котором обнаружена свалка, находится в муниципальной собственности и одновременно включен в состав территории Режевского городского округа. Обращаясь в суд с иском, Режевской городской прокурор просил обязать администрацию Режевского городского округа и Управление Режевским городским хозяйством Режевского городского округа организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в <адрес> за железнодорожным переездом в районе <адрес> на расстоянии 300 м. от переезда в направлении автодороги Екатеринбург-Алапаевск вдоль полевой дороги протяженностью более 200 м. общей площадью более 600 кв.м.

     В судебном заседании помощник Режевского городского прокурора Евграшин А.С. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, пояснив, что в соответствии со ст.16 Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе, и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В силу положений ст. 37 данного закона этот вопрос находится в компетенции администрации РГО, работу которой возглавляет Глава РГО. Согласно п.п. 9 п. 4 ст. 48 Устава Режевского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа. Представленными документами подтверждается, что несанкционированная свалка находится в границах <адрес>, земельный участок, на котором она расположена, находится в муниципальной собственности и одновременно включен в состав территории Режевского городского округа. Представитель истца также уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию Режевского городского округа, Управление Режевским городским хозяйством Режевского городского округа организовать уборку территории от несанкционированной свалки в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Уточнение связано с тем, что для организации таких работ необходимо выделение из местного бюджета денежных средств, а заседание Городской Думы по вопросам внесения поправок в бюджет запланировано на сентябрь 2011 года.

     Представитель ответчика - администрации Режевского городского округа, в судебное заседание не явился, направив отзыв на иск прокурора, в котором указано, что в соответствии с п.п. 9 п. 4 ст. 48 Устава Режевского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа. Таким образом, администрация Режевского городского округа является по делу ненадлежащим ответчиком, в связи с чем в исковых требованиях прокурора, предъявленных к ней, надлежит отказать. В отзыве содержится также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации РГО.

     Представитель ответчика - Управления городским хозяйством Режевского городского округа, в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ходатайстве указано на отсутствие возражений по иску прокурора, а также на то, что работы по организации уборки несанкционированной свалки бытовых отходов на территории, находящейся в <адрес> за железнодорожным переездом в районе <адрес> на расстоянии 300 м. от переезда в направлении автодороги Екатеринбург-Алапаевск вдоль полевой дороги, будут выполнены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

     Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области - в судебное заседание не явился, не известив о причинах неявки.

     Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

     В ст. 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

     Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.

     Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

     В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

     Согласно п.п. 1 и 2 ст. 13 N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 30.12.2008) территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории городских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

     Согласно ч. 3 ст. 8 вышеуказанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     В силу п. 2, п. 3 ст. 13 указанного Закона организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливаются органами местного самоуправления.

     На основании п.п. 10, 12 ч. 1 ст. 6 Устава Режевского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Режевского городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     На основании ч. 1, п. 9, ч. 4 ст. 48 Устава Режевского городского округа уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа является отраслевым органом местного самоуправления, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа., и к его полномочиям, в том числе относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

     В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами то, что земельный участок, расположенный в <адрес> за железнодорожным переездом в районе <адрес> на расстоянии 300 м. от переезда в направлении автодороги Екатеринбург-Алапаевск вдоль полевой дороги, находится в муниципальной собственности и одновременно включен в состав территории Режевского городского округа, а также то, что на данном земельном участке имеется несанкционированная свалка бытовых отходов.

     Это обстоятельство подтверждается актом о выявленных нарушениях при проверке соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, фотоснимком и схемами к нему (л.д. ).

     Очевидно, что размещение несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду и существенно нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и может привести к отрицательным результатам.Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан, имеющих право на благоприятную окружающую среду, направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право, а также создающего угрозу нарушения данного права в будущем.

     При таких обстоятельствах суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа, и именно на него должна быть возложена обязанность организации уборки территории, находящейся в <адрес> за железнодорожным переездом в районе <адрес> на расстоянии 300 м. от переезда в направлении автодороги Екатеринбург-Алапаевск вдоль полевой дороги, от несанкционированной свалки бытовых отходов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в соответствии с Уставом Режевского городского округа организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, отнесена к полномочиям Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управления городским хозяйством Режевского городского округа, на указанные цели из бюджета Режевского городского округа на 2011 год предусмотрено выделение денежных средств, распорядителем которых также является Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа.

     Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

решил:

     Иск Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

     Обязать Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере городского хозяйства - Управление городским хозяйством Режевского городского округа, организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в <адрес> за железнодорожным переездом в районе <адрес> на расстоянии 300 м. от переезда в направлении автодороги Екатеринбург-Алапаевск вдоль полевой дороги протяженностью более 200 м. общей площадью более 600 кв.м., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

     Иск Режевского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности организовать уборку территории от несанкционированной свалки бытовых отходов, находящейся в <адрес> за железнодорожным переездом в районе <адрес> на расстоянии 300 м. от переезда в направлении автодороги Екатеринбург-Алапаевск вдоль полевой дороги протяженностью более 200 м. общей площадью более 600 кв.м., предъявленный к администрации Режевского городского округа, оставить без удовлетворения.

     Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение 10 (десяти) дней со дня его вынесения.

     Решение изготовлено в совещательной комнате печатным способом судьей лично.

     Судья:                                                                                   М.В. Филатова.